Конспект классного часа Поговорим о дружбе


Классный час в 7 классе «Поговорим о дружбе»
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проведём классный час на тему «Поговорим о дружбе» (Слайд № 1)
Цель классного часа: познакомиться с критериями дружбы, оценить свои качества настоящего друга, рассказать о своих друзьях, а так же совершенствовать навыки общения (Слайд № 2)
Задачи:
-помочь учащимся в самораскрытии;
-способствовать преодолению барьеров в общении;
-совершенствовать навыки общения. (Слайд № 3)
Учитель: Сегодня мы будем, как я уже сказала, говорить о дружбе. Что же такое дружба? (Слайды № 4-6)
Дружбу не так легко описать, как поначалу кажется. Говорят, у эскимосов есть сотни слов, обозначающих снег. К сожалению, даже могучий русский язык не в силах различить каждое из значений этого слова. Конечно, дружба – столь же многогранное понятие. Бесконечное множество ее оттенков и сторон не сможет в точности описать ни один язык мира. Лишь перу поэта доступно донести до нас ее значение.
Послушайте, как видит дружбу известная поэтесса В. Кулагина:
Как рада я звонкам друзей, которые не забывают,
И, сколько б ни промчалось дней.
Всегда с любовью принимают
Вино и хлеб, горячий чай,
Яичница "скворчит" с огня...
Уж если есть на свете рай.
То только там, где есть друзья.
Все изменяется, течет
И разрушается с годами,
Но время замедляет ход,
Когда встречаюсь я с друзьями.
Поговорим о том, о сем,
И посмеемся, и поплачем,
И, душу облегчив, поймем.
Как много в жизни дружба значит (Слайд № 7)
В принципе, каждый конечно видит дружбу по-своему. Но существуют даже некоторые критерии дружбы и качества настоящего друга. Давайте их рассмотрим и если это, возможно, дополним или поправим (Слайд № 8)
На данной схеме дружба представлена виде цветка, который нужно вырастить и постараться сохранить.
Итак, первый лепесток - «Быть честным и правдивым». Важно ли это для дружбы? Я думаю, что только настоящий друг имеет право сказать правду в глаза, не льстить, не врать, а сказать всё как есть.
Следующий лепесток – «Быть добрым, чутким и терпеливым». Конечно злым, нетерпеливым, резким людям очень трудно найти себе настоящих друзей.
Далее – «Быть интересным, простым, приветливым» - к такому человеку тянутся другие, с ним интересно общаться, с ним интересно поговорить
Четвёртый лепесток – «Быть верным, преданным» - это значит, никогда не забывать своего друга, не отдавать предпочтения другим,
Лепесток «Умеет хранить тайну» - настоящий друг никогда не раскроет тайны, которую вы ему доверили
Лепесток «Не завидует, не зазнаётся» - как часто бывает, что из-за зависти друзья расстаются врагами. Друг получил большое наследство или неожиданно выиграл в лотерею. И вместо того, чтобы порадоваться за своего друга, мы начинаем злиться, а почему же у нас нет такого богатого родственника или чем же мы хуже, почему нам так не повезло. Зависть – это очень плохое «чёрное» качество человека. Но бывает так, что деньги не идут во благо, и друг начинает зазнаваться, забывает о том, с кем недавно ещё был на равных, как говорят «делил корку хлеба»
Лепесток «Требователен к себе и другим» - А важно ли это качество? Я думаю важно. Друг попросил солгать, пропустить уроки, совершить плохой поступок. Вы должны убедить его, объяснить ему, что ни к чему хорошему это не приведёт
Лепесток «Понимает интересы другого» - т. е. у каждого могут быть свои увлечения, хобби. Это хорошо, когда они совпадают, а бывает и нет. Но не надо издеваться, смеяться над увлечением друга, высказываться и убеждать, что ваше увлечение лучше. Для вашей дружбы будет лучше, если вы наоборот поможете другу: найдёте диск с записями его любимой группы или что-то другое, касающееся его увлечения
Лепесток «Сочувствует, готов поддержать» - это значит, друг всегда подставит плечо, всегда поможет, пожалеет, поможет перед всеми отстоять мнения друга
Лепесток «Не эгоист, уважает другого» - Эгоисты думают только о себе. На первом, втором и на третьем место у них – я. Они не считаются с другими, не обращают внимание на чувства других, а дружба должна строится на взаимном уважении друг друга.
Как вы считаете, нужно ли нам что-то добавить, или мы учли всё?
Тогда сделаем вывод, что настоящие друзья должны обладать именно такими качествами и, наверное, каждый из вас хотел бы, чтобы его друг был именно таким.
Ребята, подумайте, а, можете ли вы сами соответствовать понятию “друг”, т. е. обладаете ли вы именно качествами «настоящего друга»? Попробуем это определить с помощью теста
Тест «Настоящий друг»
Со своим другом я:
1. Делюсь новостями о своих успехах.
