Урок по окружающему миру в 3 классе Охрана растений.Красная книга

Тема: Охрана растений. Красная книга.
УМК «Школа 21 века» 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания (технология проектного обучения)

Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе.

Формируемые УУД:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительными материалами.
Регулятивные:
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникативные:
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока
1.Актуализация знаний.


-Послушайте стихотворение. Скажите, о чём в нем говорится.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарство заменяют,
И лакомством бывают
И чаем нас напоят,
И даже дом построят,
Земли они творенья,
Зовем мы их - (РАСТЕНИЯ).

-На прошлых уроках вы говорили о растениях. Давайте проверим, что вы о них знаете.
На столах лежат карточки. В группах выполните тест. Время 1 мин.

1. Что не относится к растениям.
А) водоросли
Б) грибы
В) папоротники


2. Какие растения называют голосеменными
А) цветковые
Б) мхи
В) хвойные

3. Какое из растений является ядовитым.
А) калина
Б) бузина
В) клюква

4.Корнеплод есть у:
А) моркови
Б) одуванчика
В) огурца

5. Двулетним растением является:
А) мак
Б) брусника
В) капуста
- По часовой стрелке передайте работу своей группы для проверки. Сверьте свои ответы с доской.( на доска правильные ответы)

2.Мотивация
-Послушайте внимательно экологическую сказку. Потом мы с вами по ней побеседуем. - На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет.  Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал Обсуждение сказки.
-Какое настроение у вас после прослушанной сказки и почему? - Почему лось заплакал? -Можно ли Петю назвать “добрым” мальчиком? Обоснуйте свой ответ. - Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
Какая экологическая проблема рассматривается в сказке? (уничтожение растений)
- Где мы можем увидеть список исчезающих, редких растений.( в Красной книге)
3.Целеполагание.
Тема нашего урока «Охрана растений. Красная книга».
-Что нам нужно узнать на уроке? Какие задачи мы поставим?
* что такое Красная книга
* какие растения занесены в Красную книгу
* как охранять растения
* зачем охранять растения (роль в жизни человека)
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Их численность постоянно снижается. Сейчас  за неделю исчезает 1 вид. Растения нуждаются в охране.  Поэтому люди создали Красную книгу.
1 ученик: Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в Швейцарии.
2 ученик: В 1978 году создана Красная книга и у нас в стране.
3 ученик: в Тюменской области книга была учреждена в апреле 1999 года.
- Как вы думаете, почему книгу назвали Красной ?
( Красный цвет предупреждает нас об опасности, как цвет светофора. Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно)
4. Работа над новым материалом. ПРОЕКТЫ
Над темой урока вы поработаете в группах, итогом вашей работы станут мини-проекты, которые вы представите классу.
1 группа - Исследователи
2 группа - Театралы
3 группа - Художники
4 группа – Аналитики
Задания для каждой группы
Исследователи: Оформить страницы Красной книги растений Тюменской области.
Театралы: Подготовить сценку «Лесная лечебница»
Художники: Нарисовать экологические знаки «Береги растения!»
Аналитики: Оформить плакат «Роль растений в жизни человека»
Время работы 10 минут. Включить спокойную мелодию.
Физминутка.

- Долго вы сидели, работали, пришло время размяться.
Электронная физминутка «Елочка»

5. Защита проектов

А) Выступление группы «Исследователи»
-Где и для кого может пригодиться ваш проект?

Б) Выступление группы «Театралы»
Группа показывает сценку.
- Посмотрите, какой рецепт получился в нашей лесной лечебнице.
Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса? Почему?
Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?
Какой вывод мы можем сделать? ( от людей, от нас с вами зависит здоровье природы и планеты в целом)

-Где вы ещё можете показать эту сценку?

В) Выступление группы «Художники»
-Где и для кого может пригодиться ваш проект?

Г) Выступление группы «Аналитики»
Где и для кого может пригодиться ваш проект?

6. Рефлексия

А) Синквейн
- Каждая группа составляет синквейн на тему «Растения».

-Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
-Какие личностные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
-Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Б) Цветочная полянка
- А сейчас дайте оценку за работу на уроке себе.
(красный цветок-всё понял, активно работал, голубой- остались вопросы)
-Наше занятие подошло к концу. Пусть оно завершится стихотворением, которое является заветом нам с вами.


Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
















































Приложение 1
Группа «Аналитики»
Задание: Составить плакат «Роль растений в жизни человека»
Вам потребуется: лист картона А3, фломастеры.
План работы:
1. Читайте текст по абзацам.
2. В каждом абзаце выделите ключевое слово или словосочетание, указывающее на роль растения в жизни человека.
3. Составьте плакат
4.Подумайте, где можно применить данный плакат.

