Статья Сохранение здоровья младших школьников как основа эффективного обучения

Статья «Сохранение здоровья младших школьников
как основа эффективного обучения»

Современная школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
Здоровье в обществе в последние годы начинает занимать одно из первых мест в иерархии потребностей человека. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка. Актуально также воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности при сочетании с валеологическим образованием каждого человека, начиная с самого раннего возраста, и просвещение родителей в области строительства здоровья детей и подростков в семье.
Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья: Соматическое здоровье текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
для соматического и физического здоровья я могу;
для психического здоровья я хочу;
для нравственного здоровья я должен.
Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% от внешнесредовых условий, то есть от экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. В свою очередь образ жизни человека включает три категории - уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. Ведь не секрет, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно её расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, то есть выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости. Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Ситуативная тревожность разрушает динамику мозга. Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.
Работоспособность зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения. Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т. д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока. Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении. Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления. Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он “работает на резервах организма”.

·Внешние факторы могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками. И такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников. Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, то есть наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателей умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.
Сам процесс утомления это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости задача сложная и решение ее должно быть комплексным педагог, семья, коллектив школы. Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему - четвертому уроку. Утомление - это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.
Различают две фазы утомления:
I фаза проявляется признаками возбуждения, повышенной двигательной активностью, дефицитом внимания (это охранительное возбуждение является защитной реакцией организма); II фаза в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости, сонливости (указывает на резкое напряжение ЦНС, напряженное охранительное торможение).
В охране здоровья ребенка важно не исключение утомления как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления, поскольку переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, то есть между здоровьем и болезнью. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха. Если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения. В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 812 минут. Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 1525 минут.
Признаками утомления являются ослабление активного торможения потягивание, отвлекаемость либо ослабление процессов возбуждения снижение активного внимания. Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части: 1-я часть вырабатывание (35 минут урока) нагрузка невелика;
2-я часть устойчивая работоспособность (15 20 минут) нагрузка максимальная; 3-я часть упадок (утомление) полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.
Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься, тогда прибавится еще 510 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности. Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке. Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности. Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки, динамические паузы, игровые перемены. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение и удовлетворить физиологические потребности младших школьников в двигательной активности.
Таким образом, от уровня состояния здоровья во многом зависит и качество обучения. Следовательно, использование в учебном процессе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий является основой эффективного обучения.