ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Фоминых Татьяна Владимировна – логопед,
Литвякова Наталья Сергеевна – воспитатель,
Линдт Наталья Сергеевна – воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Антошка» г. Абакан

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему и является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит семье.
Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонением в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10–15 лет назад, количество детей с речевой патологией постоянно растёт. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций. Поэтому, здоровьезбережение – одно из приоритетных направлений работы в ДОУ.
Основой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются разнообразные формы совместной деятельности педагога с детьми: физкультурные, музыкально-ритмические, интегрированные занятия и игровые ситуации, включающие дыхательную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, самомассаж, релаксацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна и др. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания, негативная статистика по образу жизни в семье - сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, негативно сказывается на развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи в своей деятельности по здоровьесбережению, мы используем различные формы работы с родителями: педагогические гостиные, консультации, беседы, развлечения на свежем воздухе, практикумы, мастер-классы, совместные прогулки, экскурсии, папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ, обобщение опыта семейного воспитания.
Для активного участия родителей в работе по здоровьесбережению, мы решили использовать метод проекта. Совместно разработали долгосрочный проект «Здоровая семья – здоровый ребенок». Цель данного проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на приобщение детей к здоровому образу жизни. Этапы и мероприятия проекта представлены в таблице:

Наименование мероприятий
Участники
Ответственные

1
этап
Определение целей и задач проекта
Педагоги

Педагоги


Обсуждение с детьми проблемы, что они хотят узнать, их варианты решения проблемы и результат, который они хотят получить по проблемной теме
Педагоги, дети
Педагоги


Обсуждение проекта со взрослыми участниками (физ.инструктор, родители)
Педагоги группы,
родители, физ.инструктор
Педагоги группы,
родители, физ.инструктор


Подбор материала
Педагоги группы, дети, родители
Педагоги группы, физ.инструктор

2
Этап
Подвижные игры, физкультминутки во время занятий
Педагоги группы, физ.инструктор, дети
Педагоги группы, физ.инструктор



Дыхательная гимнастика с элементами А. Стрельниковой
Педагоги группы, дети
Педагоги группы



Закаливающие процедуры (умывание холодной водой, ходьба по массажным коврикам)
Педагоги группы, дети
Педагоги группы, физ.инструктор



Пальчиковая гимнастика (Су-Джок)
Педагоги группы, дети
Педагоги группы


Мастер-класс с родителями «Су-Джок терапия»
Педагоги группы, родители
Педагоги группы


Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика»
Педагоги группы, родители
Педагоги группы


Утренняя гимнастика
Педагоги группы, родители
Педагоги группы, физ.инструктор


Пополнение физкультурного уголка, в том числе нестандартным оборудованием
Педагоги группы, родители
Педагоги группы


Беседы с детьми
Педагоги группы, медицинский работник, дети
Педагоги группы, медицинский работник


Физкультурно-оздоровительный досуг совместно с родителями «Искатели кладов»
Педагоги группы, родители, дети
Педагоги группы, родители

3 этап
Демонстрация стенгазеты по итогам проекта детям, родителям, педагогам ДОУ
Дети, родители, педагоги группы
Педагоги группы


Анализ деятельности и обобщение результатов. Беседа с детьми по итогам проекта. Оценивание детьми результатов своей деятельности и команды. Определение другой проблемы, которая вытекает из решенной
Дети, педагоги группы
Педагоги группы

В результате реализации проекта было создано единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Повысилось профессиональное мастерство педагогов и компетентность родителей по теме «Здоровый образ жизни». Расширились знания родителей и детей о здоровом образе жизни. Возросли не только физические способности детей, но и речевая активность, что является очень важным результатом реализации проекта.
После проведенной работы, мы пришли к выводу, что взаимодействие с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий в жизнь дошкольников будет эффективным, если будет строиться на основе сотрудничества педагогов и родителей.

Список литературы
1. . «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»/ Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2004. 384 с. (Программа развития). С. 3-6
3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.
5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.



15