Формирование у воспитанников навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями.

Формирование у воспитанников навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями.

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Анализ результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
У детей с нарушением зрения ослаблены познавательные процессы, ограничено овладение социальным опытом, имеются нарушения осанки. Поэтому занятия строятся дифференцированно, соответственно возрасту детей и особенностям восприятия учебного материала. На занятиях наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные).
Основная цель коррекционной работы – подготовка детей к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях.
Поэтому коррекционная работа с детьми проводится в течение всего дня. Утром проводим окклюзию лучше видящего глаза по рекомендации врача офтальмолога. Затем проводим утреннюю гимнастику. Приучаем детей самостоятельно, и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку различных групп мышц, включаем дыхательные упражнения, как профилактику простудных заболеваний.
Зрительную гимнастику, проводим несколько раз в день по 3-5 мин. Для облегчения выполнения заданий используем различные приемы, например, «волшебную палочку». Прикрепляем предмет или картинку на указку и показываем в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, используем пальчиковый кукольный театр. Гимнастика проводится по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Например: «Дождик», «Стрекоза», «Самолет»,
«Синички»
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
«Любопытная Варвара»
Чтобы глазки не устали,
Поиграем вместе с Варей.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Глазки не напряжены, а расслаблены.
А Варвара смотрит вверх,
Выше всех, дальше всех,
А теперь смотрит вниз,
Глазки наши напряглись,
А теперь глаза закрыла и открыла.
Для проведения гимнастики используем настенные зрительные тренажеры: «Пробеги по дорожке», «Коврик». Схема размещается на стене против лица. Упражнение заключается в поочередном обведении указательным пальцем траектории, с одновременным слежением глазами. Используем упражнения с сигнальными метками. В различных разноудаленных участках комнаты (например, в углах) фиксируются яркие зрительные сигнальные метки (игрушки или картинки), которые составляют единый зрительно игровой сюжет. Дети глазами отыскивают нужную картинку по словесной инструкции. Такие упражнения рекомендуется проводить стоя. Один раз в две недели картинки меняем. После зрительной гимнастики проводим упражнения на расслабление. «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко, так как машет бабочка крылышками». Или играем в гримасы. Например: «Ежик» - губки вытянуты вперед, влево, вправо, вверх, вниз, потом по кругу, пошевелить, подвигать губками. Каждый ребенок выполняет так, как он себе представляет.
Затем медсестра кабинета охраны зрения проводит с детьми лечение на различных аппаратах. После такого лечения в группе детям предлагаются различные игры и упражнения, для тренировки зрительных функций глаза, в зависимости от остроты зрения.
Это: 1. Раскрашивание крупных (более мелких) деталей рисунков;
2. Обведение контура крупного (более мелкого) рисунка через тонкую бумагу;
3. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков;
4. Лепка крупных (более мелких) фигур из пластилина.
5. Работа с крупным строительным материалом или конструктором;
6. Работа с мозаикой;
7. Нанизывание бус на леску;
8. Нахождение различий или ошибок в рисунках.
Все эти задания связаны с общеобразовательной программой. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческих играх «Магазин», «Гости», где обсуждаем с детьми удачное сочетание цветов, размеры, стимулируем самостоятельность, творчество.
Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности и на занятиях, поэтому вводим физминутку, как обязательную часть любого занятия. Общеразвивающие упражнения, связанные с движениями рук, выполняем с фиксированием взгляда на кисти. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводим гимнастику для пальцев и кистей рук.
Коррекционную направленность имеет и организация рабочего места. Поэтому дети рассаживаются по рекомендации врача.
Весь демонстрационный и раздаточный материал изготовлен индивидуально для каждого ребенка с учетом состояния остроты зрения. Весь день следим, чтобы дети носили очки. Ребенок с амблиопией выполняет задания при заклеенном лучше видящем глазе, поэтому ему дается более длительное время на рассматривание картинок. Дети с низкой остротой зрения рассматривают вблизи.
Эффективным средством коррекционной работы является
прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку в пространстве. Например: «Найди, где спрятано», «Где позвонили», «Найди, где назову», «Кто ушел?», «Подбрось и поймай», «Прокати мяч», «Следи за сигналом», «Жмурки». Для игр подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Сенсорное и физическое воспитание являются основой коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры планируются чаще, чем в обычных группах.
Во второй половине дня проводим гимнастику после сна, закаливающие мероприятия (хождение по ребристым дорожкам, массажным коврикам).
Проводится индивидуальная коррекционная работа. Планируем эту работу в соответствии с программой под редакцией Л.И.Плаксиной, состоящей из разделов:
-развитие зрительного восприятия,
-ориентировка в пространстве;
-социально-бытовая ориентировка.
Для развития цветовосприятия детям предлагаем дидактические игры: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Составь пирамидку».
Для различения формы геометрических фигур: «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди все круглое (квадратное)», «Составь из частей целое».
Для развития восприятия величины: «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Кто выше – кто ниже», «Чей шаг длиннее».
Так как у детей с нарушением зрения возникают трудности с ориентировкой в пространстве, в нашей группе проводится кружок «Мы познаем мир». Где дети учатся выделять и анализировать пространственные признаки и отношения. Получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Для занятий кружка родители изготовили индивидуальные фланелеграфы, на которых дети учатся ориентироваться на микроплоскости. Так как очень важно чтобы ребенок не хаотично выполнял действия, а последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую и левую стороны, верх, низ.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательных мероприятий в сочетании с лечебными, создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.

Список литературы:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4вида (для детей с нарушением зрения)
2.Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И.Плаксиной
3.Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки.


15