Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 глава

Ромашки для Маши.
Глава 4.

И следующее летнее утро было открытием для Маши. Она увидела в лучах солнца ласточек, летающих над домом.
– Какие красивые, – любуясь ими, сказала Маша. – Они словно маленькие самолетики на воздушном праздничном параде.
Через некоторое время девочка подошла к цветущему жасмину. На благоухающем цветке сидел майский жук. « Бархатный желто-коричневый костюм очень ему идет», – подумала Маша. Жук, занятый своим делом, не испугался и не улетел. Рядом наслаждалась нектаром симпатичная пухленькая солнечная пчёлка.
– Не буду им мешать. Пойду трудиться, как пчёлка, – решила девочка. – Сегодня я буду изучать орфограммы в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов.
Маша без промедления выучила правило « Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных». Пришла к выводу, что это одно общее правило. И она проговорила: « После шипящих в суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется о, а без ударения е». – Какие у нас шипящие? – спросила Маша у воробья, задорно чирикающего на ветке абрикосы. – Не знаешь? Тогда я тебе скажу. Это ж, ш, ч, щ. а ещё надо помнить и о букве ц. Потому что у прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е. Правило я запомнила. А теперь буду тренироваться.
Она смотрела на воробья, сидевшего в густых ветвях зеленой абрикосы. Говорливая птичка с задорным видом поглядывала по сторонам. К ней подлетели другие воробьишки с блестящими перышками. Понаблюдав за птицами, Маша окунулась в занятие, решила составить рифмы. « В них будут все слова – существительные, в которых после шипящих под ударением в суффиксах будет писаться буква о», – сообщила Маша воробьям. – Я думаю, что это будет интересно ребятам, и они быстрее запомнят правило.
На цветок присел жучок,
Петушок ел червячка,
Из гнезда пищал галчонок,
Из норки выбежал мышонок,
За ним бегали котятки,
Целый час играли в прятки,
Плакал чей-то кукушонок,
Квакал громко лягушонок.
Шустрый был такой мальчонка,
Он гонялся за бельчонком.
Побежали на лужок,
Стали все втроем в кружок:
Медвежонок и волчонок,
И такой смешной зайчонок.
Карась попался на крючок,
Вот выполз серенький рачок.
Щенок ел вкусный пирожок,
Окликнул я его: «Дружок!»
Хотя ещё и малышок,
Возьму сейчас я свой сачок
И поймаю бабочку в маленькую баночку.
Всё это буду рисовать –
Так буду мир я познавать.

Маша еще раз объяснила, почему во всех существительных в суффиксах после шипящих пишется о.
– Потому что под ударением. Слышите, воробьишки? А почему я не привела примеры прилагательных?
Девочке вспомнился фразеологизм «Держать в ежовых рукавицах». Маша хорошо понимала смысл этого выражения и сказала: «Да, надо быть строгой к себе и тогда все будет хорошо». Она стала объяснять: «Ежовые. Какие? Это прилагательное. Пишу в суффиксе о, потому что после шипящей ж под ударением. «Камышовые заросли». В прилагательном «камышовые» такая же орфограмма, как в слове «ежовый». Маша представила, как вечером она поедет на речку через степь и опять встретится с ромашками.
– Сейчас приведу примеры, где в суффиксе пишется е после ц. Например, глянцевый. Теперь составлю грамматическое задание для своих друзей.
– Назовите номера лепестков ромашек, где на месте пропусков пишется е и объясните почему.




















– А почему я делала ошибки на это правило? – рассуждала Маша. – Потому что слово надо делить на морфемы. Например, в слове дешевый я делала ошибку, после шипящей писала о. Ведь она здесь под ударением, но я не учла, что здесь корень дешев. А в корне слова у существительных и прилагательных под ударением пишется ё, а не о. Надо быть внимательной. Маша подвела итог и составила табличку.


Существительные
Прилагательные
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Ё
искл. О
'
О
'
О


Затем она составила тестовое задание: Найдите номера ромашек, где пишется о.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Проверив написанное, Маша обратила внимание, что она поместила на лепестки ромашки слова, где есть орфограммы в окончаниях слов. Она повторила правило «О–Е после шипящих в окончаниях существительных». Проговорила вслух наизусть: « В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, а без ударения е». Например, мячом, мечом, сургучом – пишу в окончаниях о, потому что после шипящих у существительных в окончании под ударением пишется о. Свежего – в окончании этого прилагательного напишу е, так как на это окончание ударение не падает».
Маша встала из-за стола, почувствовав усталость. Она походила по саду, нарвала в чашку клубнички, села на качели и с удовольствием съела ароматную ягоду. На разные голоса кругом пели птицы. « Как жаль, что я не умею определять по голосам птиц». Но она была удивлена, узнав, что воробьи очень красиво поют в летнее время. Да-да, они не просто чирикают, а свищут, поют.
Пора было продолжить занятие. Она вернулась в беседку. Выучила правило «Н и нн в суффиксах прилагательных». Затем закрыла учебник и без запинки вслух рассказала тему, применяя свои примеры: «Нн пишутся: во-первых, в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н от существительных с основой на н; во-вторых, в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн. Исключение – ветреный. Например, лимонный – пишу нн, потому что это прилагательное образовано от существительного с основой на н; отечественный – в суффиксе пишу нн, так как это слово образовано от существительного с помощью суффикса -енн.
Н пишется: во-первых, в суффиксе -ин; во-вторых, в суффиксе -ан(-ян) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Например, глухариный – это прилагательное образовано от существительного глухарь с помощью суффикса -ин. Значит пишу одну н».
Маша выполнила несколько упражнений на это правило. Она помнила, что тренировка – это главное. «Надо приобретать навыки», – Маша проговорила эту мысль несколько раз. Затем она составила текст для диктанта по теме. «Буду заниматься с Петькой, диктовать ему тексты, которые составлю сама», – решила Маша. Этот диктант она назвала «Кухня».
Кухня была просторной. Через большое окно лилось много света. Белые занавески с зеленой кружевной окантовкой украшали эту комнату. На подоконниках в оригинальных светло-зеленых кашпо цвели совсем юные белые и розовые фиалки. На деревянном обеденном столе, покрытом полотняной скатертью, на серебряном подносе лежало гусиное, утиное мясо, нарезанное небольшими кусочками. В глиняных горшочках дымилась картошка с мясом из свинины. В глубокой голубой тарелке, окаймленной синими цветами, была рассыпчатая овсяная каша. Тыквенный и клюквенный соки были налиты в красивые стеклянные стаканы с вишенками. Возле каждой тарелки ( их было семь) лежали синие салфетки с вышитыми гладью цветами подсолнечника. В центре стола в хрустальной вазе красовались крупные белоснежные ромашки. В старинной рамке с замысловатыми узорами была помещена картина «Натюрморт». Кожаные стулья, кожаный диван, небольшой симпатичный буфет – вот и всё убранство кухни. Всё было мило здесь. А вот и гости.
Маша придумала ещё одно задание, когда прочитала слово «целинный». Её прадед был целинником. Он много рассказывал о том, как распахивали земли в Казахстане, как жили в трудных условиях, но дело довели до конца – целина была поднята.
– Сочиню я дедушке стихотворение и объясню слова с орфограммой «н и нн в прилагательных». Вот что получилось у Маши.

