Конспект урока по теме: «Систематизация и обобщение изученного в разделе «Орфография»

План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Систематизация и обобщение изученного в разделе «Орфография».
Цели урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать теоретический материал по орфографии;
- научить понимать целесообразность знаний орфографии в письменной речи;
- формировать умения представлять материал в наглядной форме;
воспитательные:
- повысить интерес учеников к урокам русского языка.
развивающие:
- развить творческие способности и личностные качества;
- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;
-повысить качество знаний, умений и навыков по повторяемому на уроке материалу.
Тип:  урок повторения и обобщения учебного материала, комбинированный, с использованием информационных технологий;
Способ восприятия: зрительно-слуховой
Форма организации учебного процесса:  групповая.
Оборудование:  проектор, экран, цветные фломастеры или карандаши, магниты, ватман.

Ход урока
Часть 1.
I. Вступительное слово учителя:
- О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

- Я не случайно процитировала строки замечательного русского поэта А.С. Пушкина. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, автором - составителем которого является Вадим Серов, гласит, что строчки пятистишия поэта обычно цитируются как комментарий к какому-либо научному открытию, его технологическим перспективам и т. д.

- Сегодня наш урок пройдет несколько в необычной форме. В отличие от классических уроков, мы с вами не будем работать традиционно в тетрадях. Практическую часть будет выполнена на стандартных листах. Чем все это объясняется? Дело в том, что кроме понятия «классический урок» существует понятие «нестандартный урок». В этом случае для проведения урока используются различные формы и методы. Сегодня на нашем уроке мы используем метод проекта.

-Кто из вас знает, что такое проект? (Слайд)
(Само понятие «проект» означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. В самом широком понимании проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая).

- Итак, учебный проект – это работа в рамках нашей учебной программы. Цель такой работы – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Сегодня используем метод проекта на нашем уроке.
- Урок будет состоять из 2-х частей, поэтому рассчитан на два академических часа. Первая часть – это мини-проект и создание проектного продукта, вторая - защита долговременного проекта тремя творческими группами. В конце урока вам необходимо будет ответить на вопрос: что интересного я узнал и чему научился сегодня на уроке и как мне это пригодится в дальнейшем? Итак, приступаем к выполнению наших задач.

2.
- На последних уроках в конце каждого учебного года мы систематизируем и обобщаем знания по изученным темам. Так как в 9 классе заканчивается изучение русского языка по всем темам курса, поэтому на уроках по повторению изученного материала мы вспоминаем и закрепляем все, что нами было изучено ранее. Сегодня мы обобщим знания по орфографии, которые вам необходимы для успешной сдачи экзамена. Результатом повторения материала должно быть наглядное пособие, созданное вами на сегодняшнем уроке или так называемый проектный продукт. Такова цель нашего урока. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен. (Слайд)
- Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов. Каковы этапы проектной деятельности? (Слайд)

- По продолжительности наш проект будет относиться к мини-проекту, т. к. рассчитан на 1 урок; он будет практико-ориентированным, поэтому результат деятельности четко обозначен в начале работы, т. е. создание определенного документа, в нашем случае – это наглядное пособие.

- Как вы думаете, в виде чего может быть проектный продукт, созданный на основе результатов исследования теоретического материала? (Справочный материал, таблица, памятка, схема).
- Итак, темы проектов:
Корни с чередованием гласных о//а, е//и.
Гласные после шипящих.
Правописание приставок.
Н-НН в разных частях речи.
НЕ с разными частями речи.
Правописание гласных в суффиксах глаголов и причастий.

3. (Объяснение содержания работы.)
- Сегодня мы работаем в группах, поэтому от вас потребуется умение работать в команде. (Распределение на группы).
- По организационной форме проект будет групповым. По содержанию – монопроект, т.к. создается по одному предмету.
(Запись на стандартных листах понятий: проектный продукт, мини-проект, монопроект ).
- Какую работу вам предстоит выполнить? Опираясь на этапы проектной деятельности, провести исследовательскую работу по определенным темам.


(Работа по слайду «Этапы проектной деятельности»)


4. Представление результатов деятельности групп.

Часть 2.
1. Публичная защита проекта.
Представление одноклассникам результата своей работы.
Учитель:
- Вашему вниманию будут представлены 3 творческие работы. Ваша задача – внимательно прослушать отчет групп, оценить их работу, обсудив в своей группе выступления ребят. Заполнить оценочный лист.
1. Проект «__________________________________________________________________________________________________________________________________»
2. Проект «__________________________________________________________________________________________________________________________________»
3. Проект «__________________________________________________________________________________________________________________________________»

2. Коллективное обсуждение результатов проекта.
- Что было самым трудным в работе над проектом?
- Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
- Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
- Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
-Какова самооценка вашей творческой группы?

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке: (Слайд с вопросами)
1.
- Что интересного я узнал на уроке?
- Что показалось трудным?
- Как в дальнейшем мне могут пригодиться полученные навыки и знания?
- Оцените свою деятельность и свое настроение на уроке с помощью символов. Объясните свой выбор.
2. Закончите предложения.
- Мне интересно было
- Я узнал(а)






 

15