Сценарий интегрированного урока литературы, музыки, изо Сказка о царе Салтане


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
5 класс
Автор:
учитель музыки
Маслобоева Надежда Михайловна,
высшая категория
Декабрь 2016г.
Тема: «Сказка о царе Салтане.» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
Цели: 1.Образовательная - формировать умение анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
2.Развивающая-развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный и художественный вкус.
3.Воспитательная – воспитывать любовь к поэтическому слову, музыке и живописи.
Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков с использованием новых технологий.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, баян, презентация к уроку
Ход урока.
Организационный момент.
Видео-мультфильм «У лукоморья дуб зеленый».
Учитель литературы:
Из какого произведения этот отрывок?
Кто автор?
Ещё А. С. Пушкин подчеркнул нерасторжимую связь музыки и литературы.
У нас сегодня необычный урок литературы. Сегодняшний урок мы проведем вместе с Надеждой Михайловной. Мы постараемся вместе с вами объединить музыку, живопись и литературу с помощью сказки и посмотреть, как в сказочной красоте соединились три души: душа поэта, душа композитора и душа художника.
А вот какая сказка нам в этом поможет, вы скажите сами.
На фоне оркестрового вступления начинается инсценировка сказки
Инсценирование отрывка из сказки «Три девицы»
Что это за сказка?
А кто написал эту сказку? (А.С.Пушкин)
Кто подсказал сюжет этой сказки? (Вдетстве Александру Сергеевичу рассказывала русские народные сказки его няня Арина Родионовна. Сюжет он взял из русской народной сказки.)
Определите тему урока. Что хотели бы узнать?
Вспомним прочитанное (10 вопросов по содержанию сказки)
Определим жанр сказки, вид сказки, ее отличие от народной (написана в стихотворной форме).
А если она написана в стихотворной форме, значит у неё есть рифма. Что такое рифма? Давайте посмотрим, какую рифму использовал поэт?
(парную, рифмуются 2 строки подряд).
Давайте вспомним, какие волшебные события присутствуют в сказке? (Рос не по дням, а по часам; град на острове; превращение в комара, муху, шмеля; белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь )Учитель музыки:
Сказка - прекрасное раздолье для творчества. Поэзия Пушкина побудила великого композитора к созданию оперы и к 100-летию со дня рождения Александра Сергеевича, он написал оперу «Сказка о царе Салтане ».
Кто этот композитор –сказочник? (из двух портретов выбрать - Н.А.Римского- Корсакова)
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке наша с вами задача посмотреть поможет ли музыка и живопись обогатить представление о прочитанной сказке. В течение урока нам с вами необходимо заполнить цветовую таблицу, которая поможет нам наиболее полно раскрыть тему урока (на слайде)
4.Совершенствование ЗУН и получение новых знаний.
Учитель литературы:
И так мирком ладком да за сказочку. Работа в группах.
Сколько чудес было в сказке? (групповая работа) – 2 минуты: найти художественные средства, которые использовал Пушкин при описании чудес.
1 группа: как описал первое чудо Пушкин? (По желанию, любой ученик читает отрывок наизусть)
Какие художественные средства использовал автор, описывая нам это чудо?
(дети приводят примеры эпитетов, олицетворения, сравнения). (олицетворение-белка песенки поет, выразительные эпитеты-златоглавыми церквями, хрустальный дом)
А вы какой представляете белку?
Учитель музыки:
Если бы вы были композиторами, какими муз. инструментами изобразили бы белочку, какая по характеру была бы ваша музыка? (ответы детей: Веселая, радостная, танцевальная)
Прослушивание отрывка оперы.
Какие приемы использовал композитор для создания образа белочки? (Тембр, стаккато, регистр). Давайте вспомним, что такое регистр и тембр.
Ребята, а регистр может быть каким? (высоким, средним, низким)
Соло звучит в исполнении флейты-пикколо. Почему именно флейту использует композитор? (регистр-высокий, чтобы показать маленькую белку в хрустальном теремке.)
(на слайде рассматривают флейту –пикколо)
Какую песенку поет белочка?
