Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 7 глава


Ромашки для Маши.
7 глава.
Всё утро Маша сочиняла сказку. Потом позвала Юру и стала читать ему:
«Ленька лежал на кровати, на мягкой бабушкиной перине, и уже битый час листал учебник истории. Мальчик никак не мог вспомнить параграф, заданный на дом .
― Лёня, внучек, принеси дров, ― попросила бабушка.
― Мне некогда, я учу историю, ― буркнул Лёнька.
Бабушка вздохнула и, накинув на плечи старенький пуховый платок, ушла за дровами.
В окно постучали.
― Кто там? ― ворчливо спросил Лёнька.
― Это я, Лень. Хочу с тобой дружить. Молодец ты, Лёня, не слушай никого и ничего не делай. Отдыхай, делай, что хочешь, а я буду рядом.
Ничего не ответил ей Лёнька: он чувствовал, что засыпает. Проснулся Лёнька от вкусного запаха. Мальчик знал, что так пахнут бабушкины пирожки. Он подскочил к столу и стал уплетать за обе щёки пирожки с морковкой, свеклой, хватая их из большой чашки с красивыми подсолнухами.
― Ешь, ешь, Лёнечка. А вот твои любимые.
Бабушка достала из духовки румяные пирожки с яблоками.
― Прямо с пылу с жару, ― довольным голосом сказал мальчик.
― Лёня, как поешь, сходи за водицей. Что-то я притомилась сегодня.
― Бабушка, мне ещё математику делать.
― Ладно, учи свою математику. Я сама.
Бабушка взяла вёдра и вышла. В окно постучала Лень.
― Лёня, ты всё верно делаешь. Пусть бабуля трудится.
Лёнька, наевшись пирожков, завалился на кровать.
В комнату без стука вошли его одноклассники Петька и Вовка.
― Лёнь, пойдем, поиграем в хоккей! Скоро соревнования!
― Нет, нет, я учу уроки.
― Мы видим, как ты засучил рукава и, не разгибая спины, учишь уроки,- засмеялись ребята.
Никак не могли друзья уговорить Лёньку пойти на каток и ушли ни с чем.
― Что-то с ним происходит не то, ― огорчённо сказал Петька.
Уже почти месяц Лёнька "дружил" с Ленью. Он оброс двойками, перестал играть в хоккей и не помогал бабушке.
Однажды Лёньке приснился такой сон.
Лень каждый день напоминала мальчику, что он должен прийти к ней в гости и увидеть сюрприз. И вот наконец-то Лёнька решился. Подошёл он к неказистому домику Лени, что и глядеть на него не хотелось. "У Бабы Яги и то лучше",― подумал мальчик. Он постучался и зашёл. За столом с кривыми ножками сидели какие-то непонятные существа.
― Лёнька, познакомься. Вот мои верные помощники: Это Ложь. Это Скука. Это Безответственность. Это Зло. Это Безволие. Это Равнодушие. Это Жестокость.
И вдруг эти некрасивые существа начали спорить:
― Я самая главная, ― громко закричала Безответственность.
― Нет, я, ― заспорила Ложь.
― Нет, нет, я ―завопила Жестокость.
― Не спорьте, это я ― Зло.
― Несомненно, я, ― тихо, но твёрдо проговорило Равнодушие.
Тогда Лень стукнула по столу кулаком, топнула ногами, посмотрела на всех устрашающе и сказала голосом, не терпящим никакого возражения:
― Я ― царица! Я всеми вами правлю! И без меня, без Лени, вас не было бы на этом свете! Да, Лёня?
Лёньке стало страшно. Он выбежал на улицу, а за ним погнались все безобразные существа.
― Лёнька! Вернись, мы сейчас закатим пир, ― кричала толпа ему вслед.
Лёнька вздрогнул во сне, закричал - и проснулся. В комнате было тихо-тихо. Часы тикали: тик-так, тик-так. А сердце Лёньки готово было выскочить из груди.
― Как хорошо, что это был сон. Что же делать? Каким я стал? ― взволнованно проговорил мальчик.
В окно постучали.
― Лёня! Ты почему вчера убежал? ― спросила Лень вкрадчивым голосом и заплакала.

