Консультация Как сохранить в ребёнке ребёнка


Где рождается творчество?
Родителям хочется, чтобы их необыкновенный и самый лучший
ребенок был всесторонне развитым культурным человеком, чтобы он смог
достичь того, чего не достигли они. Существует единственный способ
помочь ему – вместе с малышом постигать этот мир. Родители являются
первыми педагогами детей в творческой деятельности.
Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Дети в этом возрасте любознательны, открыты, эмоционально
отзывчивы.
Основу творческих способностей составляют общие группы
психологических процессов: восприятие, мышление и воображение.
Развитие восприятия – важнейшее условие творчества. Психологи
отмечают недостаточную отчетливость восприятия у детей. Чувство
«красоты» надо развивать в себе и детях постоянно. Наблюдайте с детьми заизменениями в природном мире. Любуйтесь распускающимися клейкими
листочками весной, сказочно сверкающими, покрытыми инеем, зимними
деревьями, летними рассветами и закатами. А какие разные плывут по небу
облака, как быстро меняют они форму, цвет. После прогулки облака можно
нарисовать, передав их особенности и разные формы (крокодил, лошадка, сказочная птица и т.д.).
От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых
больших радостей. Среди первых детских воспоминаний, прежде всего,
вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрыеперестройки, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь.
Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии:
наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
Период наиболее интенсивного формирования наглядно – образного мышления приходится на старший дошкольный возраст и на начало
младшего школьного возраста. Наглядно – образное мышление потребуется и при обучении в школе, и для творческой деятельности человека в любой
профессии.
Умение фантазировать, воображать зависит от опыта, полученного
ребенком до прихода в детский сад. Б.М.Теплов писал: «Воображение – это
создание новых образов на материале прошлых восприятий». Воображение
можно развивать разными средствами: с помощью упражнений и игр,
прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки), в процессе рисования.
На основе приема творческого воображения «агглютинации»
(склеивание) можно разработать много творческих заданий. Например:
«Соединяя части разных животных, создайте новое, несуществующее
животное».
Другой прием творческого воображения – аналогия. На прогулке
наблюдайте за облаками, за корнями деревьев, формой кустов, языками
пламени, паутиной, пчелиными сотами, - на что они похожи?
Еще один прием творческого воображения – акцентирование, умение
подметить и выделить главное. Расскажи о самых характерных особенностях
образа ( Бабы – яги, Кощея Бессмертного, Деда Мороза и др.), как художники
в портретах изображают эти черты?
Преувеличение и преуменьшение тоже являются приемами
творческого воображения. Таким путем можно создать нечто новое. Умело
преувеличивая или преуменьшая характерные черты или детали, можно
нарисовать карикатуру или шарж на героя сказки или мультфильма. Типизация – самый сложный прием творческого воображения. В силу
возрастных особенностей эту способность развивать сложно.
Детям можно предложить такие задания:
а) вырезание шестиконечных снежинок;
б) определение по схемам, изображающие человеческие эмоции,
какие чувства выражает каждое из изображений и какие выражения
лиц (наиболее типичны) характерны для людей добрых, злых,
веселых и т.д.;
в) нарисуйте людей разных профессий, расскажите, какие типичные
черты вы выделили у представителей этих профессий.
В художественном творчестве велика роль эмоций и чувств. Познавая
окружающий мир, ребенок, испытывает разные чувства и ко всему выражает
свое отношение. Эмоционально реагирует на все, испытывает активные
(стенические) переживания и пассивные (астенические). Стенические
переживания связаны с положительными эмоциями, астенические – сотрицательными. Необходимо создать условия, чтобы занятия
изобразительным искусством вызывали у детей радостные положительные
эмоции и чувства.
«Как сохранить в ребенке ребенка? – извечная проблема педагогов и
родителей. Необходимо развивать в себе « искусство учить» не навязывая
ребенку своих взглядов. Относиться к представлениям детей внимательно,
верить им, поддерживать их творческие начинания. Будьте терпеливы, и вы
увидите, каким интересным, осмысленным, а порой и неожиданным станет
творчество вашего ребенка.
Список литературы:
1.«Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога
школы.»
Составитель, научный редактор И.А.Лыкова, доктор педагогических наук.
Москва, 2010
2. «Детское художественное творчество». Т.С.Комарова.
3. Маркова Т.А. «Детский сад и семья.»М., Изд-во, 1986.
4. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика.»М., Изд-во, 1998.
5. Монахов Н.И. «Умом и сердцем.»М., Политиздат., 1986.