Сущность и содержание системы управления образованием


Новожилова Е.В.
Сущность и содержание системы управления образованием
Ключевые слова: образование, система, управление
Система образования должна быть гибкой, своевременно реагируя на изменения, происходящие в обществе. Сохранение накопленного десятилетиями положительного опыта и проведение реформ – два направления совершенствования современной системы образования.
Одним из важных понятий в управлении является «система». В научной литературе существует несколько определений понятия «система». В.И. Коробко под системой понимает «реальную или мыслимую совокупность частей, целостное свойство которой определяется взаимодействием между частями системы».
Артамонова И.А., Краснопевцева Б.В., Ознамец В.В., Бургалова Л.А. и др. определяют систему как «совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих целостное образование, имеющая новые свойства, отсутствующие у ее элементов».
Следует отметить, что составляющими системы являются элементы и их свойства. Бургалова Л.А. отмечает, что важным компонентом системы являются связи элементов, которые могут существовать как непосредственно, так и опосредованно. Взаимозависимость и взаимосвязь частей элементов системы подчеркивает в своем определении Б.З. Мильнер.
В современных теориях существуют различные классификации систем по различным признакам: по происхождению, специфике содержания, способу существования, степени связи с окружающей средой, месту в иерархии системы и др. Анализ классификации систем показал, что система образования относится к социально-экономической системе. В качестве социальных элементов системы можно выделить систему образовательных учреждений как социальных организаций, группы людей как элементный состав организации и возникающие между ними отношения. К экономическим характеристикам данной системы можно отнести: показатели материально-технической базы, смету доходов и расходов и др. Так, главной целью социально- образовательных организаций является достижение современного уровня знаний, получение прибыли является второстепенной целью.
Центральным понятием в системах различного уровня является «управление». Управление – непрерывный, целенаправленный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов. Следует отметить, что результат требует соответствия поставленной цели, а его достижение должно происходить при наименьших затратах времени и ресурсов.
Для характеристики управления социальной организацией необходимо дать определение понятию «организация». Мильнер Б.З. представляет организацию как «сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей». В основе данного определения находятся такие понятия как «управление», «социальное образование», что определяет социальную природу организации. Социальную природу организации подчеркивает определение ее как структурированного социального объекта.
А.И. Долгов считает, что организация – это не статичное образование, а «процесс деятельности по упорядочению элементов того или иного объекта в пространстве и времени».
В одном из определений понятия «организация» А.И. Пригожин отмечает, что это «определенная деятельность по организации, распределению функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.п.». Данное определение синонимично понятию «управление».
Анализируя эволюцию изменения сущности понятия «организация», С.С. Фролов приходит к выводу о том, что «организация — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованных структур на основе специализации или разделения труда.
Многообразие понятий «организация» порождает и колоссальное количество классификаций. На основании критерия формализации выделяют формальные и неформальные организации.
Так, образовательное учреждение может быть включено в различную группу классификаций. Например, по организационно-правовой форме учреждения образования – некоммерческие организации; по форме собственности образовательные организации могут быть государственными, муниципальными и частными; кроме того, это организации, которые функционируют в непроизводственной сфере.
Для анализа сущности управления образовательным учреждением необходимо изучить такие понятия как «образование», «воспитание», «обучение». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от предыдущего законодательства в этой сфере представлены определения данных понятий.
В статье 2 главы 1 указано, что образование – единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, самоопределение и социализацию обучающегося, в основу которой положены принятые в обществе ценности, нормы и правила.
В отдельную категорию в законодательстве выделено понятие «обучение». Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.Система образования является ключевым понятием, основу которого составляют многие компоненты. В законе «Об образовании» 1992 г. определено, что в систему образования включены документы, регламентирующие деятельность в учреждениях образования (образовательные программы разных уровней, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования), образовательные учреждения, объединения юридических лиц и государственно-общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области образования, органы управления в сфере образования.
В новом федеральном законе внесены изменения в структуру системы образования. Система образования, кроме образовательных организаций, включает в себя педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей). Указано, что управление в сфере образования может осуществляться через органы управления на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В отдельную категорию отнесены организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.
Уточнена система видов и уровней образования. Образование делится на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. В системе общего образования выделяются следующие уровни: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В профессиональном образовании выделяют среднее профессиональное образование и высшее образование, которое подразделяется на бакалавриат; специалитет, магистратуру; подготовку кадров высшей квалификации. Понятие начального профессионального образования в Законе отсутствует.
Кроме того, более четко сформулированы подвиды дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование).
Произошли изменения в классификации образовательных организаций. По-прежнему выделяют государственные и муниципальные образовательные организации. В Законе «Об образовании» 1992 г. в отдельную категорию были включены негосударственные учреждения, которые могли быть частными учреждениями, учреждениями общественных и религиозных организаций. В новом федеральном законе как третий тип организаций выделена частная образовательная организация, которая может быть создана одним или несколькими физическими или юридическими лицами или их объединениями.
Юридически закреплена классификация образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации. Количественно 8 типов образовательных учреждений сокращено до 4: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы, делятся на 2 типа: организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования.
Кроме того, образовательная организация может реализовывать основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.
