Конспект урока русского языка по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (7 класс)

Урок русского языка по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

Тема урока: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Цели урока:
1)образовательная: создание условий, при которых учащиеся сконструируют способ определения гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
2) развивающая:
- формирование умений и навыков учебной деятельности;
- развитие познавательной активности, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение, самоанализ), речи, воображения, памяти;
3) воспитательная:
- формирование умений построения отношений в группе, определения своей роли;
- воспитание интереса к познанию;
- воспитание толерантности.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Основной вид учебной деятельности – поисковая деятельность.
Тип урока: этап постановки и решения учебной задачи.

Ход урока.
Создание «ситуации успеха».
Проверка владения способом определения залога причастий настоящего времени.
Задание: записать под диктовку словосочетания, определить залог причастий (выделив суффикс). Учащиеся работают самостоятельно, один ученик – с обратной стороны доски.

Поющую иволгу; едва различимый шорох; одетый в плащ прохожий; мост, висящий над рекой; прочитанная книга; колышущийся тростник; хвалящийся своими успехами.

- Проверка. Открывается работа на обратной стороне доски, ученик, выполнявший работу, объясняет.

Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва).
В двух последних словосочетаниях дети по-разному написали гласные в суффиксах:
Колышущийся и колышащийся / хвалящийся и хвалющийся
Учитель:
- Можем ли мы на слух определить, какую гласную надо писать в этих словах?
Ученики:
- Нет, эти гласные находятся в слабой позиции. Это орфограмма.

Учитель:
- Где находится орфограмма?
Ученики:
- В суффиксе.
Учитель:
- Есть ли у нас способ определения гласных в суффиксах?
Ученики:
-Да, по сильной позиции.
Учитель:
- Можем ли мы применить этот способ к данным словам?
Ученики:
- Нет, не можем. У нас есть два слова – поющую и висящий, эти слова не помогут нам, т.к. в них разные буквы в суффиксе.

III. Формулировка учебной задачи учащимися и учителем.
Учитель:
- Значит, какая задача стоит перед нами?
Ученики:
- Как узнать, какая буква пишется в суффиксах действительных причастий настоящего времени? (Запись вопроса на доске и в тетрадях).
Учитель:
- Как будем действовать?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы. Учитель предлагает для анализа группу действительных причастий настоящего времени:
зовущий, берущий, поющий, смеющийся, молящий, стремящийся, кричащий.

IV.Этап решения учебной задачи. Конструирование понятия (способа решения учебной задачи).
В группах или индивидуально (по желанию) с помощью учителя дети пытаются изобрести новый способ решения задачи. Результаты вывешиваются на доску и обсуждаются всем классом.

В результате обсуждения ученики приходят к такому выводу: так как причастия образуются от глаголов, надо найти глаголы, от которых образованы данные причастия (сделать словообразовательный анализ):
зовущий зовёт
берущий берёт глаголы I спр.
поющий поёт
смеющийся смеётся
молящий молится
стремящийся стремится глаголы II спр.
кричащий кричит
В причастиях, образованных от глаголов I спр., пишутся суф. –УЩ-/ –ЮЩ-
II спр. - суф. –АЩ-/ – ЯЩ-

V.Сравнение своих выводов с правилом в учебнике. Озвучивание учащимися и запись в тетрадь темы урока: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

VI. Выработка способа действия (составление алгоритма), фиксация способа в тетрадь-справочник.
1.Определить, от глагола какого спряжения образовано причастие.
2.От глагола I спр. От глагола IIспр.

-ущ-/-ющ- -ащ-/-ящ-

VII.Возвращение к заданию I, объяснение правописания слов колышущийся ; хвалящийся, знакомство со способом обозначения орфограммы.

VIII. Рефлексия.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как определить гласную в действительном причастии настоящего времени?

IX. Домашнее задание: проверка способа действия – выполнение упражнения по учебнику.

15