Доклад : Воспитание патриота начинается с семьи и детского сада


Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт 
       В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Следовательно, этот пробел должно ликвидировать дошкольное образовательное учреждение.
Наш детский сад в своей работе использует наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему родному селу. Поэтому для нас важно с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего села, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее.
В группе создается Центры «Наша Родина». Центр содержит литературу по ознакомлению детей с родной природой, культурой, традициями.
Вместе с родителями оформляем стенды с фотографиями «Достопримечательности нашего села» глядя на них, дети лучше запоминали памятники, узнавали места, где бывали и фотографировались.
Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения ребенка и формируются в первую очередь под влиянием семьи.
История с. Венгерово глубоко отражается и в биографии семьи и в судьбе поколений.
Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной. К сожалению, как отмечают многие историки, исследователи в области генеалогии, традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений.
Вместе с родителями ребята составляют «Генеалогическое древо». Дети рассказывают о биографии своей семьи. Представили профессии родителей, выясняя их значимость в жизни и развитии нашего села.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах стараемся давать детям краеведческие сведения о с.Венгерово, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях, знаменитых людях. Воспитывая гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше, нами много прочитано и разучено стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Используем и литературный материал местных поэтов: В.А Афанасьева, Т.А.Нивалёновой и др.
Перед совершением экскурсий к памятнику погибшим героям в Великой Отечественной Войне, с детьми проводятся беседы, что способствует воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества. Для проведения бесед мы приглашаем таких интересных людей как Тойля Александра Антоновича, Хлестунову Риту Ульяновну.
В нашем детском саду второй год проходит особая акция, которой мы гордимся. Это акция: «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященная Победе в Великой Отечественной Войне. Ставшей нашей традицией. Дети с родителями делают поделки и открытки. Воспитатели с детьми поздравляют участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, «дети войны» и дарят им подарки, сделанные своими руками.
Заходя к каждому ветерану, труженику тыла, «детям войны» мы видим слезы радости, о того внимания которые уделяют наши дети и родители. Очень много рассказывают о тех страшных годах, которые они пережили. Под большим впечатлениям остаются наши дети, потом рассказывают своим родителям и друзьям.
Дети тоже не оставались без внимания, их угощали различными сладостями и были минуты отдыха от долгого пути.
Одной из наших традиций является празднование Дня Победы. В рамках подготовки к празднику мы совместно с родителями оформляем выставку поделок, стенгазеты, посвященные данной тематике. В наших утренниках принимает участие хор: «Красная гвоздика» под руководством ЛМ Михайловой.
В этот день к нам приходят «дети ВОВ». Среди них была и Павлюк. Она рассказывала дошкольникам о трудном военном времени, о том, как жили, объясняла, как и почему выстояли. Детям хорошо запомнились ее слова: «Только любовь к Родине помогла пережить все трудности».
В свою очередь дети поздравляют, дарят подарки, сделанные своими руками, и в благодарность за мирное небо над головой устраивают настоящий концерт. В эти моменты чувство гордости испытывают не только дети, но и все взрослые.
Работа по формированию у наших детей чувства любви к родному краю, стране, стала проходить более эффективно, потому что установлена тесная связь с родителями детей. Родители оказались не только большими и активными помощниками нашего детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Этому способствует проведение родительских собраний на темы: «Мой дом, моя Семья», «Воспитание любви к своей малой Родине», анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребенка».
Наш детский сад планирует провести к международному дню пожилых людей акцию: «Частичка нашего тепла!», изготовленные подарки отправятся к дедушкам и к бабушкам, которые проживают в доме для престарелых людей.
Также наш детский сад участвует в различных конкурсах как районного, так и областного уровня. В районном конкурсе «Великой Победе посвящается» ЕА Гавенко была лауреат 1 степени, а Шерстобитова TV победитель. А в областном профсоюзном проекте «Память во имя жизни» Курапова, Гавенко, Шерстобитова стали лауреатами в различных номинациях.
В заключение, хочу сказать, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная работа, ее необходимо вести планомерно и систематически.