Конспект НОД для разновозрастной группы Огонь-друг,огонь-враг


Конспект НОД в средней группе
Огонь – друг, огонь – враг
Задачи: Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать представления детей об огне; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины; учить детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара; закреплять знания на практике в игровой ситуации, вырабатывая навыки действий при пожаре.
В.: Воспитатель предлагает детям отгадать, что лежит в мешочке (в ящике, под платком и т. д.), загадывая загадку:
Это тёмный – тёмный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (Спички).
В.: Отгадайте ещё одну загадку:
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает. (Огонь).
В.:  Правильно.
В.: Сегодня мы с вами будем говорить об огне. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь?
Д.: Чтобы сварить еду, огонь греет и т. д.
В.: А когда дома отключают свет, что зажигают? Правильно, свечку. Свечка – это тоже огонь, ее зажигают, чтобы было светло.
В.: А как вы думаете, может огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным?
Д.: Горит лес, дом.
В.: Правильно, ребята. Огонь может быть не только другом  и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас, людей. Люди бросают не потушенные окурки; оставляют бутылки, от которых в жаркий день может загореться трава; в лесу оставляют не потушенными костры.
Говорим, что огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
В.: Ребята, а если пожар начался дома? Как вы будете себя вести?
Ответы детей.
Игровая ситуация.
В.: (Проводится игра)
Ребята. Я буду вашей мамой (воспитатель надевает шляпку, бусы, берет сумочку), а вы будете моими детками. Вот здесь наш дом (кукольный уголок). Мне срочно нужно уйти, вы остаетесь одни дома. Не шалите, не балуйтесь. Я скоро приду. Чтобы Вы никому не открыли дверь, я вас закрою на ключ.
Включается гирлянда, имитирующая огонь.
В.: Ваши действия, ребята?
Д.: Позвонить в пожарную часть по номеру 01;
 в окно позвать на помощь взрослых;
если дым – лечь на пол, намочить полотенце, дышать через него.
В.: Нужно спрятаться от огня? Почему?
Д.: Если дверь не заперта – ползти к выходу.
В.: Почему нужно ползти?
Д.: Внизу дыма меньше.
В.: Если огонь возник только что, покажите мне ваши действия.
Д.: Тушить матрацем, одеялом;
залить водой;
если загорелась одежда – падать и кататься, сбивая огонь.
 Дидактическая игра «Покажи правильно».
 
В.: Ребята, теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг. А где огонь – враг. Я вам раздам по два кружочка: один красный –  огонь враг, другой зеленый –  огонь друг.
Показываю детям картинки, дети поднимают круги, отвечая, где огонь – друг, а где  - враг. (Примерные картинки: печка с пирожками, горит лес, горит дом, плита с кастрюлей, горит свечка и т. д.)
Подведение итогов.
В.: Ребята, что вы сегодня узнали нового?
Д.: Огонь бывает другом, а бывает врагом.
В.: Если случится пожар, какой номер надо набрать по телефону?
Д.: 01.
В.: А что вы скажете в трубку? Какой у вас домашний адрес?
Ответы детей.
Вывод. Ребята, огонь может быть красивым, а может и быть страшным, он бывает полезным, а бывает опасным, бывает он другом, бывает врагом.
В.: Ребята, вы хорошо поработали на занятии. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, что не растерялись при «пожаре». И запомните, ребята:
Чтоб не случилась с вами беда
Взрослых советы слушай всегда.