Роль настольного тенниса в социализации подростков


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
678230, РС (Я) Верхневилюйский улус (район), Едюгейский наслег, с. Андреевское, ул. М.Потаповой, 12;
тел/факс: 8(411 33) 4-17-55, E-mail: sportvervl2013@yandex.ruРоль настольного тенниса в социализации подростков
Работу выполнила:
ученица 8 класса МБОУ « Тамалаканская СОШ» Саввинова Раиса
руководитель: Федотов В.Ф
тренер-преподаватель по настольному теннису
Тамалакан 2003.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….………3
Глава 1 НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС………………………………………………………….....5
История создания настольного тенниса………………………………...……………..….5
Описание игры…………………………………………………………................................6
Социализация как социально-педагогическое явление………………………….……….6
Глава 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ..………………..8
2.1.Содержание программы занятия настольным теннисом……………………………..............8
2.2. Формы контроля………………..……….………………………………...................................8
2.3. Последовательность обучения отдельным элементам игры….……......................................9
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………….…………..9
3.1. Методы исследования………………………………………………………………….……..9
3.2.Основные направления воспитания подростков-теннисистов…………………….…….....9
3.3.Результаты опроса……………………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………….…………………………………………...........10
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………...………………………………….……...10
ВВЕДЕНИЕ
Занятия физической культурой в школе не ограничиваются только уроками. Тем более что в наш век, когда техника во многом заменяет человека, необходимо через занятия физической культурой и спортом поддерживать мышечную деятельность всего организма. Одним из наиболее эффективных способов повышения функциональных возможностей и спортивной работоспособности детей и подростков являются специализированные занятия спортом. Для поддержания физической формы полезны такие формы оздоровительной физической культуры, как кросс, езда на велосипеде, плавание. Но не всем такие формы занятий могут понравиться. С одной стороны, это немного скучно и однообразно, т.к. заняты работой только мышцы, а голова бездействует; с другой стороны, не у каждого хватит смелости бегать даже в не очень людном месте, некоторые стесняются своей фигуры в тренировочном костюме.
Всего этого можно избежать, занимаясь настольным теннисом, т.к. для игры не требуется специальная форма, могут подойти любые удобные брюки и рубашки или юбка и кофта при условии, что они не сковывают движений, а тело дышит. Кроме того, преимущество настольного тенниса заключается в том, что для игры совсем не обязательны специальные залы. Небольшая комната, коридор или лестничная площадка, красный уголок в ЖЭКе, парк, территория санатория, парка отдыха или просто веранда, вполне могут стать местом для этой простой и увлекательной игры. При этом заниматься можно круглый год – и в помещении, и на свежем воздухе.
Играть в настольный теннис могут люди не только разных возрастов и различных профессий, но и с отклонениями в состоянии здоровья, недостатками слуха и зрения. Игра эта с успехом может использоваться в виде уроков физической культурой или тренировок в ДЮСШ, а также при занятиях со школьниками с ослабленным здоровьем. Таким ребятам настольный теннис особенно полезен, т.к. способствует появлению положительных эмоций, укрепляет здоровье и вселяет веру в свои возможности.
Не менее важное достоинство настольного тенниса – это удивительная доступность в овладении основами игры. Выполнять ракеткой удары по мячу, посылая его на половину стола партнера, дело не сложное, тем более что с каждым разом мячик становится все послушнее. А как приятны ощущения, что все получается, и вас охватывает азарт игрока!
Настольный теннис – игра увлекательная. Она в высшей степени подходит для удовлетворения потребностей широких масс. Молодежь и пожилые люди с увлечение упражняются с ракеткой и мячом в Домах культуры и школах, на пляжах, в домах отдыха и т.п. Десятки и даже сотни тысяч людей, которые случайно имели возможность приобщить к этой игре, пытаются ее освоить, становятся ее приверженцами, ибо правило его просты, да и сама она представляется достаточно простой: нужно только перебить мяча на сторону партнера.
