Доклад на тему «Социальное сопровождение людей с ОВЗ в зарубежных странах в условиях высшей школы»


Доклад на тему «Социальное сопровождение людей с ОВЗ в зарубежных странах в условиях высшей школы»
Новикова Татьяна Юрьевна, студентка 3 курса, специальности «Психолого-педагогическое образование» Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г .Ялте
Научный руководитель: А.С. Каткова Ассистент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии (филиала)
Основой доклада является: «Обеспечение доступности высшего образования для молодежи с инвалидностью в зарубежных вузах» Ю.В. Богинская, «Службы сопровождения студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях за рубежом» Ю.В. Богинская, «Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования» О. А. Гуркина, «Образовательная интеграция студентов с инвалидностю и ограниченными воможностями здоровья» Ю. В. Богинская, «Центр сопровождения студентов с инвалидностью как проектный офис: основные практики и рекомендации» М. В. Береснев.
Постановка проблемы: К концу XX в. в России в результате глобальных социально-экономических преобразований начинает также формироваться социальная модель инвалидности.
В расмотренных статьях представлены основные пути обеспечения доступности высшего образования для студентов с ОВЗ, раскрывается понятие «образовательная интеграция студентов с ОВЗ», определены факторы, обеспечивающие условия доступности всех образовательных уровней для студентов с ОВЗ, проблема формирования базы знаний в Центре сопровождения студентов с инвалидностью.
Изложение основного материала: Начало обучения студентов с ОВЗ в высшем учебном заведении становится первым действенным шагом в направлении социальной и образовательной интеграции. Это дает возможность использовать равные права в получении профессии и квалификации, но не всегда предполагает положительный результат, так как современная высшая школа не предоставляет в полной мере возможности для учебной деятельности студентов с ОВЗ.
Автор статьи выделяет ключевые признаки интеграции:
- процесс вхождения в коллектив, социум, общественную систему;
- подготовка к самостоятельной жизни;
- конечная цель обучения;
В научной литературе термин «интеграция» - это процесс, результат и состояни,е при котором инвалид и другие члены общества с ОВЗ, интелекта, сенсорной сферы, не являются социально обособленными или изолированными и учавствуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Образовательная интеграция – часть социальной интеграции. Важно отметить, что образовательная интеграция лиц с инвалидностью ограничена уровнем развития интелекта. ( молодежь с нарушениями умственного и психического развития не имеют юридического права получать высшее образование).
Ученные выделяют несколько видов образовательной интеграции:
- полная и всесторонняя – студент - инвалид активно взаимодействет с другими студентами во всх сферах деятельности. ( является не самым распространенным вариантом)
- интеграция только на уровне научной деятельности (в рамках только учебного процесса).
- нулевой вид интеграции – когда студент – инвалид не контактирует с другими студентами даже в условиях учебного процесса ( встречается часто).
Согласно исследованиям Е. Мартыновой образовательная интеграци строится с учетом следующих социально-педагогических условий:
- индивидуальная программа реабилитации;
- конкурсные требования при поступлении;
- осознаная мотивация к получению высшего образования;
- организация социально-педагогической поддержки.
Факторы, обеспечивающие условия доступности всх образовательных уровней:
- нормативно-правовое обеспечение;
- обеспечения беспрепятственного доступа к социальной инфаструктуре.
- формирование позитивного отнощения в обществе к студентам с ОВЗ и др.
Таким образом, образовательная интеграция обучающихся с ОВЗ – это создание оптимальных условий для получения высшего образования студентов с ОВЗ. Кроме того, образовательная интеграция помогает студентам с ОВЗ получить профессию, самореализоваться, достичь успеха в жизни и каръере.