ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.


Взаимодействие учителя и учащихся на уроке
как основа эффективного обучения.
Попова Н.Н.2015
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
   Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.
Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
o    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
o    Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
o    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
o    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
o    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
o    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
o    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.
Учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.
Анкета для педагогов «Стили педагогического взаимодействия»
А сейчас проверим уровнь педагогического взаимодействия в нашем коллективе просим вас, просматривая каждый из вопросов теста, отмечать символом «+», если можете согласиться с утверждением, и знаком «–», если даете отрицательный ответ.
1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?3. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (за кафедрой)?4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 6. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление?8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы?10. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?13. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
Анализ анкеты для учителей
Номер вопроса Ответ «+» – да;соответствует типу взаимодействия Ответ «–» – нет;соответствует типу взаимодействия
1 сотрудничество попустительство
2 авторитаризм сотрудничество
3 авторитаризм сотрудничество
4 сотрудничество попустительство
5 сотрудничество попустительство
6 сотрудничество попустительство
7 авторитаризм попустительство
8 авторитаризм попустительство
9 сотрудничество авторитаризм
10 сотрудничество попустительство
11 сотрудничество авторитаризм
12 сотрудничество авторитаризм
13 авторитаризм сотрудничество
14 авторитаризм попустительство
Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее
результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности
Применение новых педагогических технологий повышает самооценку учащихся, дает учащимся хороший опыт социализации, укрепляет коллектив. Существенно меняются отношения учитель – ученик. Приоритет учительской позиции меняется на подлинное партнерское сотрудничество. Учитель должен помнить формулу Гете: “Мы учимся только у тех, кого любим”. Учитель, овладевший методикой новых педагогических технологий, гарантирован от авторитаризма как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Сотрудничество- наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.
Основными признаками сотрудничества выделяют:
· целенаправленность (стремление к общей цели);
· мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
· целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
· структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
· согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
· организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
· результативность (способность достигать результата).
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
Попробуйте на минуту почувствовать себя ребёнком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе, обращаясь к подростку. «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, – модальность возможного. Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!
Типичная фраза Как необходимо говорить
«Ты должен хорошо учиться!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
«Ты должен уважать старших!» «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!»
«Ты должен слушаться учителей и воспитателей!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»
 
 
Мы все понимаем, что урок не может не меняться.
Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.
Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом  освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.
Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.
Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным.
Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.