Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 1 глава

Ромашки для Маши.
Глава 1

Маша заканчивала 6 класс. На заключительном классном собрании Нина Петровна, их классный руководитель, объявила оценки. Маша надеялась, что по русскому языку у неё в году выйдет «4». Но чуда не произошло.
Маша с плохим настроением пришла домой. Что она скажет маме?
Разговор был короткий.
- Маша, ты теперь не поедешь в Москву, - строго объявила мама.
- Мамочка, родная, пожалуйста, мне очень хочется поехать. Я столько об этом мечтала. Поверь мне, я буду в 7 классе стараться.
- Нет, - непоколебимо сказала мама. Я тоже мечтала, что моя дочь будет отличницей. А вот теперь, Маша, ты все лето будешь заниматься грамматикой. Все 90 дней!
Последние слова прозвучали так, как будто 90 лет. Это был приговор.
Маша ушла в свою комнату, немного поплакала, потом уснула. Она сначала вздрагивала во сне, потом улыбка появилась на её лице. Проснулась она счастливой. Свой сон она решила маме не рассказывать, но нам она его расскажет.
Сев на велосипед, Маша поехала на реку. На душе было тяжело. Она ехала через степь по пыльной дороге.
Прохладная вода реки немного успокоила девочку. Вдруг крупные капли зашлепали по воде. Это был слепой дождь. «Не страшно»,- подумала Маша и чуточку улыбнулась.
Небольшой дождь изменил степь, она была другая. На всем просторе островками цвели ромашки. Капельки дождя, словно жемчужинки, украшали их. «У цветов праздник!»,- воскликнула Маша и остановила велосипед. Подняв голову , она увидела радугу , внезапно появившуюся на небе . Маша наклонилась к ромашкам :
- Какие вы счастливые!
- А почему тебе не радостно?- с участием спросили цветы.
- Мне всё лето надо учить правила по русскому языку. Я так не люблю грамматику! Лето зря пропадет!
И вдруг раздался громкий голос:
- Маша! Получается только то, что любишь. Нет успеха в деле, если человек не любит этим заниматься.
Девочка оглянулась. Вокруг никого не было.
- Кто это?- спросила она у ромашек.
- Это король всех цветов.
- Девочка, я тебе помогу. Сорви 3 ромашки. Дома их внимательно рассмотри. Они тебе подскажут , что делать.
Маша ехала домой на велосипеде, одной рукой держалась за руль, другой нежно прижимала к груди белоснежные ромашки. Каждая из них загадочно смотрела на Машу желтым глазком.
Присмотревшись к ним, она отчетливо увидела буквы. «Что это? -подумала Маша .- Дома получше рассмотрю».
Маша мчалась со всей скоростью, ей не терпелось узнать тайну. Наконец она вбежала в свою комнату. Села на стул , положила перед собою ромашки и во все глаза стала смотреть на них . То , что она увидела , сильно удивило её. Маша зажмурилась. Затем протерла глаза и явственно увидела вот что:
На первой ромашке было написано:









На лепестках второй ромашки она увидела другие записи:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Маша без радости рассматривала третью ромашку. Она прочитала вслух то, что там было на ней написано:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Что это за сюрприз? – возмущаясь, громко воскликнула Маша.
В тот же миг распахнулась форточка, влетел сизокрылый голубь – и на стол упал листок. Маша прочитала: «Во-первых, выучи определение спряжения». А ниже, другим шрифтом было написано: « Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам».
- Во-вторых, Маша, ты должна знать, какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму. Помни об исключениях. Маша опять стала рассматривать ромашки. «Конечно, мне надо это знать. А как определять личные окончания глаголов? Это я хуже всего знаю»,- с досадой сказала Маша и покраснела. Она посмотрела на полку, но не нашла там ни учебников, ни пособий по русскому языку, где она бы выучила материал о спряжении глаголов. Маша позвонила Танюшке, соседке. «Конечно, у неё точно всё есть, так как она отличница»,- подумала Маша. Танюшка прибежала тотчас с учебником русского языка для 5 класса. Маша быстро отыскала нужный параграф, внимательно прочитала всё о спряжении глаголов и запомнила алгоритм.
1.Первое-нужно поставить глагол в неопределенную форму , задав вопрос – что делать?
2.Второе – посмотреть, какая гласная стоит перед ть.
3.Третье – определить, к какому спряжению относится этот глагол.
Затем она рассмотрела таблицу спряжений и запомнила её.
Ко II спряжению относятся
К I спряжению относятся

а) глаголы на - ить
а) глаголы на все гласные: оть, ать, еть, ять, ють, уть, ыть.

