Программа по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Растим патриотов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61 «Рябинка» города Белово»


Утверждена
педагогическим советом.
Протокол № 4
от 19.05.2014





РАСТИМ ПАТРИОТОВ
Рабочая программа












Белово
2014
Авторы – составители: Кудряшова Надежда Михайловна, старший воспитатель ДОУ № 61;
Третьякова Ирина Владимировна, воспитательДОУ № 61.





Программа «Растим патриотов» ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель предполагаемой программы –довести до сознания детей дошкольного возраста значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
Данный материал поможет воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, организовать работу по ознакомлению детей с историческим прошлым родной страны, города.














Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc414875281" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc414875281 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc414875282" 14Тематический план 13 PAGEREF _Toc414875282 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc414875283" 14Содержание программы 13 PAGEREF _Toc414875283 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc414875284" 14Список средств обучения 13 PAGEREF _Toc414875284 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc414875285" 14Ключевые слова 13 PAGEREF _Toc414875285 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc414875286" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc414875286 \h 14181515
15


















Пояснительная записка

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Маленький ребенок не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия как «Долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения. Одним из приоритетных направлений детского сада стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием и историей своей страны.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники плохо ориентируются в истории нашейстраны; страдают дефицитом знаний о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, о героях - беловчанах нашего города, была составлена программа «Растим патриотов».

Цель программы:Формирование интереса к истории своей страны, своего города, к истории своей семьи; воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков.
Задачи программы:
Продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым.
Расширять представления детей об истории родного города, о героях – беловчанах, оих героических подвигах в годы Великой Отечественной войны.
Формировать представления детей о влиянии музыки на настроение человека.
Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны.

Программа состоит из четырех разделов:
1. Давайте люди, никогда об этом не забудем.
2.Боевая слава нашего города.
3.Музыка и война.
4. Никто не забыт, ничто не забыто.

В разделе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» формируются представления детей о героизме людей, о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Дети этого возраста эмоционально воспринимают яркоокрашенные события и факты. Все события осмысливаются детьми и накапливаются в памяти, как основа будущего развития патриотизма
Раздел «Боевая слава нашего города» включает в себя знакомство с Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым и партизанкой В.Волошиной. Далее идет знакомство с беловчанами, воевавшими на фронтах Великой Отечественной войны: А. А. Котеговым, Г.М. Стрепетовым, С. Т. Загайновым, Г. И. Кузнецовым и др. Дети знакомятся с улицами, названными в честь героев.

В разделе «Музыка и война» формируются представления детей о влиянии музыки на настроение человека. Дети знакомятся с творчеством композиторов Д. Шостаковича и Д. Тухмановой. Детям рассказывается о том, как музыка может создать разное настроение: вдохновить и воодушевить людей, поднять у них боевой дух, а может создать и светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину.

В разделе «Никто не забыт, ничто не забыто» формируются представления детей об истории Отечества, обогащаются знания об истории знамен. Рассказывается детям о том, что люди никогда не забудут тех, кто отдал жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших по всей стране возведены памятники, монументы, обелиски. В столице нашей Родины – Москве есть могила Неизвестного солдата, а на Поклонной горе – построен целый парк, который так и называется – Парк Победы. Мы всегда будем помнить о погибших воинах,и благодарить за чистое, светлое небо тех ветеранов, которые еще живы.Люди чтят память и возлагают цветы к вечному огню.
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5до 6 лет и с 6 до 7 лет.
Реализация программы рассчитана на 6 месяцев, объем в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данных тем воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья, социум.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Ожидаемые результаты
В результате проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети ориентируются в истории нашей страны, у детей сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, фашисты, захватчики, фашистская Германия.
Пополнился запас знаний о героическом прошлом городов-героев (Москва, Ленинград, Бретск), героях – беловчанах; об улицах, названных в их честь.
Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.