Зелёные растения обогащают атмосферу кислородом и очищают воздух от излишков углекислого газа. Кислород необходим нам и всем живым существам для дыхания.
 Всё то, что растет на наших полях, в садах и огородах именно отсюда человек получает важнейшие продукты питания. Около 70% рациона человека составляет пища растительного происхождения.
Популярные напитки – кофе, какао, чай, фруктовые соки также получают из растений.
Кормовые растения служат основной кормовой базой для домашних и некоторых диких животных. Они служат кормом для сельскохозяйственных животных.
Лекарственные растения - группа растений, используемых в народной или медицинской практике, с лечебными или профилактическими целями.
Деревья используют как источник древесины. Древесина - традиционный строительный материал. Древесина очень легко обрабатывается и из нее можно сделать всё, что угодно.
Древесина является незаменимым материалом в производстве музыкальных инструментов: балалаек, флейты, кларнета, домбр, мандолин, клавиатурных дощечек фортепьяно.
Из продуктов переработки древесины изготавливают значительную часть различных видов бумаги и картона, используемого для изготовления картонной тары.
Некоторые растения используют как топливо для топки печей в бане, дома. Использование древесины в качестве топлива – это самое древнее её использование.
Материал для одежды дают так называемые волокнистые растения. К ним относятся: хлопчатник, лён, конопля, джут, сизаль. Наибольшее применение они находят в текстильной промышленности.



Приложение 2
Группа «Художники»
Задание: На основе прочитанных текстов нарисуйте экологические знаки «Берегите растения!»
Вам потребуется: цветные карандаши, фломастеры.
План работы:
1. Прочитайте тексты.
2. Обсудите, что можно нарисовать по каждому тексту.
3. Распределите, кто какой знак рисует.
4. Нарисуйте знак в круге, дайте ему название.
5. Подумайте, где можно разместить данные знаки.

Текст 1. Люди любят отдыхать на природе – сидеть у костра, устраивать пикник (завтрак или обед). Но часто после них остаётся непогашенный костёр, мусорная куча из банок, бутылок, пакетов.

Текст 2. Человек вырубает леса, парки, чтобы на их месте построить новые жилые дома или магазины.

Текст 3. Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этому – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы.

Текст 4. Люди, гуляя в парке, поле или на лугу любят собирать букеты из красивых и приятно пахнущих цветов. Букеты должны быть побольше да попышнее.

Текст 5. Многие дети любят ловить насекомых в сачок и оставлять их у себя в коллекции. Но такие насекомые как бабочки, пчёлы мухи, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Неопылившееся растение не даст потомства.



Своё выступление начните словами: « Наша группа рисовала экологические знаки «Берегите растения!». На основе текстов мы придумали следующие знаки»
(Далее каждый по очереди показывает свой знак и говорит его название)







Приложение 3
Группа «Исследователи»
Задание: Составить Красную книгу растений Тюменской области.
Вам потребуется: ножницы, клей, цветная бумага.
План работы:
1. Прочитайте учебник на странице 88 (какие страницы есть в Красной книге)
2. Прочитайте тексты о растениях.
3. Соотнесите текст с рисунком и названием растения.
4. Распределите, на какой странице должны быть расположены растения.
5. Приклейте рисунок растения и информацию о нём на лист нужного цвета.
6. Подумайте, где может пригодиться ваша работа.



Своё выступление начните словами: « Мы узнали, что в Красной книге есть страницы разного цвета: ______________, _______________,
_______________, _______________, _______________, _______________ .
Мы прочитали о растениях Тюменской области и расположили их на следующие страницы.
_______________________________ и _____________________________ мы наклеили на красную страницу, потому что они находятся _______
______________________________________________________________ .

На оранжевую страницу мы наклеили ____________________________ и _____________________________ , потому что число этих растений _________________________________


И на жёлтую страницу мы наклеили _____________________________ и _____________________________ потому что они считаются ________
______________________________________________________________ .






