Система работы педагога по развитию звуковой и интонационной культуры речи у детей старшего возраста с ОВЗ


Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Система работы педагога по развитию
звуковой и интонационной культуры речи
у детей старшего возраста»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила
Халиулина Румия Абдулахатовна
Учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №5 «Лидер» г. Кинель
СП Детский сад «Сказка»
Самара, 2015г.
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой Указом Президента, является максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Одним из основных направлений реализации Национальной стратегии обозначена доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе, поскольку дошкольное образование с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от29.12.2012г.), стало ступенью (частью) общего образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Р.II п.2.6 от 17.10.2013г.) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие.
Речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника. Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой,А. И., Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Большое влияние на формирование высокой речевой культуры у детей оказывает воспитатель.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются качественные и количественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Дети с ОНР – основной контингент логопедических и комбинированных групп ДОО. Они составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Во время выполнения заданий при обследовании детей наблюдались большие индивидуальные различия. Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Анализируя свою коррекционно-образовательную деятельность, можно выделить следующие недостатки:
В результатах В основном процессе В условиях профессиональной деятельности
У детей недостаточно закреплены проблемные звуки в самостоятельной речевой деятельности,
заменяют одни звуки другими.
Многие дети не владеют умениями выделять нужные звуки и раскладывать слова на звуки, находить слова с новым звуком,
производить слияние звуков в слове.
Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких.
Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата. Теряется внятность и чистота речи.
Дети не различают разные интонации и не умеют пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания и эмоциональных средств его передачи. Фрагментарное выполнение заданий логопеда по закреплению и автоматизации поставленных звуков воспитателем.
Трудности в выборе и освоении новых программ и технологий.
Отсутствие системности в работе педагогов по звуковой культуре речи.
Планирование индивидуальных и групповых форм работы по развитию грудобрюшного типа дыхания для детей с ОВЗ не планируется и не проводится.
Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми по проведению артикуляционных упражнений.
Не планируется деятельность воспитателя, направленная на улучшение у детей монологической и диалогической речи. Не в полном объеме уделяется время для индивидуальной и подгрупповой деятельности. Развитие произносительной стороны речи детей с ОВЗ невозможно без постоянного и стабильного выполнения заданий логопеда.
Недостаточная квалификация воспитателей по речевому развитию.
Неподготовленность педагогических кадров к работе со здоровье сберегающими технологиями.
Недостаточная материально-техническая база сужает деятельность педагога.
Неподготовленность педагогических кадров к работе со средствами ИКТ, мультимедийными средствами, методическими пособиями, наглядно-дидактическими играми, учебно-игровыми пособиями.
Исходя из вышеизложенного, были выделены следующие противоречия:
Звуковая и интонационная культура речи детей формируется при условии развития активной речевой деятельности, однако фрагментарное участие в этой системе работы педагогов ДОУ тормозит процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В современной практике дошкольного образования существует ряд проблем, требующих решения. Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда. Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости. В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из этих проблем, необходимо дополнить систему работы путем включения игровых технологий, направленных на коррекцию речевых нарушений, учитывающих индивидуальные особенности детей с ОНР по улучшению развития звуковой и интонационной культуры речи старших дошкольников.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой Пример проявления в действиях и в речи ребенка
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

может построить речевое высказывание в ситуации общения;
может выделять звуки в словах;

у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
У ребенка хорошее звукопроизношение.
 
Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Сформирована интонационная выразительность.
Развито фонематическое восприятие.
Знаком с понятиями звук, буква, слог, слово, предложение. Правильно произносит проблемные свистящие, шипящие и сонорные звуки в словах и предлож-ях.
Правильно строит предложения.
Свободно использует речь в общении.
Выразительно рассказывает стихи, передает особенности речи персонажей в театрализованной деятельности.
Определяет место звука в слове.
Знает буквы, читает слоги, слова, короткие предложения.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для достижения решения проблемы предлагается система работы педагогов ДОУ по усовершенствованию работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи старших дошкольников с ОНР.
Воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
культура речепроизношения и речевойслух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия. Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др. Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям освоить новый материал и закрепить пройденный.
Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей. Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Для решения профессиональной проблемы необходимо изменить образовательную среду:
В социальном компоненте:
Выстраивая взаимодействия ребёнок – сверстник, ребёнок – взрослый, создавать ситуации, требующие словесно-логического мышления, принятия ребёнком определённых ролей;
Организовать взаимодействие с детской библиотекой (совместные мероприятия)
В предметно-пространственном компоненте:
обогатить зоны детской активности, соблюдая требование мобильности и гибкости игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов. (Необходимо так организовать зоны, чтобы в одном и том же месте пространства можно было бы развернуть разные сюжетно-ролевые игры);
разнообразить комплекты атрибутов к играм («Супермаркет», «Семья», «Поликлиника», «Мед. центр», «Скорая помощь», «Салон красоты», «Магазин-ателье», «Телевидение», «Почта», «Путешественники-исследователи», «Стройка», «Гараж»)
сделать активным уголок театральной деятельности;
систематически организовывать книжные выставки, мини-музеи;
беспечить доступ детей к компьютеру / интерактивной доске.
В дидактическом компоненте использовать:
мультимедийные игры,
аудиоигры.
сюжетные картинки,
артикуляционную гимнастику,
использовать произведения искусства, изобразительную и театрализованную деятельность детей, художественную литературу, дидактические игры и задания для мотивации составления детьми описаний;
предоставлять детям возможность работать со штампами;
использовать ниткопись, штриховку карандашом, бисерографию и бисероплетение, работу детей с ножницами;
изготавливать и использовать трафареты (обведение букв и цифр, штриховка).
Большую роль в развитии речи играет проявление детской инициативы, приоритетной сферой которой является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы необходимо:
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.;
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Контроль:
Протокол диагностического обследования устной речи детей старшей группы.
5 .Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов. Для достижения новых образовательных результатов необходимы изменения в условиях образовательного процесса.
1. Кадровые:
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновление не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важных условий улучшения качества дошкольного образования.
- курсы повышения квалификации педагогов по программе внедрения ФГОС в ДОУ;
- методические объединения по теме: «Формирование у детей звуковой и интонационной культуры речи»;
- овладение педагогами новыми информационно-коммуникативными технологиями;
- участие в различных городских, муниципальных, региональных конференциях;
- в форме проведения педсоветов по развитию звуковой и интонационной культуры речи у дошкольников;
-привлечение специалистов: музыкального руководителя, педагога – психолога, инструктора по физвоспитанию.
2. Научно-методические:
- методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
- применение методических пособий для детей по направлению «Звуковая культура речи»;
- использование интерактивно-дидактических материалов.
3. Материально-технические:
- приобретение компьютеров, программного обеспечения;
- приобретение методических комплектов;
- приобретение литературы по данной теме, интерактивно-дидактических материалов.
4. Информационные:
- доступ к образовательному процессу ДОУ и к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
- информирование родителей о ходе и результатах ведения в ФГОС в ДОУ на общих собраниях;
- создание тематических, мультимедийных пособий;
- участие в семинарах, вебинарах по теме развитие звуковой и интонационной культуры речи;
-самообразование педагогов по речевому развитию дошкольников через информации из журналов Дошкольного воспитания.
5. Организационные:
- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы по формированию звуковой культуры речи;
-взаимодействие со всеми специалистами ДОО;
-сотрудничество с детской библиотекой, театральным кружком.
6. Нормативно – правовые:
-конвенция ООН о правах ребенка;
-конституция РФ;
- законодательство РФ;
-ФГОС ДО утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г №1155;
-заключение договора с детской библиотекой;
- приказ по ДОО положения о конкурсах.