Это русская народная песня и Римский-Корсаков оставил ее без изменений. Я вам предлагаю спеть ее.
Исполнение песни «Во саду ли, в огороде» под сопровождение баяна.
Учитель литературы:
Для более яркого представления картины поэт использует слово, композитор музыкальные приемы, а художник краски.
Когда вы читали про белочку, какая она вам представлялась?
Давайте посмотрим, как увидел белочку замечательный художник- сказочник Иван Билибин. (учитель вместе с детьми рассматривает и описывает иллюстрацию)
Что общего у белочки Пушкина и белочки Билибина? (Ель перед дворцом, хрустальный дом, белка орешки грызет)
Заполняют таблицу в цветовой гамме
Физ.минутка:
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками)
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
(Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети машут руками)
Мы по берегу гуляем.
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)
Сядем дружно на песок
Снова начался урок.
Учитель литературы:
2 группа: А как же описано 2 чудо? (чтение отрывка наизусть)
Какие картины рисует ваше воображение? (ответы детей)
Какие слова нам помогают представить картину? (Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой…)
Какие художественные средства использует Пушкин, описывая это чудо? (Сравнения, эпитеты, олицетворение. Дети приводят примеры)
Учитель музыки:
Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? (ответы детей)
А теперь давайте послушаем, как Римский-Корсаков описывает это чудо и посмотрим совпадает ли характер богатырей в музыке и литературе?
Прослушивание отрывка оперы.
Музыка твердая, строгая, маршевая. Главная тема звучит в исполнении медно- духовых инструментов (тромбон, труба). Какой регистр использует композитор? (низкий). Почему? (чтобы показать силу, мощь богатырей)
Совпадает ли характер богатырей Пушкина с характерами богатырей Римского-Корсакова? (да)
Учитель литературы
А теперь давайте посмотрим, как художник Билибин увидел это чудо.
Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у Пушкина, но есть у Билибина? (Дядька Черномор с трубой).
Как вы думаете, откуда взялась труба? (Из оперы)
Заполнение таблицы в цветовой гамме
Пушкин создал не менее прекрасный, сказочный образ Царевны-Лебеди.
(Чтение отрывка наизусть)
Какие художественные средства использовал Александр Сергеевич? (Cравнения, эпитеты. Приводят примеры.) Откройте стр.121 и найдите момент превращения царевны. Прочитайте.
Учитель музыки:
А как же увидел это превращение композитор. Слушайте внимательно, когда вы почувствуете, что начинается момент превращения, откройте глаза. Прислушайтесь к себе, появятся ли у вас новые впечатления.
Прослушивание отрывка оперы. (Ответы детей)
Какая музыка у Римского-Корсакова? (Нежная, плавная, певучая, грациозная)
Соло на гобое, скрипке.
Учитель литературы
Давайте рассмотрим иллюстрацию Билибина.
Какой момент изобразил Билибин? (превращение лебедя в царевну)
Подумайте и скажите, у Билибина превращение ближе к превращению Пушкина или к превращению Римскому-Корсакову. (К превращению Римскому-Корсакову, так как Билибин изобразил превращение на воде с всплесками, которые мы можем услышать в опере, а у Пушкина превращение происходит в кустах)
Заполнение таблицы в цветовой гамме
Учитель музыки
Ребята, а какое чудо в опере по времени было дольше других? (царевна Лебедь) А как вы думаете, почему? (ответы детей)
5.Обобщение и систематизация знаний.
Учитель литературы
Сегодня на уроке мы попробовали объединить в сказке музыку, литературу и живопись.
Чем рисует сказочную картину поэт, музыкант, художник?
Учитель музыки:
Можем ли мы сказать, что музыка, литература и живопись не только связаны друг с другом, но еще и обогащают друг друга? (ответы детей)
Заполнение таблицы в цветовой гамме
6.Рефлексия.
Давайте посмотрим на нашу таблицу. Что можете о ней сказать? (она разноцветная получилась). На что похоже? (на лоскутное одеяло)
Ваше настроение, когда вы смотрите на разноцветную таблицу?
Ребята, чем вам понравился сегодняшний урок?
Оценки за урок - смайлики
Домашнее задание