б) исключения 11 глаголов
б) и 2 глагола на ить: брить, стелить

-Посмотри на ромашки, Маша! - услышала она знакомый голос.
Маша ещё раз взглянула на ромашки, теперь с радостью. Она понимала то , что было написано на их белоснежных лепестках. Маша долго, с любовью, смотрела на них, затем проговорила несколько раз: «Спасибо вам , мои хорошие».
Вдруг опять распахнулась форточка. Уже знакомый голубь бросил ещё один лепесток. Девочка стала читать:
-Маша! Потренируйся, закрепи то, что ты узнала. Без практики теория – ничто, помни об этом. И, пожалуйста, Машенька, напиши мне письмо, все ли получилось у тебя, обязательно в письме используй глаголы 1 и 2 спряжения. Лучше , конечно, расскажи о своей семье .
Ниже была подпись: Твой Король.
Конечно, просьбу Короля надо выполнять. Маша стала делать упражнения, карандашиком вставляя буквы. Затем она составила тест на это правило , оформив в виде ромашек.

Задание: Определить, в какой ромашке есть глаголы только 1 спряжения.
Вот они, эти ромашки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Сделав это, Маша воскликнула: «Ура! У меня всё получилось». И теперь она вспомнила, что нужно было написать письмо Королю Цветов.
«Здравствуй, добрый Король Цветов! Я выучила все правила о глаголах 1 и 2 спряжения и теперь знаю, как определить безударное личное окончание глаголов. Я поняла самое главное: нужно хорошо знать правила, потому что грамотным не станешь, если не будешь знать нужный материал по теме. Вот стихотворение, в котором я использовала глаголы с безударными окончаниями, оставляю пробел в этих словах. Скажу, что в моём письме 7 глаголов 1 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.
Папа быстро бре тся, потом ест котлеты.
Говорит, наде тся: «Станешь ты поэтом»
Мама улыба тся, целу т меня в щёку.
-Занимайся, дочка, выпей потом соку.
Правила все устно повтори ты с толком.
-Стан т тебе грустно, - быстро на прополку.
А когда пропол шь грядки в огороде,
И полы помо шь – вот и всё бы вроде.
А потом на речку отправляйся смело
И сорви клубничку, ведь она поспела.
Добрый Король!
Мне вид тся, как Вы читаете моё письмо, слыш тся Ваш голос, и на душе станов тся легко-легко.
Добрый Король!
Пусть ребята определят, какую букву надо вставлять в этих словах- е или и, когда будут читать это письмо.
Спасибо Вам огромное за поддержку ! С Вашей помощью мне интересно познавать грамматику.
До свидания!
Жду от Вас ответа.
С уважением, Маша.
1 июня 2010 года.
Маша успела написать последнее слово, и в этот миг открылась форточка, влетел голубь и из рук Маши забрал письмо.

-ешь

-ете

иск.: брить, стелить


-ет

-ем

-ут\-ют

у\ю

I спр.


у\ю


-ите

-им

иск.: 11 гл.


-ишь

-ат\-ят

-ит

II спр.

за-ви-сеть


смот-реть


ды-шать


дер-жать


гнать


нена-ви-деть

терпеть


оби-деть


ви-деть

слышать

вертеть

исклю-чения :

Вы-п.ва-ет

Держ.тся

Припека.т

Вы-ши-ва.т


Ду.т

1

Об-ма-ны-ва.т

Дыш.тся


Пла-ч.шь


Выс-ту-па.т

Ка-па.т

2


Ша-га.т

Плач.т

Терп.тся


Пры-га.т


Мо-лот.т

3

Вы-хо-д.шь

Встре-ча.шься

Обид.шь

Умы- ва.шься

Пиш.шь

Завис.т

5

4


Бре.тся


Сте-л.шь


Со-хра-ня.т

Стро.шь