Тематический план

п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе, отводимые на
Форма
контроля




теоретические
занятия
практические занятия


1
Раздел «Давайте люди, никогда об этом не забудем».





1.1.
Что такое героизм
1
1



1.2.
Так начиналась война
2
1
1


1.3.
Москва Героическая
3
3



1.4.
Блокадный Ленинград

2
2

Викторина

2.
Раздел «Боевая слава нашего города»






2.1.
Улицы, названные в честь Героев Советского Союза
1
1



2.2.
Экскурсия на улицу Веры Волошиной
2
1
1


2.3.
Беловчане на фронтах Великой Отечественной войны
6
6



2.4.
Человек удивительной судьбы
1
1



2.5.
Экскурсия на центральную площадь к мемориальному комплексу
2
1
1


2.6.
Экскурсия в музей боевой славы СОШ № 76
2
1
1
Викторина

3
Раздел «Музыка и война»






3.1.
Два музыкальных произведения о войне
3
1
2


3.2.
Песни, рожденные войной
6
1
5
Музыкальная гостиная

4
Раздел
«Никто не забыт, ничто не забыто».






4.1
Знамя Победы
1
1



4.2.
Игра «Зарница»
1

1


4.3.
Экскурсия в краеведческий музей
1

1


4.4.
Поздравительная открытка
1

1


4.5.
Не забудем их подвиг великий
1

1
Праздник


Всего часов
36
21
15























Содержание программы

Раздел «Давайте люди, никогда об этом не забудем».
Что такое героизм?
Формировать у детей представления о героизме.
Прочитать детям «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака.
Предложить высказать свое мнение по содержанию стихотворения. Как вы считаете, парень лет двадцати действительно герой? Почему стихотворение названо «Рассказ о неизвестном герое?». Как можно охарактеризовать его поступок? (храбрый, смелый, скромный, героический). Дать детям понятия о том, что не каждый поступок можно назвать героическим. Героическим можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего - это героизм.
А герои космоса? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их не предвиденное. И все же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны.
Кого еще можно назвать героями? (спасателей службы спасения, врачей скорой помощи, пожарных, работников полиции).
Каждый год наша страна отмечает праздник – День Победы. Много героических поступков было совершено в годы Великой Отечественной войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети 10 – 14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы все, что могли.
1.2.Так начиналась война - проводится совместно с сотрудниками интернет - библиотеки.
На примере Брестской крепости, с показом плаката М.И. Тоидзе «Родина – мать зовет» детям рассказывается о начале войны. Война – это трагедия и испытание для всего народа (особенно для детей и женщин). Дети знакомятся со значением слов «Великая», «Отечественная».
«Великая» означает, очень большая, громадная, огромная. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
1.3.Москва Героическая
Продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым. Рассказать детям о нашей столице Москве, которая получила орден Героя и стала называться Город – Герой.
Гитлер хотел захватить Москву. Он послал свои лучшие войска к Москве. Враг очень быстро продвигался по нашей земле и скоро подошел к Москве так близко, что мог увидеть здания и улицы в бинокль. Это было очень страшное и тревожное время. Тяжелые бои велись вокруг Москвы. Но солдаты сказали: «Не бывать фашистам в Москве!». И они сдержали слово - не пустили фашистов в столицу нашей Родины.

1.4.Блокадный Ленинград
Познакомить детей с историей города Ленинграда, с героизмом людей, переживших блокаду.
На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война..
Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая связывала Ленинград со страной.Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Потянулись страшные 900 дней.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется « Разорванное кольцо».За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».
2. Раздел «Боевая слава нашего города».
2.1.Улицы, названные в честь Героев Советского Союза
Познакомитьдетей с Героями Советского Союза: Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым и партизанкой В.Волошиной. В честь их названы улицы города.
Улица Георгия Константиновича Жукова находится в районе 11-ой школы.
Жуков Г.К. – Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Командовал войсками резервного, Ленинградского и Западного фронта(1941-1942г.). С 1942 года заместитель Верховного главнокомандующего. Жуков Г.К. дважды награжден высшей военной наградой – орденом «Победы».
В честь Веры Волошиной названа улица города Белово. Когда началась война, Вера закончила 3-ий курс института. Вера добровольно ушла в партизанский отряд, действовавший под Москвой. Она выполнила успешно несколько важных заданий командования и зарекомендовала себя опытной разведчицей. После выполнения очередного задания группа партизан, которую возглавляла Вера, наткнулась на засаду. Партизаны прорвались, а тяжелораненая Вера попала в плен. После страшных издевательств, не выпытав ни слова, фашисты повесили Веру.

