Конспект урока русского языка в 5 классе Повторение изученного в разделе «Орфография»


Урок русского языка в 5 классе
Повторение изученного в разделе «Орфография»
Учитель русского языка Морозова Елена Николаевна
Задачи урока
Обучающие
создание условий для осознания, понимания изученной темы;
формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.
Развивающие
формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
активизация познавательной деятельности учащихся,
повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Воспитательные
создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.
Ход урока
Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»
Как герой оказался в стране невыученных уроков?
Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?
Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?
ТЕМА урока Слайд 1
Что вы ждёте от урока?
Целеполагание. Слайд2Заполнение листа самооценки
Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.
Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.
А также на помощь нам придут разделы орфографии.
Назовите их.
Слайд
А) Слова на интерактивной доске:
Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.
Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)
Предложите задание
(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)
Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.
Карточка №1
Письмо от Мишки.
Пришло мне письмишко,
Гляжу – из лагеря, от Мишки:«Здесь чудный лук, и я лижу»,-написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?Наверно, шутит, плут.Читаю дальше:«Здесь лиса. Красивый длинный прут.На днях в лесу нашел я грусть, и очень был доволен…»
Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,мой друг серьезно болен.
Вернется, надо подлечить – Заставить правила учить?
Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму
Проверка индивидуального задания?
Взаимопроверка по ключу Слайд
- Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?
Какие орфограммы мы вспомнили?
Найдите на карточке стихотворный вариант правила.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?
Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные в корне слова).
Карточка №2
Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый. 5. Отважный. 6.Знаменитый. 7. Здешний.
8.Правдивый.
Морфемы
ЕтИшьАт
Что могут рассказать о слове данные морфемы?
На какой постоянный признак глагола указывает окончание?
Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?
Интерактивный плакат «Способы определения спряжения глаголов»
Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)
Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.
Предложите задание к словам
Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.
Какому правилу подчиняется орфограмма?
Не выучил - не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
«Не» всегда пиши.
А) Грамматическая сказка.
Мягкий знак.
А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
- О ком идёт речь в сказке?
- О каких функциях ь рассказано в сказке?
Б) Работа в парах. Объяснение правописания ь и ъ.
В) ? какая функция ь не встретилась?
Ь после шипящих как показатель грамматической формы слова
Рассыпанный алгоритм на интерактивной доске
? что представляет собой данная запись?
- предложите задание.
Г)Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Реши орфографическую задачу и исправь соответствия
Пишеш..Рож..Сплош..Замуж…
Меч…
С крыш…
Береч…
Хорош…
Сущ. 3 скл.
Глагол 2л., ед.ч.
Инфинитив
Наречие
Краткое прилагательное
Наречие-исключение
Сущ. 2 скл.
Сущ. во мн.числе
Д) Луч?, доч?, стереч?, меч?, ноч?, из задач?, мыш?, береч?, лещ?, из училищ?, ищеш?, помощ?, стриж?, испечь?, выигрыш?, рисуеш?, из задач?, трубач?, умываеш?ся, с крыш?, помоч?, стрич?
Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?
1в слова с ь2 в слова без ьПроверка инд. задания
Проверка задания Д по ключу.
Работа в парах с деформированным текстом
Выбор уровня сложности задания.
Карточка №3
1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
В…да и лес – кр…са природы. Полная кр…сота мес…ности с…стоит в с…единении в..ды с лесом. Природа так и п…ступает. Реки речки руч…и и озёра почти всегда обрастают лес…м кустами. Леса – хр…нители вод. Дерев..я з…крывают землю от п..лящих лучей летнего со…нца от в…тров. Пр…хлада и сырость ж…вут в их тени и (не) дают иссякнуть влаг…
2 уровень сложности. Исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Вода и лес – кроса прероды. Полная кросота месности састоит в соединении воды с лесом. Прерода так и паступает. Реки речьки ручи и озёра почти всегда обрастают лесом кустами. Леса – хранители вод. Деревя зокрывают землю от полящих лучей летнего сонца от ветров. Прахлада и сырость жывут в их тени и недают иссякнуть влаге.
Внимание! В тексте 15 орфографических и 3 пунктуационные ошибки!
Рефлексия.
Синквейн
Орфография
Сегодня на уроке:
мне было интересно...
я многое узнал (а)…
мне было трудно…
я отлично поработал (а)…
Д.З. Составить словарный диктант из 15 слов на орфограммы.
Лист самооценки
Выполняемое задание Количество баллов
Устные ответы Теоретическая эстафета Задание 1 (загадки) Задание 2 (пословицы) 3адание 3 (ь после шипящих) 3адание 4 (предложения ь после шипящих) Задание 5 (образование глаг. и сущ.) Задание 6-7 (А8) Индивид. Задания