КОНСПЕКТ УРОКА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Тема: ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ


КОНСПЕКТ УРОКА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ДЕЙСТВИЯ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
ЦЕЛИ УРОКА:
- обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, отработать навыки решения задач;
- развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся; развивать культуру их речи; развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики.
ХОД УРОКА
I.Организация и начало урока
Команды заняли свои места (каждая за общим столом). Приготовлены тетради для черновиков, ручки, на столах лежит творческое домашнее задание. Учитель настраивает учащихся на урок, желает победы, высоких результатов.
На доске приготовлена таблица для выставления результатов туров.
II. Постановка целей и задач урока и принятие их учащимися
Учитель говорит, что на уроке будет повторен теоретический материал по данной теме; отработаны практические навыки действий с рациональными числами; осуществлена подготовка к изучению новой темы.
III.Обобщение, повторение, систематизация материала
Объявляется начало турнира, называется состав жюри из приглашенных на урок.
1 тур. Представления команд, девиз, их домашнее задание, называются капитаны. Каждая команда представляет небольшую, красиво оформленную интересную сказку о рациональных числах. Максимальное количество баллов – 5. Оценка выставляется в таблицу.
2 тур. Разгадывание девиза урока – турнира.
Через графопроектор на экране задание: найдите значение выражения:
- 0,05 · 18;
3/7 – 1 2/74
7,2 · ( - 0,7) + ( - 0,7) · 1,8;
48 · ( - 0,25) · 40 · ( -1/6);
- 5,151 : (- 17);
– 12,3 + 6;
- 0,8 · 6/7 – 0,2 · 6/7;
7,18 · ( - 0,001) · 10;
- 0,48: (- 0,006);
( - 2,/)2 · 1 1/2;
- 1,2 + 7 – 2,4 – 5,4;
1,4 · ( - 0,1) + 0,16
ТАБЛИЦА РАСШИФРОВКИ
А В Е И Л М С Т Ы0,02 - 0,9 - 6,3 2/3 - 2 - 6/7 80 0,303 -0,718
За каждый верно решенный пример команда получает 0,5 балла. Итак, всего 6 баллов. Тур заканчивается после того, как одна из команд получит девиз:
«ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА».
Цель этого тура: отработка навыков быстрого правильного выполнения действий с рациональными числами, развитие внимательности и навыков коллективной работы (успех команды зависит от умелой организации работы капитаном). Разгаданный девиз обращает внимание на значимость совместной деятельности учащихся. Результаты заносятся в таблицу.
3 тур. Правила учим и знаем.
Приготовлены 12 карточек с теоретическими вопросами. Капитан каждой команды наугад берет шесть карточек и назначает отвечающих на эти вопросы. Заранее вопросы не читаются (они у капитана), ученик берет от капитана карточку, читает и быстро, четко и грамотно отвечает. Если ученик не ответил, ему помогает команда, но 0,5 балла она теряет. Вопросы такие:
1.Признаки делимости
2.Назовите НОД и НОК чисел 14 и 21.
3.Назовите простые числа большие 30, но меньше 40.
4.Что называется сокращением дроби? Пример.
5.Правила сравнения обыкновенных дробей.
6.Правила арифметических действий с обыкновенными дробями.
7.Правила умножения и деления десятичных дробей.
8.Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
9.Умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
10.Законы сложения и умножения рациональных чисел.
11.Вычитание рациональных чисел.
12.Определение модуля числа, противоположных чисел, взаимно-обратных чисел.
Цель этого тура: развитие культуры речи учащихся, развитие их памяти и мышления.
Результаты заносятся в таблицу.
4 тур. Правила знаем – задачи решаем!
Каждая команда получает одинаковую карточку с заданием:
1.(3 балла) Найдите значение выражения:
2,4 – 2,4 · (- 4 1/3 + 5 1/2).
2.(5 баллов) Решите задачу: 2/7 числа 14 равны 40% числа В. Найдите число В.
3.(5 баллов) Решите с помощью уравнения:
В саду росло 240 деревьев – яблонь, груш и слив. Яблонь было 2 раза больше груш и на 30 меньше слив. Сколько яблонь, груш и слив было в саду?
Итого: 13 баллов.
Проверка через графопроектор.
Цель тура: отработка навыков совместных действий с рациональными числами, развитие навыков решения задач на нахождение части от числа и числа по его проценту; на составление уравнений.
5 тур. Конкурс капитанов «капитан, не подведи!»
1.(3 балла) Решите уравнение
(х – 5,4): (-3) = - 2,6 + 5
2.(3 балла) Вычислите
8 1/5 + 15 · (2 1/5 – 3 1/3)
Итого – 6 баллов.
В то время команды решают задачу на составление уравнения (5 баллов).
Цель тура: воспитание ответственности за друзей, за команду; отработка навыков решения уравнений и действий с рациональными числами.
IV.Подведение итогов
Подсчитываются баллы, объявляется команда – победитель. Она награждается грамотой, получает приз.
Капитаны оценивают работу каждого ученика во всех турах и выставляют общую оценку, прокомментировав ее.
Учитель завершает урок, благодарит обе команды за работу, подбадривает проигравших, обращает внимание на анализ причины проигрыша и настраивает детей на дальнейшую работу на уроках математики.
Следует обязательно поощрить отдельных учеников, особенно тех, кто не блещет высокими результатами, а на том уроке сумели проявить себя. Это создает положительную мотивацию на дальнейшее изучение математики.