Консультация для родителей Сюжетные игры и игры с правилами


МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

Консультация для
воспитателей
Тема: «Сюжетные игры и
игры с правилами»
Воспитатель: А.П.Болгова2013г.
Сюжетные игры.
В.А.Сухомлинский говорил: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы ( умение ребёнка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).
Основные принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре воспитатель должен сменить её на позицию «играющего партнёра» , с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным.
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Рассмотрим конкретные приёмы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.
1-я младшая группа. К 3-м годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Формирование сюжетной игры должно осуществлять на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного. Предметного взаимодействия детей друг с другом. Начиная формирование простейшего взаимодействия между детьми. Можно использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка ит.д.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленных друг на друга. «Давай поиграем! Будем мячик катать!» - воспитатель перекатывает мячик ребёнку. «А теперь ты мне!» (4-6 перекатыванием)
Чтобы переключить в дальнейшем детей на партнёров – сверстников, надо продемонстрировать им целостную систему взаимодействия. Воспитатель катает мяч вдвоём с младшим воспитателем. «Ребята. Посмотрите, как мы играем! Кто хочет так играть?» Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принять другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамиды и т.д.) . «Давайте построим башню! Я положила первый кубик, Саша, теперь ты клади кубик сверху. Оля, теперь ты. Получилась высокая башня! Ох, Башня сломалась! Давайте снова строить!»
Задача воспитателя – сформировать у ребёнка к 3-м годам умения развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. Связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку. Словесно обозначать их действие начатое партнёром-воспитателем, а затем сверстником.
Овладение ребёнком действиями с предметами – заменителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простую игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребёнок усвоил азы сюжетной игры.
2-я младшая группа. К 4-м годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребёнок развёртывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребёнком того, что он и сам в игре может быть кем-то «понарошку» - мамой, доктором, шофёром. Прежде всего, ребёнку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить её для партнёра, чтобы партнёр понимал, что он не Петя, а шофёр автобуса.
Ролевое поведение всегда имеет 2 аспекта.
Первый – это специфическое действие с предметами, например, доктор делает укол.
Второй – ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнаёт у пациента, что у него болит).
Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно её усложняя. Первоначально взрослый берёт на себя основную роль и втягивает ребёнка в совместную игру – я – доктор, буду лечить детей. Здесь у меня больница. Катя, твоя дочка заболела? Веди её в больницу. В дальнейшем воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаете другому ребёнку, т.е. ориентирует детей друг на друга. Значение такой совместной игры со взрослыми заключается в свободной самостоятельной игре детей с игрушками будут сопровождаться ролевыми диалогами. Появиться название своей роли партнёру-сверстнику и ролевое обращение к нему.
Показатели успешного формирования ролевого поведения у детей 4-х лет является следующие: развёртывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Средняя группа. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.
Игра должна развёртываться так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий.
Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры: персонажей в игре должно быть больше, чем участников.
Ребёнку предлагается главная роль героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. (Давай играть в Емелю, я буду Емелей, а ты – щукой). С каждым ребёнком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2-3 раза, каждый раз менять конкретную тематику. После этого воспитатель может переходить ко II этапу формирования - учить детей менять первоначальную принятую роль, а ребёнку предлагает дополнительную.
Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, даёт существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются уже к играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла – у них формируется умение планировать игру.
В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Первые диалоги в дальнейшем обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми.
Старшая и подготовительные группы. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?
Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.
Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво и непринуждённо стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Например, сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу -новогодней ёлкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею)и получить волшебный клубочек, ковёр-самолёт и т.д.
По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель , принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец).Характер игры - придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующее последовательности:
Совместное «вспоминание (пересказ) известной сказки;
Частичное преобразование известной сказки;
Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
Развёртывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе «телефонных разговоров»
Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится развёрнутой. Ребёнок для неё использует множество деталей. Ребёнок проговаривает ход событий , озвучивает диалоги персонажей, выражает интонацией и мимикой характеры героев.
В играх в этом возрасте проявляется склонность к драматизациям. Драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребёнка интересуют отношения людей.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре , должен быть двузначным. Он состоит из формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является «играющим партнёром» в самостоятельной детской игре. Взрослый не включается в самостоятельную игру, а лишь обеспечивает условия для неё.
Игры с правилами.
Всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра даёт ребёнку две необходимые способности. Во-первых выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться .Ведь большинство игр с правилами – это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа – между командами, между партнёрами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, а другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества – между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребёнку «выйти» из ситуации и . проанализировать её как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребёнок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, коме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу будет страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию из вне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения – особой внутренне позицией. Ведь именно эта позиция и даёт ребёнку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.
Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссёрской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми,- необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.
Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные.
Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.
В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно оказываются на его эмоциональной сфере, способствует накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть честным, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремиться помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравиться такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость ит.д.
Среди дидактических игр различают игры-занятия, игры упражнения. Первые строятся на основе самоорганизации детей Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для любой другой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры является правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определённые проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребёнок в игре учится преднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребёнка через игровой замысел.
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.
В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребёнка. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.
В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.
Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребёнок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу. Сами дошкольники не способны использовать все возможности игрушек.
Основные типы дидактических игр.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колей, шары, матрёшки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание вкладывание, катание. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складывание картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия почти одинаковых картинках.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Чёрное и белое» и другие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.
Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер, что отличает её от сюжетно-ролевой. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь даже самым робким принять участие во всеобщем занятии.