Пути эффективного взаимодействия школы и семьи. Из опыта работы.

Пути эффективного взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Родителей прежде всего беспокоит экономическое благополучие семьи. Большую часть дня они проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. И тут многое зависит от, мастерства, интуиции педагога, который должен проанализировать различные обстоятельства, чтобы принять нужное решение в выборе способов взаимодействия с родителями и ребенком в различных ситуациях.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И не все родители проявляют желание сотрудничать с педагогом. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является главной в формировании личности ребенка. Все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Это доказывает наша жизнь и наука. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы актуален сегодня как никогда. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Надо ориентироваться на особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Хочется подробно остановиться и перечислить основные направления взаимодействия семьи и школы, которые можно использовать в работе учителя с родителями:
-составление характеристик семей обучающихся
-психолого-педагогическое просвещение родителей
-взаимодействие с родительским комитетом
-совместная деятельность родителей и учащихся
-информирование родителей о результатах обучения и воспитания детей
-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей
-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей
-проведение совместных праздников с участием родителей
Одой из основных форм взаимодействие школы с семьей учащихся являются родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и другие различные вопросы. Собрания могут быть организационными, тематическими или итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний можно назвать отсутствие разнообразных форм и методов проведения. Отсюда низкая посещаемость собраний и плохая активность родителей. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу. Есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей и ждут от педагогов советов и рекомендаций. Они готовы подключиться к любым общественным делам в жизни своего ребенка и всего класса.
Классный родительский комитет-это тоже одна из форм сотрудничества классного руководителя с группой инициативных родителей. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.Основными формами работы внеклассной деятельности являются групповые и индивидуальные занятия.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
Дневник ученика является письменной формой информирования родителей об успехах их детей. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй можно отнести психолого-педагогическое просвещение родителей на конференциях и лекциях. Здесь родители имеют возможность встретиться с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД.
Можно так же организовать открытые уроки для родителей с целью ознакомления с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности. Открытые уроки проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия это одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность дискуссии заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения анализировать факты, опираясь на приобретенные навыки и опыт. Самая ответственная часть-ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому эту форму работы с родителями можно использовать не так часто.
Ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть : «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
К нетрадиционным формам взаимодействия относятся:
Родительские тренинги
Устные журналы
Родительские вечера
Родительские чтения
Круглые столы
Психологические разминки
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий. Формирование здоровья ученика происходит в течение всего процесса обучения, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Но без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей
уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.









13 PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15