Кружковая работа ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 «Ромашка»
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Перспективное планирование кружковой работы
во второй младшей группе.
Тема: «Пальцы помогают говорить»
Выполнила: Сабирова А.А.

2015
Пояснительная записка. В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Цель кружка:
Совершенствование системы работы по развитию мелкой и общей моторики как средства развития речи дошкольников.
Задачи кружка:*Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). *Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. *Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. *Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Сентябрь.
1.Моя семьяЭтот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья.Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
2.Божья коровка
Божья коровка, черная головка
Улети на небо
Принеси нам хлеба
Черного и белого
Только не горелого
Сжимаем кулачок и оттопыриваем большие пальцы
Машем крыльями
Сжимаем горсточки и вытягиваем их вперед
Показываем вправо и влево руками
Грозим пальчиком
3.Наш малыш
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Эти упражнения выполняются в разных вариантах: начинаем загибать пальцы то на левой, то на правой руке, начинаем с мизинца или с большого пальчика.
4.Капустка
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Октябрь.
1. «Шалун»
Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила:Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала.
Он много шалил. Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со
словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать
2.Пальчик - мальчик
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
3. Качели
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
4.Улей
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
Ноябрь.
1.Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев
2. Веер
Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет.
.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя,
превратив их в большой веер,
который обмахивает лицо ветерком.
3. Мы рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
Рисовать опять начнем.
4. Повстречались
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Р-р-р!"
Два быка: "Му-у!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Декабрь.
1. Белка
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Мишке толстопятому, Заиньке усатому
2. Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет. - легкие движения кистями рук вправо влево
Вы не бойтесь ветра, зайки, погрозить пальчиком.
Веселитесь на лужайке. На последнюю помахать пальцами обеих рук
3. ЕлочкаПеред нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»Шишечки, показывают кулачкиИголочки, указательные пальцыШарики, пальцы сжимают в кругФонарики, показывают «фонарики»Зайчики, показывают «ушки зайца»И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другуЗвезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцамиЧеловечки. ставят средний и указательный пальцы на колени
3. Замок
На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? "замочком" вперед-назад
Мы замочком повертели, Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки
трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг
о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.
4. Зайцы
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
Январь.
1. Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура! » В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны
2. На работу
Большой палец встал один. Указательный, — за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура! » На работу им пора. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все. » — широко расставить пальцы в стороны.
Февраль.
1. С добрым утром!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами
поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль"
посмотреть в него
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам
"Чебурашка"
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Поглаживание коленок
Потопать ногами
С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась) Поднять руки вверх,
посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)
2. «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «здравствуй! » говорю Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
3. Мы делили апельсинМы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежат, (поочередно загибают пальцы на правой руке) Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка - кожура. (Разводят руки.) Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (имитируют бег пальцами по столу)
4.Меланья
У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая,
то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом,
показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя
растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку",
другой - "ложку".
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами,
как ресницами.
И все делали вот так... Дети показывают загаданные действия
Март.
1. Гости ( Русская игра )
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
- Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды
перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,
обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы
постукивают по тем же пальцам другой руки.
2. Тетери (Русская народная потешка) Как на нашем на лугу Разводим руки в стороны, изображая простор. Стоит чашка творогу. Ладони вместе – горстью. Прилетели две тетери, Машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон в середину. Наклевались, улетели. Указательный и средний палец –клювы –
тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.
3. Ладушки - ладошки
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия
4. Домик
Стенка, стенка
Потолок
Два окошка
Дверь, звонок.
Дзинь-дзинь-дзинь
Никто не открывает.
В этом домике все спят,
Да и нам с тобой велят.
Указательным пальчиком показываем
на щечки – левую, правую.
Показываем на лобик
Показываем глазки
Показываем ротик
Показываем носик
Нажимаем на носик
Имитация сна
Апрель.
1.ПаучокПаучок бежал по ветке, скрестите руки на уровне груди.
Пальчики правой руки бегут по предплечью левой,
а затем наоборот) А за ним бежали детки. Хлынул дождик: ой – е – ей! прижмите ладошки к лицу и сокрушенно
покачайте головой) Смыло паучков водой. помашите руками, словно стряхивая паучков
и водичку)
2. «Детки»Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать —Крепкие, дружные, Все такие нужные. Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
3. Посуда
Раз. Два. Три. Четыре
Мы посуду перемыли
Чайник. Чашку. Ковшик. Ложку.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли.
Кулаки обеих рук сжаты
Ладони параллельныИмитация мытья посуды Поочередно загибать пальцы на правой руке
Мы посуду посушили.
И теперь она опять
Будет чистотой сиять

Имитация мытья посуды
Имитация сушки
Ладони параллельны
4. Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.
Май. 1. «Кот на печи»Кот на печи стучат кулачком о кулачокСухари толчет, Кошка в окошке показывают как шьют иголкойПолотенце шьет. Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти внизНа печке сидят, и качают головой вправо-влевоНа печке сидят Да на котика глядят. показывают руками «очки» Все на котика глядят И сухарики едет. щелкают зубками2. «Курочка – рябушечка» Курочка – рябушечкаПо двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным
и средним пальцем по бедрамПо двору гуляла, Цыпляток считала. - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной рукеПосчитаю их опять: грозят указательным пальцемРаз, два, три, четыре, пять! » загибают пальчики на другой руке
3. Две веселые лягушки
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
4. Пальцы вытянулись дружно
Пальцы вытянулись дружно
А теперь сцепить их нужно
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.
СЕНТЯБРЬ