Лунная ночь,
Туманное небо,
Полынная степь.
Нет запаха хлеба.
Но где-то вдали светят огни.
Это машинные фары.
Будут люди с целинной земли
Родине хлеб драгоценный дарить.
Будет огонь гореть
В сердцах комсомольцев,
Будет работа кипеть.
Да здравствует труд, мир и солнце!

На другой день в учебнике 6 класса Маша нашла тему «Различие на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-». Внимательно прочла, запомнила, бойко проговорила наизусть:
Суффикс -к- пишется: во-первых, в прилагательных, имеющих краткую форму. Например, резкий, вязкий – резок, вязок. Во-вторых, в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к-, -ч-, -ц-. Например, турецкий. В других прилагательных пишется суффикс -ск. Например, французский, индусский, матросский. Объясню орфограмму. Прилагательное матросский краткой формы не имеет. Определяю, от какого существительного оно образовано: матросский от существительного матрос. Основа этого слова не оканчивается ни на к, ни на ч, ни на ц. следовательно, в прилагательном матросский пишется суффикс -ск. Теперь составлю задание – ромашечку для своих друзей. В августе будем повторять правила, готовиться к школе.
Задание: Назовите номера лепестков ромашки, где в словах пишется суффикс -ск.
















Маша отдохнула несколько минут и стала учить трудную для нее тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Через десять минут Маша рассказывала правило и представляла, что Король Цветов обязательно ее слушает. Она старалась. Слова произносила четко, выразительно: Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва(-ива).
Если в настоящем иди в будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова(-ева). Например, попробовать – пишу суффикс -ова, потому что в 1 лице глагол оканчивается на -ую – попробую. В слове проветривать – суффикс -ива, потому что в 1 лице слово оканчивается на -иваю – провет-риваю.
Маша написала слова на -ую в одну колонку, затем поставила их в неопределенную форму и в прошедшее время, помня, что во второй и в третьей колонках слова должны быть с суффиксами -ова или -ева.

1 л., ед. ч.
инфинитив
прош. вр.

советую
советовать
советовал

беседую
беседовать
беседовал

чувствую
чувствовать
чувствовал

досадую
досадовать
досадовал

использую
использовать
использовал

мобилизую
мобилизовать
мобилизовал


1 л., ед.ч.
инфинитив
прош. вр.

укладываю
укладывать
укладывал

опаздываю
опаздывать
опаздывал

рассчитываю
рассчитывать
рассчитывал

просматриваю
просматривать
просматривал


Маша была довольна, что составленные таблицы помогли ей хорошо усвоить эту тему.
– Эти таблицы, думаю, пригодятся и моим одноклассникам. Они станут лучше разбираться в глагольных суффиксах -ова(-ева), -ыва(-ива). А теперь составлю задание – ромашечку.
Назовите номера лепестков ромашки, где в суффиксах глаголов пишется е, а где о.


















К сожалению, компьютера у Маши не было, и ей пришлось долго писать, потом начисто переписывать сказку о корнях, стихи, задания, чтобы Король Цветов принял у нее зачёт. И ещё Маша подробно сообщала ему, как она работала, как изучала темы. Девочка положила в конверт написанное. Неожиданно появился знакомый голубь. Маша отдала ему письмо и долго с улыбкой смотрела ему вслед.
1.
Кула-ч.к

2.
Ру-ч.н-ка

3.
Пищ.вой

4.
Пун-ц.вый

5.
Свин-ц.вый

6.
Глянц.вый

7.
Лиц.вой

О или Е?

10. све-ч.й

1. ру-ч.н-ка

2. ж.лудь

3. пла-щ.м

4.
старич.к

6. сне-ж.к

9.
сит-ц.-
вые

8. товари-
щ.м

7. морж.вый

5.
ж.р-нов

О,Е или Ё?

1. чер-ке-с.ий

2. одес.ий

3. немец.ий

4.рус.ий

5. казац.ий

6. француз.ий

7. киргиз.ий

К или СК?

1. запот.-вать

5. но-ч.-вать

6. команд.вать

7. забол.вать

4. вспах.вать

2. жал.ваться

3. танц.вать

О ,Е или И?



15