Многолетнее травянистое растение от 15 до 30см высотой. Стебель с 34 листьями, расположенными в его нижней части. Соцветие густой колос с множеством маленьких цветков. Цветки мелкие, черновато-пурпурные.
В медицине его применяют при язвах, гастритах и некоторых отравлениях. Употребляют его еще для восстановления сил, после болезни, от истощения, а также для поддержания бодрого, жизнерадостного самочувствия. 
Относится к растениям, которые находятся на грани исчезновения.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Многолетнее растение, произрастает в степи, на лугу. Стебель 60100 см высотой. Листья 11,5 мм в диаметре, свернутые, проволоковидные, снаружи голые или шероховатые, изнутри густоволосистые. Язычки листьев бесплодных побегов 12 мм длиной.
В народной медицине используется для лечения при заболеваниях щитовидной железы, параличе и ревматизме. Распашка участков, выпас скота, сбор семян – летучек на букеты привели к исчезновению этого растения.
Относится к растениям, которые находятся на грани исчезновения.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Многолетнее травянистое растение. Стебли 2550 см высотой, с 34 очередными, сидячими, заостренными, листьями. У этой орхидеи ярко-желтая губа и темно-пурпурные лепестки, а форма цветка напоминает изящную женскую туфельку. Яркая окраска и эффектная форма орхидеи напоминают крылья бабочек.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство, а также его применяют при головной боли и как противолихорадочное средство.
Число этих растений постоянно уменьшается, и вскоре они могут оказаться на грани исчезновения.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Многолетнее растение с толстым деревянистым корнем и несколькими прямостоячими стеблями 1030 см высотой. Листья узкие с тонкими зубчиками по краям, сизоватые или ярко-зеленые. В соцветии до пяти крупных цветков. Лепестки лиловато-синие, голубые.
Число этих растений постоянно уменьшается, и вскоре они могут оказаться на грани исчезновения.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Деревья до 30 м высотой. Листья черешковые, округло-сердцевидные, по краю заостренные, 39 см длиной, в углах жилок с бородками рыжеватых волосков. Соцветие из полузонтиков, объединяющих по 24 цветка. Цветки душистые. Плод одно- или двусемянный тонкостенный орешек с коротким носиком.
Считаются редкими, хотя их число пока не сокращается.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Многолетнее травянистое растение. Стебель простой, голый, 4060 см высотой. Прикорневые листья с округлой пластинкой, разделенной на 5 ромбических долей, рассеченных на треть или до середины на две доли. Цветки шаровидные, 35 см в диаметре, полуоткрытые. Листочки округлые, лимонно-желтые.
Используется как декоративное растение и иногда в медицине.
Считаются редкими, хотя их число пока не сокращается.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 4
Группа «Театралы»
Задание: Составить и показать сценку «Лесная лечебница»
Вам потребуется: ватман, клей, шапочки растений.
План работы:
1. Прочитайте тексты о растениях и карточки.
2. Распределите роли: 2 врача, берёза, ель, ландыш.
3. Подготовьте текст от первого лица (Я – берёза)
4. Подготовьте рецепт для каждого растения, отложите нужные карточки.(Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.)
5. Отрепетируйте свои роли и всю сценку.


Сценка.
Врач и его помощник сидят за столом. Врач что-то пишет.
К ним на приём приходит берёзка и рассказывает о себе по тексту
Врач, из выбранных рецептов, объявляет, что необходимо для берёзки, а его помощник приклеивает рецепты на ватман.
Берёзка прощается и уходит.
Приходит ель. Происходит всё так же.
Последним приходит ландыш. Происходит всё так же.

Концовка. Ландыш прощается. Доктора встают, кланяются и уходят на места.

























Ролевая игра «Лесная лечебница».
Мы сейчас окажемся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагноз и вклеят в «рецепт» (ватман на доске), а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.

Приглашаем первую пациентку – березку.
Каждую весну люди приходят в лес и режут острыми ножами кору дерева.
Из ранок вытекают соки. От этого дерево слабеет, с трудом стоит под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

Следующей на прием приглашается «ель»:
Ель самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но ещё хуже зимой, в канун новогоднего праздника. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнут ели в этот праздничный день.

Появляется «Ландыш».
Ландыш красивый цветок и очень душистый. Поэтому люди рвут эти цветы без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит этой красоты и запаха, если без основы, без корневища, без питания цветы стоят в затхлой воде. Очень стараются они спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. А ведь сколько пользы от ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

У врачей на столе следующие карточки:

Нельзя рвать цветы!
Не ломайте ветки деревьев!
На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку.
Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.
Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
Не собирай березовый сок, это вредит дереву!
Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через поврежденную кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.
Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.

VI. Итог игры.
Посмотрите, какой «рецепт» получился в нашей лесной лечебнице.
Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса. Почему? Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?
Синквейн на тему «Растения»
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).____________________________
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)._____________________________
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
_____________________________________________
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) ______
____________________________________________
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. _____________________________________________



Синквейн на тему «Растения»
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).____________________________
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)._____________________________
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
_____________________________________________
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) ______
_____________________________________________
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. ____________________________________



Башмачок настоящий, венерин башмачок желтый - 1 Заголовок 115