Урок-игра на повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.»


Урок-игра на повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.» (5класс)
Цели:
Повторение материала по разделу «Морфемика».
Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить орфограммы:
- «Буквы З и С на конце приставок»
- «Буквы Ы-И после Ц»
- «Буквы О-А в корне -лаг- – -лож-»
- «Буквы О-А в корне -раст- – -рос-»
- «Буквы Ё-О после шипящих в корне»
Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Формы урока: урок-игра.
Ход урока
Слово делится на части,Ах, какое это счастье!Может каждый грамотейДелать слово из частей!
I.Организационный этап.Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.
Обратимся к эпиграфу. Выразительное чтение эпиграфа.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Молодцы! Сегодня мы будем играть в «Лото». Перед каждым участником игры лежит одинаковая таблица, разделенная на 15 ячеек. Каждая ячейка отведена под определенную орфограмму из раздела «Морфемика»:
- «Буквы З и С на конце приставок»
- «Буквы Ы-И после Ц»
- «Буквы О-А в корне -лаг- – -лож-»
- «Буквы О-А в корне -раст- – -рос-»
- «Буквы Ё-О после шипящих в корне».
Вы должны будете заполнить ячейки своей таблицы карточками, на которых написаны слова с пропущенными буквами на вышеперечисленные орфограммы.
В коробке, с которой я буду подходить к каждому из вас по очереди, находятся карточки со словами на определенную орфограмму. Участник, к которому я подошла, достаёт одну карточку. Перед тем, как закрыть ячейку карточкой на определенную орфограмму, участник должен вслух прокомментировать своё решение.
Например: участник достал следующую карточку – Ц…РК. Его комментарий: «В слове Ц…РК после Ц пишется буква И по правилу «Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ЦИЯ».
Также вам может попасться карточка со словом-исключением. Например, участник достал следующую карточку – Ц…ГАН. Его комментарий: «В слове Ц…ГАН после Ц пишется буква Ы, так как это слово является исключением из правила «Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ЦИЯ».
Игру продолжает следующий участник. Он тоже достаёт одну карточку, также закрывает ячейку и комментирует своё решение.
Участник, который неправильно назвал пропущенную букву или отказался назвать её, должен вернуть карточку обратно в коробку. Он продолжает игру в следующем круге, то есть когда право достать карточку из коробки дойдет до него снова.
Если у вас уже закрыта ячейка с орфограммой, со словом на которую вы достали карточку, вы должны положить карточку обратно в коробку. Но вам дается право вынуть ещё одну карточку. Если вы опять достали карточку со словом на орфограмму, ячейка под которую тоже закрыта, ход передается другому участнику. А вы продолжаете игру в следующем круге.
Выигрывает тот, кто первым сумеет закрыть все ячейки своей таблицы. Второе место у того, кто закроет все ячейки вторым и т.д. Игра продолжается до последнего участника.
III. Основной этап. Игра.
Комментарий для учителей.
Карточки со словами на орфограмму «Буквы З и С на конце приставок»нужно подготовить 4 шт. на таблицу одного участника.
Карточки со словами на орфограмму «Буквы Ы-И после Ц» нужно подготовить 2 шт. на таблицу одного участника.
Карточки со словами на орфограмму «Буквы О-А в корне -лаг- – -лож-» нужно подготовить 2 шт. на таблицу одного участника.
Карточки со словами на орфограмму «Буквы О-А в корне -раст- – -рос-»
нужно подготовить 3 шт. на таблицу одного участника.
Карточки со словами на орфограмму «Буквы Ё-О после шипящих в корне»
нужно подготовить 4 шт. на таблицу одного участника.
Количество карточек со словами на определенную орфограмму нужно подготовить исходя из количества учащихся, принимающих участие в игре.
Например: если участников 20 человек, то количество карточек на орфограмму «Буквы Ы-И после Ц» нужно подготовить 40 шт., так как на одну таблицу карточек на данную орфограмму нужно 2 шт.
Размер каждой карточки должен совпадать с размерами ячеек.
Например:
Ц…НГА
С УЛИЦ…
ЛЕКЦ…Я
Ц…КНУТЬ
-раст- И после Ц -ращ-
Ё после шипящих в корне Буква З на конце приставок О после шипящих в корне
Буква З на конце приставок -рос- Буква С на конце приставок
Ё после шипящих в корне Буква С на конце приставок О после шипящих в корне
-лаг- Ы после Ц
-лож-