2. Оказываю эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогаю в случае нужды.
4. Стремлюсь, чтобы другу было приятно в моём обществе.
5. Вовремя возвращаю долги.
6. Защищаю друга в его отсутствие.
7. Я терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Храню доверенные мне тайны.
9. Не критикую друга публично.
10. Не ревную друга к остальным людям.
11. Стремлюсь не быть назойливым, не надоедаю.
12. Не поучаю, как нужно жить.
13. Уважаю внутренний мир друга.
14. Не использую доверенную тайну в своих целях. (Слайд № 9)
15. Не стремлюсь переделать друга по своему образцу.
16. Не предаю в трудную минуту.
17. Доверяю самые сокровенные мысли.
18. Понимаю состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощаю ошибки моего друга.
22. Радуюсь успехам и достижениям друга.
23. Не забываю поздравить друга.
24. Помню о друге, когда того нет рядом.
25. Ни в чем и никогда не завидует другу. (Слайд № 10)
Интерпретация результатов
Каждый ответ «да» - 2 балла, «не знаю» - 1 балл, «нет» - О баллов. Суммируйте полученные баллы.
От 0 до 14 баллов. Вы не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 37 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. (Слайд № 11)
Учитель: Вот видите, как у нас хорошо получилось. Оказывается, все вы обладаете качествами настоящих друзей. Это замечательно! Но бывает и наоборот. Послушайте стихотворение «Друг» и попробуйте оценить двух друзей – его героев:
Друг
Были лучшими друзьями они
Очень долгие счастливые дни.
Вместе в праздники садились за стол;
Вместе вечером смотрели футбол.
Но всему земному есть свой предел:
Тяжело один из них заболел.
Из диагноза он понял одно:
Что поправиться ему не дано.
И несчастный, обречённый больной
Позвонил в то утро другу домой,
Чтоб пришёл к нему в тяжёлый момент,
Но услышал он, нежданно, в ответ:
«Я б заехал, но поверь мне, старик,
День расписан по минутам, впритык.
Обещаю, что как только смогу
Обязательно к тебе забегу».
В ожиданье, умирающий друг
Слышал тихий, но отчётливый стук.
А когда, казалось, он замолкал
Пересохшими губами шептал:
«Слышишь, сердце, ты молчать подожди,
Пусть пройдут, сперва, косые дожди
И бело от снега станет вокруг;
Пусть увидится со мной лучший друг.»Дни проходят, а у друга дела:
Дочка старшая вчера родила;
На работе план, по срокам, горит.
В общем, в жизни всё, как прежде, бурлит.
И от дел не оторваться ему,
Чтоб наведаться к дружку своему.
Только изредка о нём вспоминал,
А больной лежал один и шептал:
«Слышишь, сердце, я прошу, не смолкай, –
Первый снег зимы увидеть мне дай.
Друга, чувствую, уже не дождусь. (Слайды № 12-16)
Как вы считаете, ребята, можно ли героев стихотворения назвать настоящими друзьями?
Когда случается беда, как бы не было прискорбно, вот тогда и бывает понятно, кто настоящий друг, а кто просто приятель, знакомый. А кстати в чём отличия настоящего друга от приятеля, знакомого?
С приятелями, знакомыми можно хорошо провести время: послушать музыку, приготовить уроки, сходить в кино, поделиться впечатлениями об увиденном. Но только друг в любую минуту будет готов прийти к тебе на помощь, ничего не требуя от тебя взамен. Он поймет тебя и поможет тебе оценить твои поступки. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.
И сейчас я предлагаю вам написать окончания предложений и может быть это будет откровением не только для одноклассников, друзей, но и для нас учителей. Мы постараемся лучше вас понять.
Откровенно говоря, для меня очень важно …
Откровенно говоря, я ненавижу, когда…
Откровенно говоря, я радуюсь, когда…
Откровенно говоря, самое главное в жизни…
Кто хочет зачитать свои ответы в слух? Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
Проблемная ситуация “Как выбрать друга?” (Слайд № 17)
Учитель читает рассказ:
“...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их “три мушкетера”. Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за “Спартак”, все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом? С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в “игровуху” вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут “однорукого бандита” да еще и выигрывают деньги! Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем. Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис”. Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Что ж, мы выслушали различные мнения. Предлагаю вам закончить предложение: “Друг – это тот...”
Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы поговорили о критерии дружбы и качествах настоящего друга, рассказали о своих друзьях, немного пооткровенничали. И я очень хочу, чтобы каждый из вас имел настоящего друга, способного понять, пожалеть, выслушать и помочь в трудную минуту. А таких друзей надо беречь!
Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг — и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Р. Гамзатов (Слайд № 18)