― Нечего лить крокодиловы слёзы. Уходи на все четыре стороны и чтобы больше сюда не приходила, ― сердито сказал ей Лёнька.
Через некоторое время раздался стук в дверь.
― Лёнечка, это я - Радость. Давай дружить, и ты увидишь, как изменится твоя жизнь. Скоро Новый год, и надо подготовиться к нему.
― Как? ― воскликнул Лёнька. ― Что же делать, на носу Новый год? А я...
― Вот я тебе и помогу, Лёня, ― ласково говорила Радость, ― выгляни в окно.
Лёнька подбежал к окну, кругом было белым-бело, за ночь выпало много снега. Бабушка чистила дорожку.
Лёнька выбежал на улицу, взял у бабушки лопату и ловко, быстро стал кидать снег.

Через полчаса он уходил в школу. «Бабушка, я сегодня приду поздно. Мне надо сдать зачёты по русскому языку и математике. Ещё мы будем готовиться к новогоднему спектаклю», - сказал Лёня. И, поцеловав бабушку, он отправился в школу с радостным настроением».
— Хорошая сказка. Мне понравилась. Можно нашим ребятам почитать, — выпалил Юрка.
— Юр, тут столько у меня ошибок, особенно пунктуационных. Сейчас мы с тобой повторим правила, найдём ошибки, отредактируем текст. И тогда...
— И тогда я отнесу эту сказку Нине Петровне. И ещё прочитаю Феде, может он возьмётся за ум.
Маша с Юрой стали учить пунктуационные правила.
— Начнём с прямой речи и диалога. В сказке много таких предложений, где есть и диалог, и прямая речь, — сказала Маша, в её голосе звучал учительский тон.
Юра стал читать вслух правило:
— Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.
— Теперь рассмотрим схемы предложений с прямой речью», — сказала Маша.
Юра внимательно рассматривал и запоминал.
« П?» — а. « П !» — а. « П ,» — а. А:«П».А: «П?».«П», - а.
Затем они рассказали друг другу это правило.

—А сейчас будем изучать диалог, - сказала Маша.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
- Лёнь, я уже увидела свои ошибки на эти правила. Найди ты их.
Лёнька стал читать и говорить:
- Маш, ты в диалоге кавычки поставила в некоторых предложениях. И ещё не везде стоит тире. А прямую речь написала без кавычек. Исправив ошибки, они стали повторять тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.
Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные.
Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.
Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом, запятая не ставится.
Юра, прочитав текст, опять сказал Маше:
- Смотри, в этом простом предложении между однородными членами ты поставила запятую.
- Вижу, вижу, - смутилась Маша.
Они начертили схемы по теме «Запятая при однородных членах предложения»:
[О, О][О, а О][О, но О][О и О]
- А теперь повторим «Предложения с обращениями».
И Юра стал читать правило:

Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Если обращение стоит в начале предложения и произносят с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Опознавательный признак обращения - звательная интонация.
Вот схемы по этому правилу: [ О! ] [ О, ] [ ,о, ] [,о].

Маша знала, что ошибок у неё нет на это правило, и Юра напрасно искал ошибки в предложениях с обращениями.
- А теперь выучим тему «Запятая в сложном предложении», ведь мы её забыли, - продолжила Маша. - Но сначала надо повторить, что такое сложное предложение.
- Кроме простых предложений, в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких предложений. По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны. Они бывают союзные и бессоюзные. Сложные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сочинительные союзы: и, да (=и), тоже, также, либо, а, но, да (=но), зато, однако, или, либо.
Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми.

