Урок в 8-м классе по технологии «Изготовление панно из кожи.Сорока и сакура»


Изготовление цветов из кожи и панно из них. «Сакура и сорока»
Урок в 8-м классе по технологии
(по сингапурской методике)
Насырова Фарида Рашитовна, учитель технологии

Цели урока:
обобщить знания учащихся в области обработки кожи;
расширить представления об области применения кожи; обучить новым приемам обработки кожи;
активизировать самостоятельную работу учащихся; развивать творческую активность.
Основные задачи: сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, приучать к бережливости, учить видеть и ценить красоту вокруг.
Материалы и оборудование:
Для учителя: образец изделия из кожи; детали заготовок; иллюстрации; кроссворд; экран, ноутбук, мультимедиа проекторДля учеников: кожа, кожезаменитель, ножницы, клей ПВА (момент), рамка,
Ход урока.
1. Организационная часть. МЭНЭДЖ МЭТ.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Историческая справка.
Жил в стародавние времена в стальном граде Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому его и прозвище ему дали Кожемяка. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что - человек, одолел Никита во честном бою даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград. Сказал лишь: “Не ради награды я со змеем бился, а людей пожалел. Мне моя работа всех ваших даров милее. Пустите меня в слободу. Опять стану кожу мять, в светлом Днепре вымачивать.
Не случайно именно кожевенных дел мастером назвал народ славного богатыря. Ведь уже в те времена былинные кожемяки были в особом почете, а из кожи, выделанной их руками, каких только изделий не делали.
С древних времен люди используют кожу животных. Пещерным людям было тяжело ее выделывать, поэтому кожа была груба и тяжела. Люди носили шкуру животных как одежду, она их защищала от холода.
Сейчас же выделывание кожи, в современных условиях, не составляет большого труда. Скорее труднее вырастить само животное.
Так в настоящее время очень много фабрик и частных мастерских, которые занимаются выделкой кожи.
Всего по назначению кожа подразделяется на 4 класса:
Обувную – (стельки, временная часть обуви).Шорно – сидельную (ремни, сумки), она обладает высокой прочностью к разрыву.
Техническую – (детали к машинам, прокладки и т.д)
Одежно-галантерейную – ее получают в основном от таких животных как овцы, козы, крупный рогатый скот.
Кожа – экологически чистый материал. Изделия из кожи очень прочны, красивы, они долго носятся, а также обладают хорошими гигиеническими свойствами.
Самое главное достоинство кожи, что она сохраняет тепло и обеспечивает хороший теплообмен.
После изготовления изделий из кожи остается очень много обрезков, лоскутков, которые идеально подходят для изготовления других мелких работ, в древности такой род занятий назывался лоскутной техникой.
2) Работа с пословицами.
Учитель: Сегодня продолжим работу с кожей. Закрепим навыки, полученные на предыдущих уроках. До этого во время практической работы у нас была индивидуальная работа, вы каждый для себя сшили брелоки, затем у нас была работа в парах, вы изготовили панно, а сегодня мы будем работать в группах, где у каждого из вас будет свой номер, у вас будут партнёры по плечу и партнёры по лицу. Мы будем работать в команде. У нас три стола, значит тир команды. Перед вами лежат пословицы в разрезанном виде, ваша задача: собрать пословицу, склеить, как только работа будет закончена, ученик под номером 1поднимает высоко правую руку, это будет сигналом к тому, что работа остановлена, время вышло.
Кто любит труд, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить
3)По ступенькам кроссворда. РАУНД ТЭЙБЛ
Каждый ученик отвечает на один вопрос и листок передаёт следующему партнёру. Как только закончите работу, ученик под номером 2 поднимает вверх руку.

Вопросы и ответы.
Самое распространенно изделие из кожи. (Обувь)
То, на чем поджаривают кожу. (Свеча)
Метод соединения деталей. (Шитьё)
Метод нанесения рисунка на кожу. (Выжигание)
Инструмент, используемый при обработки кожи. Ножницы)То, с помощью сего соединяют детали из кожа. (Клей)
Оформление изделия. (Декор)
Драпировка. (Жмурка)
Учитель: Молодцы отгадали.
И так тема нашего урока “Цветы из кожи и панно из них”.
3. Формирование новых умений и навыков.
Учитель: - Давайте вспомним способы обработки кожи, (показать образцы работ).
- Какие методы обработки мы будем использовать?
Ученики: - вырезание, поджаривание, склеивание и т.д.
Учитель: И так, изготовление панно. (КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЕНДЖ) помогает ученикам расширить свои знания, связать их с предыдущим опытом и продумать возможные трудности. Для начала нам необходимо составить план работы. Перед вами план работы, вам необходимо посоветоваться со своей командой и выстроить правильный план работы и доказать. Что это самое верное решение.
Эскиз
Выбор материала ( определить какого цвета будем использовать кожу)
Выбор способов обработки (будем ли поджаривать на свечке, или делать просто двойную аппликацию)
Изготовление отдельных частей
Сборка панно.
Повторение правил по ТБ во время работы с режущими и колющимися предметами, а также при работе с горящей свечой
Будьте осторожны при работе с ножницами, аккуратны при работе с клеем. Очень осторожно обращайтесь со свечкой (установите свечку устойчиво на подставку) и спичками. Не забудьте потушить свечку после работы.
4. Физкультминутка. 
Практическая самостоятельная работа.
Дети работают с технологической картой изготовления панно.
Перед вами технологическая карта, где описано. Что нужно делать. Вам необходимо распределить между собой все виды работ
5. Применение полученных навыков.
Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.
Подведение итогов урока.
Выставка готовых работ. Обсуждение. Оценка выполненных работ. 
Список литературы:
Современная энциклопедия домашнего хозяйства. “Рукоделие для всей семьи”.
Жукова О.Г. кожа в умелых руках. М.: Знание, 1996.
Журнал “Сделай сам”. №4, 1991.
Журналы “Крестьянка”, 1999.
Журналы “Верена” 1994.
6.Интернет ресурсы, news@liveinternet.ru
Приложение №1.
Технологическая карта изготовления панно
п/н Последовательность выполнения Вид деятельности на данном этапе Необходимые материалы, инструменты
1 Выбор эскиза 2 Выбор материала определить какого цвета будет использоваться кожа
3 Изготовление ветки..Ветку сделать из мягкой кожи серо-болотного или коричневого цвета и подклейте 2-3 слоя в нижней части (ниже лапок птицы). Обвести по шаблону, вырезать
Ручка, ножницы
4 Изготовление птицы.
По шаблону вырезать детали птицы. Наслаивать из кожи 2-3 слоя (или из картона).
Начать с перьев хвоста: сначала длинные перья - черные и рыжие. Затем короткие перья - рыжие.
Крыло из черной кожи.
Головку вырезать побольше, чем на лекале.
Обработать над пламенем свечи.(можно не обжигать над пламенем свечи). Оклеить головку, клюв коричневым, глаз – черный на белом овале. Лапки светло-коричневые.
Ручка, ножницы, свеча на подставке, клей, кожа.
Помнить правила ТБ при работе с режущими , горящими предметами
5 Изготовление цветов. Вырезать по шаблону много цветов сакуры. Всего 30 цветочков и несколько бутончиков. По желанию можно подпалить над пламенем свечи, можно этого не делать Ручка, ножницы, свеча на подставке, клей, кожа. ТБ при работе с режущими , горящими предметами
6 Оформление панно Тонкие веточки приклеить, приподнимая над фоном, изгибая их Картонная основа, рамка, клей
Приложение№2. Шаблоны для панно «Сорока и сакура»

Работа в готовом виде