Консультация для родителей Этапы формирования правильного звукопроизношения

Консультация для родителей:
«ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Подготовила: воспитатель Григорьева М.П.
I ЭТАП
1. Развитие слухового внимания. 
Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры. Очень полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи. 
2. Артикуляционная гимнастика.
Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Выбор артикуляционных упражнений зависит от характера дефекта произношения. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении и необходимые для заданного звука. Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.
II ЭТАП
ПОСТАНОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ 
На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильн6ые (ребенок осязает, например, "жужжание" прикладывая руку к гортани, при произнесении звонких согласных). 
Для занятий потребуется широкое зеркало, чтобы ребенок видел одновременно ваше и свое лицо, тетрадь, чайная ложка.
Существует три способа постановки правильного произношения: 1. Вы показываете перед зеркалом ребенку, как правильно произнести звук. Ребенок слышит звукчание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Иногда у ребенка сразу получается правильно произнести звук, но это происоходит при условии, что у него уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).
2. Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд с шариком на конце, спичка, соска и т.д.).
3. Смешанный способ, когда используется и показ и механическая помощь.  
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша. 
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. 
Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
- Чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте ребенка, ни с какими другими детьми.
Упражнения для формирования правильного произношения звуков

Необходимость устранения дефектов звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Сложные нарушения звукопроизношения могут повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Таким образом, у ребенка возникает целая «цепь» нарушений. Вот какие серьезные нарушения может повлечь за собой искаженная речь ребенка, если ее своевременно не выявить и не исправить.

Упражнения для формирования правильного произношения звуков Л, Л’

«ИНДЮК» Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

«ПАРОХОД ГУДИТ» Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

«САМОЛЕТ ГУДИТ» Цель: вызывание звука, близкого к Л. Рот приоткрыт, губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится Л.

«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.


Упражнения для формирования правильного произношения звуков Р, Р’

«АВТОМАТ» Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «Т-Т-Т». Убыстряя темп.

«БАРАБАНЩИК» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д».

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ГРИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.

«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«ГАРМОШКА» Рот раскрыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.


Заголовок 115