Подчинительные союзы: что, чтобы, как, если, либо, так как, хотя, потому что и др. И союзные слова (относительные местоимения и наречия): который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др., находясь в придаточном предложении, связывают его с главным. Придаточное предложение отделяется от главного запятой.
Маша с Юрой посмотрели в учебнике схемы сложных предложений:
[ ], а [ ] ; [ ], но [ ] ;[ ], а [ ]; (когда), [ ]; [ ], (чтобы); [...сущ. ], (который).
Затем они нашли в сказке все сложные предложения, прежде подчеркнув грамматические основы, а потом охарактеризовали каждое предложение. Также Юра с Машей нашли предложения с деепричастными и причастными оборотами.
- Юра, расскажи о деепричастиях.
Мальчик, прочитав теорию, стал рассказывать:
- Деепричастия отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Почему? Когда? Деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: а, я, в, вши, ши, учи.
Деепричастия с зависимыми словами называются деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми. Одиночные деепричастия почти всегда выделяются запятыми.
- Юра, а зачем я использовала предложения с деепричастными оборотами?
- Не знаю. Да, наверное, многие наши одноклассники не задумываются, для чего они нужны?
- Раньше я тоже так думала, когда несерьёзно изучала русский язык.
Деепричастия живописуют главное действие, ведь деепричастие обозначает признак действия.
- А какую роль играют однородные члены? А зачем нужны сложные предложения, если можно говорить простыми? Сказку можно было написать без диалога. Какую роль играет диалог в этом тексте? Такие вопросы я задам ребятам. Пусть они ответят на них, когда прочитают сказку. Об этом я скажу в письме Королю Цветов, - уверенно говорила Маша.
- Да, - воскликнул Юра, - много труда надо вложить, много надо знать, чтобы сказка получилась интересной, выразительной!
- Вот-вот, Юра, теперь о лексических выразительных средствах. Неплохо бы повторить фразеологизмы, и синонимы, и антонимы.
- Маш, когда я читал сказку, то обратил внимание что ты, использовала фразеологизмы.
Я знаю, что фразеологизмы придают яркость, выразительность и эмоциональность тексту и речи, -радостно воскликнул Юра.

- В черновике у меня нет фразеологизмов, - сказала Маша.
- Сказка, одним словом, была скучная. И вот тогда я поняла, что надо выучить все выразительные средства: и лексические, и морфологические, и синтаксические. Я очень многого ещё не знаю, но есть большое желание знать, а это главное, Юра!
- Ну, Маша, ты философ! Какая ты умная!
Юра продолжил:
-В сказке предложения самые разные: и простые, и простые осложнённые, и сложносочинённые, и сложноподчинённые. Такое разнообразие делает текст интересным. В этом богатство речи. Я тоже задам вопрос ребятам: «Найдите виды предложений в сказке, охарактеризуйте их».
- Молодец, Юра! Ты можешь задавать вопросы, если знаешь на них ответы.
А теперь мы с тобою обобщим, когда ставится запятая, тире, двоеточие. Юра, рассказывай!
Юра бойко говорил:
Запятая ставится:
между частями сложного предложения;
между однородными членами предложения при бессоюзной связи и при повторяющихся союзах;
для выделения обращений, вводных слов, сравнений;
при оформлении прямой речи.
- Молодец, Юра! Ставлю тебе «5».
- Теперь я расскажу, когда ставится тире.
Во-первых, между подлежащим и сказуемым:
а) если подлежащие и сказуемое выражены именем существительным в И. п.;
Например:
Сущ. И.п. сущ. И.п.
Лето – чудесная пора.
б) если подлежащие и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.
Например:
Н.ф. Н.ф.
Беречь природу – значит любить родину.
Во-вторых, перед обобщающим словом после однородных членов, например:
Запятая, точка с запятой, тире, многоточие – знаки препинания.
В-третьих, после прямой речи перед словами автора, например:
«Берегите русский язык, наш прекрасный русский язык», - говорил великий русский писатель И.С. Тургенев.
- Юра, ты ещё не устал? - спросила Маша.
- Нет,- сказал Юра.
- А теперь моя очередь. Я расскажу, когда ставится двоеточие.
Во-первых, после обобщающего слова перед однородными членами. Например:

Обобщ. слово
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие.
Во-вторых, после слов автора перед прямой речью. Например:
Маша воскликнула : «Молодец! Ты хорошо знаешь эту тему!»
- А теперь составим такие задания ребятам.
- Перед вами ромашка, на ней знаки препинания, составьте небольшой текст, используя предложения, чтобы были там все эти знаки препинания.
- Маш, хватит уже заданий! Их и так много!
- Хорошо, - ответила Маша. На сегодня достаточно.

