Консультация для педагогов на тему: Дидактическая игра — средство воспитания звуковой культуры речи


Дидактическая игра - средство воспитания звуковой культуры речи
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Дидактические игры в детском саду являются важным средой обучения их содержание и характер определены программой детского сада для каждой возрастной группы.
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру в НООДПс Д и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.
Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.
Структура дидактической игры включает:
1) задачу 2) действие 3) правила 4) результат, заключение игры.
В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.
Действие – самое существенная часть игры, без действия осуществление цели игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив.
Правила – неотъемлемая часть игры, они вносят порядок в игру, дисциплинирует детей.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку проведению дидактической игры входят:
1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышлении, речь) и другие.
2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.
6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.
В работе с детьми по воспитанию звуковой культуры речи применяются следующие игры:
1.Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения : «Кто больше знает?», «Что изменилось?» и др.
2.Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?» и др.
3.Игры на различение звуков речи: «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и др.
4.Игры на автоматизацию звуков: «Разложи картинки», «Разложи и назови», «Где живёт звук?» и др.
5.Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Что лишнее?» и др.
В работе по воспитанию звуковой культуре речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребёнка, постоянно использовать не только дидактические игры и упражнения, но и индивидуальную работу, помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.
При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.
Воспитание звуковой культура речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Среди задач ведущими является формирование навыков правильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.
Специальные занятия по фонетике всегда имеют конкретные задачи:
- постановка дыхания;
- усвоение ритма слова (слогоразделение);
- усвоение артикуляций отдельных звуков речи;
- приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.
Исходя из этих задач можно подобрать дидактические игры и упражнения для каждой возрастной группы.
Некоторые упражнения, например дыхательные, проводятся с детьми всех возрастных групп, другие начинают проводить с детьми по мере развития их организации. Для укрепления речевое дыхание детей воспитатель использует игры на под вдувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», с «солнышка тучки». Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе. Исправление ошибок должно быть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается подражать.
В младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха.
У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук».
В старшем возрасте больше внимания обращается на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и, а кроме того, широкого использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.
Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начала, в конце и в середине).
Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Правильное звукопроизношение для детей старшего дошкольного возраста особенно важно, так как неточности звукопроизношения могут затормозить общение с товарищами и отрицательно сказаться на обучении ребёнка в дальнейшем.
В старшей группе дети обычно овладевают всеми звуками родного языка, произношение у большенства правильное. С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, обычно ведётся индивидуальная работа.
У отдельных старших дошкольников наблюдается неправильное произношение звука Ш, вместо звука Р дети произносят Л или совсем упускают его. У некоторых детей недостаточная звуковая культура языка: нет отчетливой дикции, умения регулировать силу своего голоса, интонацию, выразительность, умения управлять дыханием. Устранению перечисленных недостатков в речи детей способствуют дидактические игры «Оркестр», «Ку-ка-ре-ку», «Эхо» и другие, взятые из младшей группы.
С целью развития отчётливой дикции используются игры со скороговорками, подвижные игры с диалогами, народные шутки, построенные на вопросительной и утвердительной интонации.
В работе с детьми широко применяются словесные дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения.
Таким образом, из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста. Использования игровых моментов, направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.