Конспект yрока Ингушская народная сказка Заяц и черепаха. Наш театр. С.Михалков Сами виноваты


Урок: литературное чтение
Тема: «Ингушская народная сказка "Заяц и черепаха". Наш театр. С.Михалков "Сами виноваты"».
Цели: познакомить учащихся с новыми произведениями раздела «Здравствуй, сказка!»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, инсценировать её; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
Этапы Содержание Деятельность учащихся
I.Орг.момент Настраиваются на урок
II.Речевая разминка -Прочитайте стихотворение.
Собирайтесь вокруг меня все –
Старушки, молодцы
И молодушки.
Садитесь – кто на шесток,
Кто на лавку, да не делайте
Давку!
-Какие слова непонятны?
(Шесток: 1)площадка перед устьем русской печи; 2) жердочка, перекладина для ночёвки птиц; насест.)
-Прочитайте стихотворение выразительно. Читают стихотворение
III.Актуализация знаний. Постановка целей урока -Ребята, какие сказки вы любите читать?
-Отгадайте загадки.
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я что есть духу
На праздник без оглядки.
Кто я, угадай-ка!
Ну, конечно … (зайка)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
-Как вы думаете, что может объединять этих животных?
-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Предположите, о чем она может быть. Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы
IV.Работа по теме урока -Откройте учебники на с.84 и прочитайте, сказку какого народа будем читать.
-Прочитаем сказку.
-О чем поспорили заяц и черепаха?
-Почему заяц не побежал, а остался лежать под кустом?
-Как же так получилось, что черепаха победила в этом споре?
-Найдите и прочитайте строчки, в которых заключена главная мысль сказки. Читают сказку
Отвечают на вопросы по прочитанномуV.ФизминуткаВ рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети наклоняют голову набок, подкладывая руки, похрапывают.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять ударов (хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять»). Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться (показывают, как). Одевшись, идут к крану мыться (чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т.д.). Потом идут к столу завтракать (показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят). Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. "Приходят на работу. Гудит гудок (все: «У-у-у-у-у-у-у!»).Загудели, заработали моторы огромных машин (все: «Дз-у, дз-у»). Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна (движениями соединенных рук вперед-назад показывают, как движутся пилы). Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад (по команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски). Слышен гудок паровоза (все: «У-у-у-у!»). Он медленно приближается к складу (подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...»). Распиленный лес грузят в вагоны (по команде «Раз-два, взяли!» повторяют движения погрузки).
На заводе опять гудок (все: «У-у-у-у-у!»). Пора обедать.
VI.Продолжение работы по теме -Прочитайте название следующей сказки на с.86.
-В каких случаях так говорят: сами виноваты?
-Что вы заметили?
Чтение сказки
-С чего начинается сказка?
-Какими предстают перед нами Заяц и Зайчиха в начале сказки?-Что они не захотели сделать?
-Найдите и прочитайте отрывки о том, что камень действительно не мешал.
-Чем закончилась сказка?
-Подумайте и скажите, что здесь сказочного, а что могло быть на самом деле?
-Какую важную мысль хотел донести до нас автор?
-Поиграем в театр. Кто нам нужен? (Заяц, Зайчиха, Михаил Иванович)
-С какой интонацией следует читать слова Зайца и Зайчихи?
(Игра в театр) Отвечают
Читают
Отвечают на вопросы
Определяют актёров
Играют в театр
VII.Рефлексия.
Подведение итогов -Как называется раздел, который мы изучаем?
-Какие произведения читали на уроке? Кто их автор?
-Что нового узнали на уроке? Отвечают
VIII.Д/зВыполнить задание в творческой тетради на с.44-45: сочинить сказку.