Школа является муниципальным образовательным учреждением, а согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательной организацией, поэтому данный тип организаций необходимо рассмотреть более подробно.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ, общеобразовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего образования. Образовательная организация вправе осуществлять деятельность по реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Следует отметить, что программы дошкольного и общего образования должны быть преемственными. Введение понятия «организация» положительно оценивается в исследованиях по вопросам законодательства об образовании.
Для российской системы образования характерно, что учреждения общего образования реализуют программы начального, общего и среднего общего образования, поэтому необходимо более подробно изучить основные уровни общего образования, которые являются обязательными.
Начальное общее образование продолжает заложенные в дошкольном образовании тенденции к общекультурному и интеллектуальному развитию обучающихся. Оно предполагает на новом уровне развитие личности, ее индивидуальных способностей, умений в учебной деятельности, которая является новой для ребенка.
Основное общее образование также акцентирует внимание на развитие школьников в области культуры, этики и эстетики, общения в поликультурном мире и др. Овладение основами наук и государственным языком является основополагающим при освоении программ основного общего образования. Именно на уровне основного общего образования особенно важно обратить внимание на процесс социального самоопределения, так как завершение образования на данном уровне ставит вопрос перед обучающимся о продолжении обучения в школе или в другом образовательном учреждении. Среднее общее образование, как начальное и общее образование, направлено на развитие способностей обучающихся. Однако акцент делается в сторону профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, так как обучающимся предстоит сделать выбор о профессиональной направленности своего дальнейшего обучения и деятельности.
Широкие возможности для реализации права на получение общего образования предоставляет сеть образовательных учреждений России, где наряду с общеобразовательными школами функционируют образовательные учреждения, предоставляющие возможность получения образования в профильных классах, лицея, гимназиях.
Так, уровни общего образования направлены на формирование и развитие личности, умеющей ориентироваться в сложных, постоянно меняющихся условиях. Возможность применить полученные знания, умения и навыки будет способствовать повышению успешности личности, достижению положительного эффекта для общества в целом.
Успешное функционирование образовательной организации возможно при сочетании принципов единоначалия и коллегиальности. В Законе N 3266-1 указывались принципы единоначалия и самоуправления. При этом анализ форм самоуправление показал, что оно может осуществляться в форме совета образовательного учреждения, попечительского совета, общего собрания, педагогического совета и др. Следует отметить, что содержательно принцип самоуправления во многом схож с принципом коллегиальности. Например, Закон N 273-ФЗ предусматривает формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией: общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.
Кроме того, что новый Закон также предусматривает возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и др.Непосредственное управление образовательной организацией в соответствии осуществляет ее руководитель, в образовательных учреждениях общего образования – директор.
Обращая внимание на классификацию принципов управления в науке управления, кроме принципа единоначалия и коллегиальности, в сфере образования действуют принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности; принципы технологии управленческой деятельности, общеуправленческие принципы и др.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности реализуется в наделении руководителей разного уровня определенными правами в рамках выполнения своих обязанностей, за которые они несут ответственность, установленную законодательно.
Принципы технологии управленческой деятельности включают в себя принципы целенаправленности, согласованности и обеспечения эффективности деятельности. Они предполагают четкое формулирование целей и задач, рациональное использование ресурсов, умение рационального распределения обязанностей.
Общеуправленческие принципы включают в себя социальную направленность управления, постоянное его совершенствование, своевременное реагирование на изменения внешней среды и др.
Управление образовательным учреждением не может функционировать вне системы управления системой образования в целом. Управление системой образования включает в себя органы исполнительной власти различных уровней; осуществление планирования развития системы образования; разработку и реализацию государственных программ в сфере образования; мониторинг в системе образования; независимую оценку качества образования; информационное и методическое обеспечение деятельности органов управления образования и др.
В связи с тем, что Российская Федерация имеет федеративное устройство, то государственное управление в сфере образования осуществляют федеративные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Целью управления является идеальный, заранее заданный результат, который необходимо достичь.
Таким образом, система управления образовательным учреждением в рамках системы управления образования – сложный, многогранный и взаимосвязанный процесс. Успешность функционирования сферы образования и образовательных учреждений зависит от многих факторов. Юридически закрепленная структурированная система управления образованием и образовательными организациями позволяет длительный период времени осуществлять управленческое воздействие на организации приводя их к совершенствованию своей деятельности, при достижении положительного результата и создании условий для модернизации.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации № 3266-I «Об образовании». – М.: Эксмо,
2010. – 208 с.
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
3. Артамонова И.А., Краснопевцева Б.В. Теория управления. Учебное
пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное
управление» - Москва: МИИГАиК, 2009. – 85 с.
4. Артамонова И.А., Краснопевцева Б.В., Ознамец В.В. Менеджмент как вид
управленческой деятельности. Учебное пособие. Москва: МИИГАиК,
2011.
5. Бургалова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФА-М, 2009. –
153 с.
6. Долгов А.И. Теория организации: учеб.пособие. – М.: ФЛИНТА: МПСИ,
2011. – 224 с.
7. Кирилловых А.А. О некоторых проблемах нормативно-правовых
конструкций Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Юрист
ВУЗа. – 2013. – № 9. – С. 28-35
8. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
– 383 с.
9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М. – 2009. –
864 с.
10. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,
1995. – 296 с.
11. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М., 2007. – С. 158