Однако перед тем, захочет научиться играть в настольный теннис на высоком уровне, граничащем с искусством, встанет весьма трудная задача, требующая упорной учебы, постоянных тренировок. Настольный теннис – один из сложных видов спорта, с большим количеством разнообразных технических и тактических приемов. Он требует от спортсмена высокой скорости, ловкости, выносливости, чувства мяча, отточенного игрового мышления, хорошей реакции, способности быстро принимать решения, устойчивой нервной системы и безграничного упорства и прилежания.
Настольный теннис – спортивная, интересная и увлекательная игра, олимпийский вид спорта. Стремительные атаки, молниеносные завершающие удары, неожиданные тактические комбинации, осуществленные в доли секунды, представляют собой захватывающие спортивное зрелище и вызывают огромный интерес у детей. Эмоциональность игры, непринужденные передвижения, - все это делает ее одинаково полезной и доступной для людей любого возраста. Поэтому посредством настольного тенниса можно приобщать к физической культуре и спорту людей, не занимающихся ранее другими видами спорта.
Актуальность исследования заключается в том, что модернизация образования ставит первейшую задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся, мотивировать учащихся к здоровому образу жизни. Одними из путей решения этих задач являются: - раскрытие воздействия настольного тенниса на социализацию подростков и систему формирования здорового тела и духа. С помощью привлекательных занятий можно создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору дальнейшего профиля обучения. Занятия настольным теннисом предназначены для тех, кто хочет укрепить здоровье с помощью средств физической культуры, движений. Доступность и уникальность настольного тенниса в том, что им могут заниматься ребята любой комплекции и состояния здоровья. Настольный теннис энергозатратный вид спорта, поэтому эффективен для похудания.
Цели:
вызвать устойчивый интерес у детей к игре настольный теннис;
научить основным правилам игры;
научить правилам организации и проведения соревнований;
развитие ловкости, гибкости, быстроты реакции, выносливости, глазомера;
Задачи:
способствовать нормальному функционированию, как отдельных организма так и всего организма в целом.
развитие физических качеств, повышения работоспособности.
пропаганда настольного тенниса среди школьников.
Проблемы привлечения подростков к занятиям настольным теннисом:
Не высокий интерес к настольному теннису
Нехватка времени
Нехватка спортивных оборудований
Финансовые проблемы семей
Объект исследования: воспитанники отделения настольного тенниса ДЮСШ
Предмет исследования: методика физического воспитания с применением средств настольного тенниса - учебно – тренировочный процесс в ДЮСШ
Научная новизна: Большой процент детей имеет физические отклонения: нарушение опорно-двигательного аппарата, отклонения в работе дыхательной системы, мышечной системы, а по результатам тестирования, у учащихся регулярно, систематически занимающихся настольным теннисом наблюдается положительная динамика физической работоспособности.
Практическая значимость работы. Изучены и получены доказательства, подтверждающие положительное воздействие систематических занятий настольным теннисом в социализации подростков, становлению их как личности.


Глава I. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
История создания настольного тенниса
Англия – официально считается родиной настольного тенниса, хотя истоки ее можно искать, видимо, и в Европе и в Восточной Азии. Так в XVI в. Англия и Франции возникла забавная игра в мяч без определенных правил – прообраз тенниса. Однако в феодальной Франции еще 1292 г. излюбленной была игра же-де-пом или как ее называли игра яблоком, которую также считают прародительницей тенниса. Игра эта вела свою родословную от римской игры в тригон. При этом вначале играли руками и лишь XV-м столетии появились ракетки.
1874 году английский майор Вальтер Клоптон из Вингфилда разработал правила новой, довольно близкой к современному теннису игры, которую он назвал сферистика. Через год правила игры были усовершенствованы, и она получила новое название лаун-теннис, что в переводе с английского означает теннис на лужайке или просто теннис.