2.2.Экскурсия на улицу Веры Волошиной.
Познакомить детей с историей названия улицы. Объяснить, что во многих названиях улиц есть имена героев, защитников нашей страны. Вспомнить о героическом подвиге Веры Волошиной.
2.3.Беловчане на фронтах Великой Отечественной войны
Познакомить детей с героями - беловчанами, воевавшими на фронтах Великой Отечественной войны: А. А. Котеговым, Г.М. Стрепетовым, С. Т. Загайновым, Г. И. Кузнецовым и др. В их честь названы улицы города.Грянула Великая Отечественная война. И весь советский народ поднялся на защиту социалистической Отчизны. Беловчане вписали героические страницы в ее летопись, как на фронте, так и в тылу. Свыше 11 тысяч наших земляков храбро сражались в рядах Красной Амии. Многие были награждены орденами и медалями. 18 беловчан удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе: Головащенко Г.К., Загайнов С.Т., Котегов А. А., Стрепетов Г.М., Четонов А.С. –посмертно. Полным кавалером ордена славы вернулся к мирному труду Г.И.Кузнецов.
Прошли годы, но мы не забыли того что совершили наши отцы и деды. Мы увековечиваем их подвиги в монументах и обелисках, в названиях улиц и аллей, их имена носят заводы и школы. Их памятники – монументы в поселке Краснобродском и Аллея героев в центре города. На площади, на улице Советской установлен памятник павшим в боях в Великой Отечественной войне.
2.4.Человек удивительной судьбы
Детям рассказывается о творчестве Беловского скульптора, художника, патриота своей малой родины Н. Я. Козленко. В 1963 году Николай Яковлевич приехал в Белово. Здесь началась его творческая жизнь. Настоящий успех ему принесли скульптурные работы, посвященные героям Великой Отечественной войны.
Еще одним ярким штрихом в биографии художника являются снежные городки. Однако на первом месте для него была живопись. Пейзажи, портреты, натюрморты
Всегда привлекали внимание и восхищали людей. Много работ он посвятил шахтерскому труду. Картины мастера не раз украшали стены «Вернисажа».
Главная его работа – мемориальный комплекс, расположенный на центральной площади города.
2.5. Экскурсия на центральную площадь к мемориальному комплексу
Детям рассказывается о создании скульптуры. Его создали участники творческой группы. «Никто не забыт и ничто не забыто» - эти слова, ставшие нашей заповедью, нашим обетом героям. Высоты могут быть безымянными, но тот, кто их штурмовал или отстаивал, обильно полив своей кровью, имеет имя. Оно должно быть всегда.
Идея создания памятника принадлежит скульптору Н.Я. Козленко, а трудоемкие работы выполняли супруги Друговы. Дети узнают, что за основу памятника, посвященным воинам – беловчанам решено было взять памятник – трибуну. Портреты беловчан – Героев Советского Союза выполнить в бронзе и разместить по барельефу. Барельев выполнить на тему: «Фронт и тыл». На южной стороне памятника выполнить арку, символизирующую дату начала и конца войны (1941-1945г.г.). Христианский крестик должен венчать арку. 9 мая 1955 года Беловчане увидели во всей красе новый памятник. Здесь школьники стоят в почетном карауле. Здесь проходят митинги трудящихся Белово.
2.6. Экскурсия в музей боевой славы СОШ № 76
В здании школы разместился госпиталь № 3619 на 950 мест, где начальником госпиталя работал военврач 3 ранга Шубина. Кроме нее в штате трудилось двадцать медицинских сестер и санитаров. Осенью1942 года из-под Сталинграда стали приходить эшелоны с ранеными солдатами.
К приходу санитарных поездов к железной дороге тянулись десятки подвод, вереницы машин. Беловчане помогали в приемке больных и раненых бойцов: кто нес поесть, кто чистое белье, кто приходил поднимать настроение. Каждый беловчанин надеялся встретить среди прибывших солдат отца, сына, брата, сестру – в общем, родного человека. Узнавали из уст фронтовиков о боях на передовых рубежах – под Воронежем, под Сталинградом.
3. Раздел «Музыка и война»
3.1.Два музыкальных произведения о войне
Познакомить детей с творчеством композиторов Д.Шостаковича и
Д. Тухманова. Многие композиторы в своем творчестве обращались к теме войны.
Одним из них - был композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор видел, как фашисты обстреливают Ленинград, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу, победу над страшными захватчиками.Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал Седьмую симфонию, она стала великим произведением, которое вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух.Музыка – это великая сила,
Музыка может создать и светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину. Песня «День Победы» написана композитором Д. Тухмановым в маршевом жанре. Она несет радостное волнение, восторг и чувство победы. Эта песня – праздничный марш. Ее всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках.

