Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах, словах на подгрупповых занятиях.


Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах, словах
на подгрупповых занятиях.
Цель: закрепить понятие о звуке по средствам выработки правильного речевого дыхания, актуализировать использование звука в спонтанной речи, используя приемы автоматизации звука в открытых слогах и словах с помощью упражнений направленных на развитие логического мышления и внимания.
Задачи:
- укрепить мышцы артикуляционного аппарата;
- закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом);
- автоматизировать правильное произношение звука в начале слова;
- учить изменять слова по падежам (родительный падеж);
- учить согласовать числительные и существительные;
- развивать логическое мышление;
- развивать внимание.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся на поиски сокровищ, а помогать нам будет карта острова (на доске картинка с картой острова) и звук, который слышится во всех мною произнесённых словах чаще всего: сок, соль, салат, сани. Вы догадались, что это за звук? (ответы детей: звук [с])
Молодцы, ребята, давайте с Вами поможем нашему звуку появиться у нас на занятии. Для этого настроим наши зеркала правильно и выполним первое задание на пути поиска сокровищ. (Дети садятся красиво, поворачивают зеркала)
Артикуляционная гимнастика и произнесение звука изолированно:
«Накажем непослушный язык» (шлепаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: пя-пя-пя. Произношение слогов облегчит выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 – пошлепывать губами кончик языка; 2 – пошлепывать губами середину языка; 3 – пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.
«Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения.
«Покусываем язык» улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1 – покусывать кончик языка; 2 – покусывать середину языка; 3 – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та» (это помогает ребенку в выполнении упражнения)
«Лопаточка» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
«Дуем на лопаточку» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом, можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, в трубочку.
«Горка» («мостик») улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать в таком положении под счет до 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.
«Ветерок дует с горки» улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих.
«Катушка» улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
«Жуем блинчик» улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык.
Молодцы ребята, чувствуйте, мы уже приближаемся к берегу, и в паруса нам дует попутный ветер, давайте ему поможем все вместе.
- Совместное произношение изолированного звука [с] с логопедом;Очень хорошо, а теперь вы сами.
- Обучающиеся самостоятельно произносят изолированный звук [с]
Вот мы с Вами и на первом острове, давайте поблагодарим ветерком и попрощаемся с ним. ( Еще раз дети самостоятельно произносят звук [с])
Берем курс на второй остров!
Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль.
- са – со - сы- се - сы -са - су - си - со - сы- со- су –сэ -со - су
- Со-су-са-се-сы-сэ-сиНа первом острове живёт попугай. Он просит нас закончить предложения. Я буду говорить начало, а ты догадайся, какой должен быть конец.
Са – СА - са - сад
Со - со – со – сом
Су-су су - сумка
Си-си-си - секунда
Се-се-се - седло


Молодцы, хлопните в ладоши, если услышишь слово со звуком [с]:
рак, стол, барабан, светофор, лук, комар, глобус, сыр, мыло.
Перед тем, как отправиться дальше, давай немного отдохнём.
Физкультминутка: 
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)Подаёт учитель знак. Это значит, что пораНам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Произнесение звука [с] в закрытых слогах.
Ос – ас - яс
ус - ис – ес – есес – ис – ас – яс – ес - исПроизнесение звука [с] в словах:
Молодцы, продолжим путь.
Чтобы отправится домой необходимо повторить слова:
Са:
Сам, сабля, сабо, саван, саванна, сага, сад, саквояж, салака, салат, салатник, салки, сало, салон, салфетка, сальто, салют, салями, самба. Со 
Сом, сок, соль, сотый, сотка, совесть, сон, соя, Соня, Софья, сода, совы, соки, соты, сор, соболь, содовая, соевый, солнце, сольный, сопка, ссора, сорт, сотовый, сотня, солод, сохнуть.Су
Суп, суд, сустав, сутана, сутки, суть, суфле, суфлёр, суффикс, сухарь, сухо, сухой,  сухомятка, сухофрукты, сучить, сучок, сумрак, сумчатый, сундук, суннит, сунуть, супермен, супить, супруг, сура, сурдина, сурик, суровый, сурок. Хорошо ребята, и последнее испытание, которое мы должны преодолеть, чтобы вернуться домой.
Игра: «Посчитай до 5»
Один суп – два супа - три супа - четыре супа - пять супов.
Сабля, сурок, сова, соболь, салют.
Итог занятия:
Пора возвращаться, наш путь был долгим и трудным. Шариками поделишься с друзьями и расскажешь им о своём приключении. А какой звук помогал нам в поисках сокровищ? (ответы детей :звук [с])
Молодец, ребята! Вы очень хорошо занимались сегодня. До свидания!