Большинство специалистов считает, что настольный теннис появился в Англии. Считается, что своим рождением настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, и игру перенесли в помещение. Вначале играли на полу. Позднее из-за отсутствия больших залов появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули, а между ними натянули сетку. Эта комнатная игра была известна под названием Госсима. Родилась она во второй половине XIX века как игра – развлечение.
Простой инвентарь, а главное – небольшие размеры площадки позволяли играть где угодно. Это обеспечило широкие распространение настольной игры, которая в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой в Англии, а затем и в других странах Европы, Азии и Африки.
Первые документы о правилах игры, были напечатаны в каталогах в 1834 г. Ф.Айерс (F/Ayers) в Лондоне под названием MiniatureIndoorLawsTennisGame. А в британских каталогах спортивного инвентаря в 1880-1990 гг. были представлены комплекты новой игры. И только 1891 г. Чарльз Бакстер (Ch/Baxter) патентом № 190070 (правила игры) и Д. Джаке (JohnJaques) – патент № 157615 игра Пинг-понг узаконили рождение настольного тенниса. Название Пинг-понг произошло от мяча о стол и ракетку.
Постепенно пинг-понг становится не просто салонным развлечением, а спортивной игрой, хотя ракетки не были стандартизированы и играли ракетками и с длинной ручкой и со струнами и даже обтянутыми кожей. Мячи изготавливались из резины или пробки, их часто обшивали тканью. В 1891 году настольный теннис получил мощный толчок к развитию благодаря инженерной мысли Джеймса Гибба, который решил маленькие полые цветные шарики от детской игрушки использовать для игры в пинг-понг. Введение в игру легкого целлулоидного мяча позволило значительно снизить вес ракетки. Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой. Стали применять и новые материалы для оклеивания игровой поверхности ракетки: пробка, пергамент, велюр, позднее наждачная бумага, резина. Родоначальником таких модификаций ракеток считают англичанина Е.К. Гуда, который в 1902 году возвращаясь после очередного тура чемпионата Лондона, зашел в аптеку купить лекарство. Подойдя к кассе, он с неожиданностью, свойственной всем великим открытиям обратил внимание на резиновую подкладку для сдачи мелочи. Небольшие переговоры с владельцем аптеки и мистер Гуд ушел сопровождаемый удивленными взорами, довольный с драгоценный свертком под мышкой. Придя домой, он немедленно принялся за реконструкцию ракетки – пробка была снята и вместо нее с обеих сторон была наклеена только, что приобретенная в аптеке губка. На следующий день соперники Е. Гуда были удивлены не менее, чем служащие аптеки. Е.К. Гуд одерживал одну победу за другой и выиграл турнир В Англии пинг-понг, как спорт был признан в 1900 году. До этого времени игра велась по правилам лаун-тенниса и даже до 100 очков. После утверждения правил, игра стала вестись до 30 очков. В декабре 1900 года состоялся первый чемпионат Лондона по пинг-понгу. Он проходил в Вестминском Аббатсве Лондона в зале РойлЭквериум. В чемпионате приняло участие 300 человек. Затем в 1901 году официальный турнир состоялся в Индии. Его можно считать первым международным соревнованием. Победил в этом турнире один из лучших игроков того времени индийский спортсмен Нандо.
К началу XX века популярность пинг-понга возросла, и увлечение новой игрой буквально захлестнуло все страны. Названия новой игры были разные: Ping-Pong (Германия, Россия, Литва и др.), WhiffWhaff – в Америке, Pim-Pam – во Франции, в Англии – Gossima, PingPong, IndoorTennis, ParlourTennis и др. Всюду организовывались многочисленные клубы и устраивались состязания – чемпионаты клубов, городов и др. Известно, что игра под названием лонгпом в 1908 г. была включена в программу Олимпийских игр в Лондоне. Однако пинг-понговая горячка, охватившая некоторые государства, продолжалась недолго. В начале века в 1904-1905 годах произошел упадок популярности игры, продолжавшийся около 20 лет. Причиной такого упадка вероятнее всего послужило распространение других более популярных видов спорта, а также Первая мировая война, которая резко снизила увлечение спортом.