3.2.Песни, рожденные войной (музыкальная гостиная)
Познакомить детей и родителей с песенным репертуаром военных лет.
Дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена.
Война шла, а жизнь продолжалась. И на войне были минуты тишины. Солдаты отдыхали, писали письма домой своим родным и близким, читали письма, полученные из дому. А еще солдаты любили петь песни, которые мы поем до сих пор. Исполняется попурри военных песен.
4. Раздел «Никто не забыт, ничто не забыто».
4.1.Знамя Победы
Формировать представления детей об истории Отечества, обогащать знания об истории знамен. Во время войны наша страна называлась Советский Союз и имела другой Государственный флаг. Именно с этим флагом шли в бой наши деды и прадеды. И освобождая улицу, поселок, город, они поднимали флаг на самое высокое здание. В тяжелейших сражениях освободили они свою Родину от фашистов. Захватили главный город фашисткой Германии – Берлин. Произошло это в мае 1945 года. А над куполом главного здания Берлина – Рейхстага взметнулось красное знамя – флаг Советского Союза. Это красное знамя и стало символом Великой Победы нашего народа. Сейчас у нашего государства другой Государственный флаг, но и сегодня Знамя Победы – символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим победу, возможность мирной жизни для нас. Знамя Победы можно увидеть во время праздничного парада на Красной Площади в Москве или в момент возложения венков и цветов к могиле Неизвестного солдата.
4.2. Военно-спортивная игра «Зарница» 
Сформировать у детей первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
Уточнить представления детей о родах войск, о защитниках Отечества.
Участники игры делятся на две группы. Игроки каждой команды выбирают командира, группу снайперов, отряд саперов и связистов, сестер милосердия и «бригаду» разведчиков. Когда команды будут полностью сформированы и укомплектованы можно зачитывать задание.
Экскурсия в краеведческий музей
Познакомить детей с героическим прошлым родного города; формировать чувство патриотизма. Дети знакомятся с экспонатами музея.

Поздравительная открытка
Какой праздник приближается? Правильно, скоро 9 мая, День Победы. Все люди, независимо от возраста, поздравляют в День Победы ветеранов. Как правило, престарелым фронтовикам дарят красные гвоздики и говорят слова благодарности. К этому празднику готовиться вся страна и мы с вами.  Предложить детям посмотреть образцы поздравительных открыток к 9-му мая (просмотр слайдов). Это готовые фабричные открытки. Но вы уже знаете, что лучший подарок – тот, что сделан своими руками и я предлагаю вам изготовить такие открытки самим. Детям предлагаются заготовки.


