Технологическая карта урока по чтению Г. ЦЫФЕРОВ «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР». САША ЧЁРНЫЙ «КТО?»


Технологическая карта урока. Чтение
Тема Г. ЦЫФЕРОВ «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР».Саша ЧЁРНЫЙ «КТО?»
Тип урока Онз
Цели урока Образовательная ознакомить с содержанием произведений разных литературных жанров: рассказом Г. Цыферова «Маленький тигр» и стихотворением Саши Чёрного «Кто?»;.Развивающая создать условия для развития речи, творческого воображения, умения воспринимать произведения и работать с художественным текстом;
Воспитательная способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим
Технологии, методы , приемы Системно- деятельностный подход, проблемное обучение и т.д
Планируемые результаты
Предметные понимают содержание прочитанного; умеют читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; отличать стихотворный текст от прозаического, представлять отличительные особенности сказки, стихотворения; получают возможность научиться выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений; осуществление анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Личностные
Технология обучения
Этапы Деятельность учителя
Мотивация к деятельности.
ТИГР – НЕ КОШКА?
Полосатые тигрята
Веселятся, как котята.
Подрастая понемножку,
Забывает тигр,
Что кошкой
Был когда-то его прадед.
Тигр рычит,
Его не гладят,
Но мурлычет ночью тигр,
Он себя котёнком видит.
Включение в систему знаний.
1. Слово о писателе.
– Сказки бывают разные. Есть волшебные сказки, где происходят всякие чудеса, есть волшебные предметы: волшебная палочка, ковёр-самолёт.
Но есть и другие сказки. В них как будто нет ничего особенного, нет волшебных предметов, нет ведьм и колдунов. Но зато в этих сказках начинают говорить хорошо знакомые нам животные. И если тихонько подойти и прислушаться, можно услышать, как они разговаривают.
Но, конечно, не каждый может услышать эти разговоры. Только очень добрый человек, умеющий фантазировать и мечтать, слышит голос природы. Вот таким человеком и был Геннадий Цыферов. Он любил детей, писал только для них: сказки, пьесы, сценарии для мультфильмов. И сказки у него очень добрые.
2. Чтение текста учителем, без заглавия.
− Вы догадались, что сегодня мы прочитаем сказку. Послушайте и подумайте, как её можно назвать. (Последнее предложение учитель не читает.)
− Понравилась сказка? (Ученики делятся впечатлениями.)
− Придумайте название сказке. (Ответы детей.)
− Как вы думаете, почему сказка называется «Маленький Тигр»? (В названии автор выразил своё отношение к одному из героев сказки. Именно котёнок (Маленький тигр) научил Большого Тигра быть добрым.)
− Автор заканчивает сказку одним предложением. Каким? (Ученики подбирают варианты последнего предложения рассказа. Например: «Не так просто – быть всегда добрыми, но надо всегда стараться».)
− Как учить друг друга быть добрыми?
3. Повторное чтение сказки «Маленький тигр» Г. Цыферова.
− Что необычного в этом произведении?
– Почему тигр решил, что котёнок – это маленький тигр?
− Как маленький котёнок перевоспитал большого тигра? (Он сделал его добрым.)
− Какова, на ваш взгляд, главная мысль сказки?
– Что самое важное хотел сказать автор? (Добрым можно стать, если научиться замечать хорошее в других.)
− Закройте глаза и вспомните какой-нибудь случай из вашей жизни, когда вы совершили что-то доброе.
Физминутка Работа по теме . Чтение стихотворения Саши Чёрного «Кто?».
Хорошо читающий ученик читает стихотворение, остальные – одно слово «лев».
6. Работа в парах и обсуждение вопроса: «кто храбрее – мышонок или лев?».
7. Работа по вопросам учебника. Сообщения о жизни и личности писателя.
Александр Михайлович Гликберг (1 октября 1880 г. – 1 августа 1932 г.). 27 ноября 1905 года – день рождения его второго имени: Саша Чёрный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».
В 1911 году вышло первое стихотворение для детей «Катер», а затем многие другие. Все, знавшие Сашу Чёрного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы – легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Там, где другой пройдёт мимо, не удостоив вниманием крохотное животное, попавшееся на пути, − Саша Чёрный обязательно остановится и… бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Чёрный был к кошкам и собакам. Его стихи о лающих и мяукающих могли бы составить целую коллекцию.
Итог . Рефлексия деятельности.
− Как вы думаете, почему трудно быть всегда добрым?
– Кто преподнёс сегодня вам урок доброты?