Описание игры
Игра происходит на столе размером 2,74 метра на 1,525 метра. Высота стола – 76 см. Стол обычно сделан из ДСП или похожего материала и выкрашен в зеленый, темно-синий или черный цвет. Посередине стола находится сетка высотой 15,25 см. При игре используются ракетки, сделанные из дерева, покрыто одним или двумя слоями специальной резины с каждой стороны. Мяч для настольного тенниса сделан из целлулоида. Размер мяча – 40 мм в диаметре, масса – 2,7 г. Мяч должен быть окрашен в белый или оранжевый цвет.
Социализация как социально-педагогическое явление
«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социально явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:
- усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;
- становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т.д.
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
Попутно отметим, что почти до 60-х годов 20 века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.
Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.
Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное определение социализации. Социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей социальной среде.
Факторы, влияющие на процесс социализации:
Биологическая наследственность
Социальное окружение
Физическое окружение
Групповой опыт
Индивидуальный опыт
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направлено на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные школы, научно-технические центры и т.п., функционирующее воздействие на детей, подростков и юношество.
Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров как:
коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
законность (легальность) – стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределения в спортивно-оздоровительной деятельности – процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности. Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «заботы о себе».
Основная идея внеурочных занятий настольным теннисом состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.
Глава II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ.
Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса. Прежде всего – это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями настольным теннисом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки спорта высших достижений.
Для достижения высшего спортивного мастерства необходимо освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы взаимодействовали затрата и восстановление энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.
Формы, методы организации:
- групповая форма;
- индивидуальная форма;
- метод круговой тренировки;
Методы и приемы обучения:
- словесные и наглядные,
- видео пособия;
- практические;
- самостоятельная работа;
Формы контроля:
- мониторинг, контрольные упражнения.
Содержание программы занятия настольным теннисом
1.Сущность, значение и развитие игры;
- история возникновения настольного тенниса;
- актуальность, популярность настольного тенниса;
- особенности настольного тенниса;
- влияние настольного тенниса на организм.
-техника безопасности;
2. Средства настольного тенниса:
- игровой стол;
- инвентарь;
-правила;
- судейство.
3. Техническая подготовка
- стойка теннисиста
- владение ракеткой
- передвижения у стола
- первичные навыки нанесения ударов
- физическая подготовка
4. Тактические действия:
- тактика игры атакующего;
- тактика игры против атакующего;
- тактика игры атакующего против атакующего;
- тактика парной игры.
5. Медицинский контроль:
- измерение давления и ЧСС;
- ортостатическая проба физического состояния;
- дневник самоконтроля.
6. Техническая подготовка:
- физическая подготовка;
- освоение навыков игры;
- изучение и освоение подачи, приема мяча;
- закрепление навыков владение мячом;
7. Методика подготовки спортсмена к соревнованиям:
- необходимость физической подготовки и психологической подготовки для достижения успеха на соревнованиях.
8. Техническая подготовка
- совершенствование игровых навыков и овладение техникой нанесения и приема сложных, сильных ударов с вращением мяча.
- совершенствование физической подготовки.
Последовательность обучения отдельным элементам игр
Перекидка (для длительного удержания мяча в игре) при игре слева по диагонали.
Подача справа с подрезкой с левой стороны стола п диагонали.
Подача справа плоским ударом с левой стороны стола по диагонали.
Удар справа по диагонали.
Подача слева плоским ударом по диагонали.
Удары слева с левой стороны стола по диагонали.
Перекидка при игре справа по диагонали.
Подача слева с подрезкой по диагонали.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Методы исследования
Анализ литературы
Наблюдение
Беседа
Анкетирование воспитанников отделения настольного тенниса ДЮСШ и обычных школьников
Проведение мониторинга поступления в ССУЗ-ы воспитанников отделения настольного тенниса
Сравнительный анализ выводов
3.2. Основные направления воспитания подростков-теннисистов
3-4х-часовые тренировки, оздоровительной процедуры
Участие в учебно-тренировочных сборах за пределы улуса, республики
Участие в соревнованиях различного уровня
Отслеживания достижений, поступлений в учебные заведения
Совместные посещение клубов, музеев, выставок, путешествия и т.д.
