Консультация для педагогов на педсовет на тему Как воспитать юного петербуржца

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
" КАК ВОСПИТАТЬ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА "
«Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете».
С.Я Маршак
Эта удивительная черта – совершать открытия, исследовать мир – заложена в ребёнке от природы. С самого первого момента вступления в мир малыш начинает познавать окружающую действительность. Вначале он учится всему посредством восприятия: следит за всем, что происходит вокруг, «пробует мир на вкус», затем взрослея, обретает всё новые и новые способы знакомства с миром. Познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую ступеньку с того момента, как ребёнок уверенно овладевает речью.
 Дети – это маленькие исследователи, это маленькие наблюдатели. И за частую на взрослых обрушиваются многочисленные: «почему?» «зачем?» «откуда?» «когда?» "как?» Всем детям присущи тяга к исследованию, открытию мира, взрослея, ребёнок нередко теряет это удивительное качество. И, безусловно, роль взрослого на этом этапе очень велика: именно мы «открываем» ребёнку окружающую действительность: называем предметы, показываем, как ими пользоваться, объясняем  для чего они нужны и т.д.  Им скучно всё принимать на веру. Они должны убедиться, что кактус – колючий, сосулька – холодная, а с помощью лупы и солнышка можно зажечь костёр. Ребёнку любопытно всё, его волнует тысяча вопросов: «почему у жирафа самая длинная шея?» «почему вода в реке течёт?» «зачем нужен светофор?» «как работает телефон?»
Возможности мышления невиданно возрастают. Теперь оно может охватить весь «мир», всю «вселенную»: не только окружающие его предметы, но и явления природы, сферу социальных отношений, эмоциональное состояние человека. Планету нельзя потрогать руками, нельзя взять в руки и солнце, голову не разберёшь и не посмотришь, где же там находиться сон. Но спросить об этом – можно. И дошкольник спрашивает, спрашивает, спрашивает без конца..
Так, присматриваясь и вслушиваясь, вздыхая и манипулируя предметами, спрашивая у взрослых и размышляя сам, ребёнок умудряется «понять, что творится на свете.
1. Как заинтересовать ребёнка?
2. Что прочитать, что показать, что рассказать?
3. Как создать настроение радости, чувства прекрасного, желания узнать,
что-то новое и  интересное?
Мир истории , архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – разве это не бескрайнее небо, где каждый пробивающейся лучик солнышка – это новое открытие, где каждая тучка – это новое приобретение, для души и сердца маленького петербуржца? И нам взрослым нужно подготовить наших детей к встрече с этим чудом!  Ведь впечатления, полученные в детстве  о прекрасном и красивом, о сказочном и драгоценном, остаются в памяти на всю жизнь.
Чтобы показать ребёнку, например, Исаакиевский собор, недостаточно утром выходного дня сказать:»Поехали, погуляем в центре города». Прежде всего, мы сами должны иметь большое желание увидеть и узнать город, в котором живём.
Но, за частую,  захлёстнутые бурным потоком повседневных дел мы пробегаем по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами история..а мы не слышим её пульса. Дети задают нам вопросы, а мы вечно, куда то спешим, и часто им отвечаем: - «Подожди не сейчас. Ты как всегда не вовремя со своими вопросами. Потом, потом».
А ведь потом ему это может быть и не интересно. Мы сами, того не замечая, гасим тот лучик любопытства, которой пытается пробиться сквозь тёмные тучки незнания. У маленького почемучки  есть желание узнать, что-то новое, интересное, прекрасное. Познать ту прелесть и красоту живой природы,  узнать что-то новое для него о родном и любимом городе. А мы взрослые говорим ему: - «Потом малыш, потом. Когда вырастишь, ты обязательно всё узнаешь».
Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего  города мира? Прежде всего, они знают свой родной город, любят его.  А ещё важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми внимательными к другим людям. Надо не только любить свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители нашего города всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.
Санкт Петербург! И оживают картины Петропавловской крепости, Дворцовой площади, Стрелки Васильевского острова, Невского проспекта, вечно прекрасная Нева и
отражённые в её водах, сверкающие как драгоценные алмазы, дворцы, соборы, гранитные набережные.
Санкт – Петербург! Почему его однажды увидишь и уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом? – Да, потому, что он имеет своё удивительное, неповторимое «лицо», свой удивительный и неповторимый характер.
Он необыкновенно сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.
Со всех концов нашей страны и из-за рубежа приезжают люди, чтобы посмотреть на это богатство!
А мы ? Мы живём в этом богатстве! И не всегда можем похвастаться тем, что знаем - историю  нашего города, его достопримечательности, архитекторов, музеи, улицы, набережные и т.д. Мы, взрослые, когда гуляем по улицам нашего города, обращаем внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаем, как называется, тот мостик мимо которого мы проходим, что рядом плещется вода, а на Неве гордо плавают чайки.
Благодаря тем вопросам, что задаёт нам маленький почемучка, мы сами ещё раз познаём наш город, в котором живём.  Так пусть же, ребёнок несёт свою любовь к родному городу через всю жизнь. Просто нам взрослым надо ему помочь в самом начале сделать самые первые и важные шаги, поддержать его. Пусть малыш с нашей помощью войдёт в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами!
Ведь впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь. Очень хорошо впервые провести ребёнка в Ботанический сад зимой. На улице зима, мороз. И вдруг попадаешь в тропики – тёплый воздух обнимает со всех сторон, вокруг пальмы, лианы, цветы, золотые рыбки плавают в мраморном бассейне. Сильный контраст мороза и тёплого запаха тропического леса, смена ощущений, вызывают только восхищение. Поверьте, ребёнок запомнит такое первое посещение Ботанического сада на всю жизнь и будет вас просить об очередной поездке туда ещё и ещё раз.
За частую, мы взрослые  говорим: -«Ты должен это знать». Но родной город нужно не просто знать, его нужно ещё и полюбить. Но разве можно протестировать любовь или духовный кругозор? Можно ли измерить уровень сознательности и интерес к родному городу? Думаю, что нет. Люблю – значит знаю. Такая формулировка , импонирует мне больше, чем «знаю – значит люблю».
Поэтому главная наша цель – чтобы дети полюбили свой Петербург. Я  думаю, вместе мы сможем достигнуть этого. А уж какой «уровень» этой любви существует в каждом ребёнке. Чем можно измерить любовь? Горстями солнечного света? Или каплями утренней росы? Или пением птиц? Думаю, нам не нужно пытаться этого делать – это нам не по силам!
Так пусть же, ребёнок несёт свою любовь к родному городу через всю жизнь. Просто нам взрослым надо ему помочь в самом начале сделать самые первые и важные шаги, поддержать его. Пусть малыш с нашей помощью войдёт в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами!
Все вместе , мы сумеем сделать так, чтобы в нашем уникальном городе с гордым именем Санкт – Петербург все жители, от малышей-дошколят до взрослых, по праву могли называть себя настоящими петербуржцами. Ведь не имеет значения, где ты родился, какой язык твой родной. Важно одно: мы живём в самом замечательном городе, а значит все мы -  его дети.  Давайте вместе гордиться своим городом, вместе его любить, вместе его беречь и нести через всю свою жизнь гордое звание «петербуржец».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15