Маша написала на лепестках задания. Конечно, они были трудные. Девочка поняла, что нужно обязательно знать роль или функцию и однородных членов, и сравнений, и обращений, и диалога, и причастных, и деепричастных оборотов, чтобы умело использовать их при создании текста. Для одноклассников она составила такие задания: Какую роль играют в тексте деепричастные и причастные обороты? Однородные члены предложения, сравнения, диалог? Каковы функции сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? Назовите выразительные средства и покажите их роль в тексте. пря-мой речи?
одноро-дных членов предло-жения?
сравнений?
диалога?
причас-тного оборота?
сложносочинённоего предложения?
Деепричастного оборота?
сложноподчи-нённоего предложения?
Какова функция
пря-мой речи?
одноро-дных членов предло-жения?
сравнений?
диалога?
причас-тного оборота?
сложносочинённоего предложения?
Деепричастного оборота?
сложноподчи-нённоего предложения?
Какова функция

-676275-544195 Олицетворение
Фразеологизм
Метафора
Эпитет
сравнение

звукопись
анафора
Роль выразительных средств
00 Олицетворение
Фразеологизм
Метафора
Эпитет
сравнение

звукопись
анафора
Роль выразительных средств

Составьте предложения по этим схемам.
143002019685
О, да О
да = но
О, а О
О и О
и О, и О
О, но О

Не только О, но и О
О или О
Запятая при однородных членах предложения
00
О, да О
да = но
О, а О
О и О
и О, и О
О, но О

Не только О, но и О
О или О
Запятая при однородных членах предложения

Маша почувствовала, что очень сильно устала, но виду не показала. Она была довольна, что намеченное на сегодня было сделано.
Девочка весело посмотрела на Юру и сказала:

-А сейчас будем собираться на речку, но сначала я напишу письмо Королю Цветов, чтобы вечер был у меня свободным.
- Зачем?
- Хочу для души читать стихи Пушкина.
Когда Юра убежал домой, Маша написала письмо Королю Цветов, послала ему сказку и подробно рассказала, как они с Юрой учили пунктуационные правила.
На речку они с Юрой съездили, наплавались, наловили рыбы, правда, Маша поймала только три краснопёрки. Но как она радовалась этому!
Маша, как обычно, остановилась у ромашкового поля и мысленно разговаривала со своими любимыми цветами.
А вечером Машу ждал сюрприз – к ним в гости пришла Нина Петровна с подарками, с цветами.

- Машенька! Как я рада, что ты у меня такая талантливая девочка.

Нина Петровна достала из сумочки всё сочинённое Машей. Маша была в недоумении, откуда у учительницы её работы.

- Не удивляйся, Машенька, - сказала загадочно Нина Петровна. Я сегодня получила от твоего Короля Цветов письмо, все работы твои. Узнала, как ты работала эти два месяца, как много ты узнала, как научилась писать и стихи, и сказки. Умница! Спасибо тебе. Я горжусь, что у меня такая ученица. Король Цветов сообщил мне, что многие дети стали изучать правила вместе с тобой, об этом говорят присланные ему письма. Маша! Теперь у тебя много друзей – это ученики 7б класса и 9а из Обливской средней школы №2!
- Нина Петровна, спасибо Вам, что Вы были требовательны ко мне.

- Маша, на торжественной линейке Первого сентября тебе будут вручены грамоты за творчество.
А ещё я рассказала директору школы о твоих успехах. Теперь, Маша, ты поедешь с другими лучшими учениками школы на экскурсию в Москву 10 августа. Это путешествие будет длиться неделю.

Нина Петровна обняла Машу.

- Но это ещё не всё. Я отнесла в редакцию твои работы. Они приняли их с большим удовольствием и решили напечатать в разделе «Детское творчество».

Мама с папой были настолько удивлены произошедшим, что стояли, как очарованные. Они же не знали, что Маша так много занималась, что она не просто учила правила в учебниках, а сама делала задания для одноклассников, сама сочиняла стихи и сказки. Когда родители это поняли, бросились обнимать, целовать свою дочку.

- А сейчас все к столу! Будем пить чай с пирогом, который испекла Маша, - сказала мама.

- Надо позвать Юру.

Маша побежала за Юрой.

А через некоторое время за круглым столом, покрытым ажурной белой скатертью, сидели мама, папа, бабушка с дедушкой, Нина Петровна, Маша и Юра пили чай, разговаривали, читали стихи, пели песни. Всем было радостно. А самой счастливой была, конечно, Маша. Она поедет в Москву! Она доказала себе, что может многого добиться!

Вдруг в форточку влетел голубь с белоснежным букетом полевых ромашек, он бросил его в руки Маше и быстро улетел. Маша с нежностью взяла бесценный подарок, где на каждом лепестке ромашек было написано «Умница».
-253365120650Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
00Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница
Умница


Усачёва Г. Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Обливская СОШ №2».