Работа с родителями, учителями
3.3. Результаты опроса
Согласно опросам большой процент детей (75%) имеет физические отклонения: нарушение опорно-двигательного аппарата, отклонения в работе дыхательной системы, мышечной системы.
А по результатам тестирования, у учащихся, регулярно и систематически занимающихся настольным теннисом, наблюдается положительная динамика физической работоспособности (85%).
Наблюдается стабильное посещение учебно-тренировочных сборов за пределы республики (КНР): в 2011 – 2 воспитанника, а в 2012, 2013 г.г. – по 3 воспитанника. Возрастная характеристика воспитанников за 2013 г. показал, что из 27 воспитанников 14 девушек занимаются настольным теннисом. Число призеров и чемпионов из года в год повышается, повышается и статус соревнований (см. таблицу №1)
Таблица №1
Улусный турнир Региональный
турнир Республиканский
турнир Российский
турнир
2008-2009 уч.г 4 3 2 2009-2010 уч.г 5 3 2 2010-2011 уч.г 6 5 4 2011-2012 уч.г 7 6 5 2012-2013 уч.г 10 9 7 2
За 2009-2013гг. наблюдения выявлено: 0% правонарушений, 2 воспитанника вышли из учета внутри школьного контроля, все воспитанники активные участники школьных, улусных, республиканских соревнований, олимпиад, конкурсов. А в 2013 г. две воспитанницы выполнили норматив КМС России по настольному теннису. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении, я могу твердо сказать, что настольный теннис положительно влияет на здоровье человека. Игра улучшает концентрацию внимания и развивает способность быстро реагировать на то или иное действие. Благодаря постоянному передвижению участника вдоль стола укрепляются и мышцы ног, а также сердечно-сосудистая и дыхательная система. Даже детям дошкольного возраста будет полезно поиграть пинг-понг. С его помощью они могут усовершенствовать координацию движений, реакцию, сосредоточенность, что порой дошкольникам бывает очень нужно. А необходимость использования ракетки во время игры поможет малышам в дальнейшем быстрее учиться овладевать прочим спортивным инвентарем.
Умение играть в теннис повышает социальный статус и помогает в дальнейшей жизни. Даже сам процесс обучения увлекателен и интересен. Много взрослых людей приходить учиться играть в теннис и жалеют, что не научились этой игре в детстве. По неофициальным данным, по замечаниям людей просто увлекающихся этим спортом, можно сделать вывод, что настольный теннис хорошо влияет на умственную деятельность.
Можно с уверенностью сказать, что настольный теннис положительно влияет на здоровье человека, при этом не требуя особых усилий и принося массу удовольствия и приятных эмоций.
Занятие теннисом отличный шаг на пути к здоровому образу жизни, а для кого-то и путь в большой спорт, для кого-то это способ общения и приобретения новых друзей, а для меня теннис это и зрения, и общение, и поддержание физической формы, и стремление к улучшению спортивных достижений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амелин А.Н. Пашинин В.А. Настольный теннис. М., Физкультура и спорт, 1985.
Балайшите Л.В. От семи до. – М.; Физкультура и спорт, 2000
Богушас В.М. Играем настольный теннис: КН, для учащихся. – М. ; Просвещение, 2005.128с.:
Богословский В.П., Железняк Ю.Д., Глусов Н.П., Под ред.Г.Б.Мейксона. – М.; Просвещение, 2009. – 143 с.
Трапищев Ш.А., Спасский О.Д. Корт зовет. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 2008.222/2.
Фоменко Б.И. Теннис : Справочник. – М., Физкультура и спорт, 2008.135.
Физкультура и спорт, 2003.Настольный теннис. Правила соревнований.М.:
Физкультура и спорт. Ормай Л. Современный настольный теннис. М., 2005