Не забудем их подвиг великий
Рассказать детям о том, что люди никогда не забудут тех, кто отдал жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших по всей стране возведены памятники, монументы, обелиски. В столице нашей Родины – Москве есть могила Неизвестного солдата, а на поклонной горе – построен целый парк, который так и называется – Парк Победы.
Довести до детей понятия, что мы всегда будем помнить о погибших воинах и благодарить за чистое, светлое небо тех ветеранов, которые еще живы.
Показать детям, что люди чтят память и возлагают цветы к вечному огню.
Есть много на свете важных слов: мама, Родина, счастье. А еще есть одно важное слово мир. Через творчество детей показать, что мир – это земля, мир – это солнце, небо, звезды. Мир – это дети. Мир – это спокойная и радостная жизнь: нет войны, нет горя, нет слез. Мир – это главное слово на свете. Мир нужен всем!



















Список средств обучения

№ п/п
Ресурсы
Имеющие ресурсы

1.
Материальные
- Дидактический материал: «Великая Отечественная война в произведениях художников» (рассказы по картинам); Армия России – «Надежный щит Родины»; «Москва»; «Символы страны»; «Наша Родина – Россия».
- Календарь «Победа» 1985 года с картинами: «Брестская крепость» Н.Бут; «Наше знамя» Х.Г. Прокопинский; «Отдых после боя»
Ю. Непринцев; «Письмо с фронта» А.Лактионов; «Штурм рейхстага» В. Богаткин; «Победа» О. Пономаренко;
« У могилы неизвестного солдата».
- Открытки «Герои Великой Отечественной войны»; «Москва».
_ Иллюстрации с изображением орденов и медалей.
- Книга – Белово «Библиотека Беловская муза» В.П. Щелканов 2000г.
- Фотоальбом «Город Белово».
- Картотека «Улицы города»
- Наборы открыток города и поселков: «Белово», «Бачатский», «Краснобродский».
Детская литература:
- «Вечный огонь» Т.Белозеров/ Издательство «Малыш», Москва 1985г.;
- «Рассказы о Маршале Жукове», Сергей Алексеев/ Издательство «Малыш», Москва 1977г.;
- «Победа» стихи, Сергей Михалков / Издательство «Малыш», Москва 1985г.;
- Песня смелых – стихи о Великой Отечественной войне/ Издательство «Малыш», Москва 1984г.;
- «За оборону Сталинграда», Владимир Богомолов/ Издательство «Малыш», Москва 1974г.
Запись песни «День Победы» Д. Тухманова;аудио- кассеты с песнями «Священная война», «Солдаты в путь!», «Последнее письмо».


2.
Технические
Интернет; ноутбук; проектор; музыкальный центр.

3.
Информационные
Интернет – библиотека; сайт ДОУ,
Газеты: «Беловскийвестник», «Мега – экспресс».



















Ключевые слова

Аллея героев
Блокада
Великая
Война
Герой
Город – герой
Героизм
Защитник
Мемориал
Монумент
Маршал
Отечество
Обелиск
Патриот
Победитель
Полководец
Поклонная гора
Родина
Россия
Солдат
Страна
Символ
Симфония



Список литературы

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие [текст]:/ Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова – М.: ТЦ Сфера, 2007. -2008с.- (Растим патриотов России).

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П.
Система патриотического воспитания в ДОУ[текст]: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.-203с.

Кокина Н.А. Два музыкальных произведения о войне [текст]:/ Н.А. Кокина//
Музыкальный руководитель.-2008.-№ 2-С.35-37

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [текст]:/ М.Д. Маханева// М.: АРКТИ 2004.-С.72

Щелканов В.П. Белово [текст]:/ В.П. Щелканов - Издательско- полиграфическое предприятие «Советская Сибирь» 2000.- С.605











13PAGE \* MERGEFORMAT14215




ђ Заголовок 115