Воспитательная программа совместной деятельности семьи и школы В дружбе взрослых и детей — сила школы и семей


МБОУ г. Абакана «Лицей»
Рассмотрено
на заседании Кафедры
развития и воспитания личности
Протокол от «31» 08 2011 г. Утверждено Приказом по МБОУ г. Абакана «Лицей»
от «31» 08 2011 г. № 329.1
Воспитательная программа совместной деятельности
семьи и школы
В дружбе взрослых и детей –
сила школы и семей


Разработала: Гилёва
Галина Владимировна,
учитель начальных классов
Оглавление
Пояснительная записка
Цели, задачи и принципы Программы воспитания
Этапы реализации программы
Направления Воспитательной программы
Тематическое планирование
Приложение
Воспитательная программа совместной деятельности
семьи и школы
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей»
Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности ребёнка.
Пояснительная записка
Актуальность разработки Программы воспитания обусловлена рядом факторов.
Во-первых, встречаются семьи, где родители перекладывают свои родительские обязанности на учителей.
Во-вторых, в последнее время отмечается не всегда положительное отношение родителей к школе и учителей к семье. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. А родители считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся.
В-третьих, всё больше детей оказывается в трудной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, материального неблагополучия в семье и невозможности удовлетворить социально- бытовые потребности, чему способствует отсутствие во многих семьях одного из родителей. По статистике по Абакану каждая вторая семья неполная. Кроме того, распространённым явлением стали постоянные семейные конфликты. Родители, самые близкие и дорогие люди, наказывают и оскорбляют своих детей за мелкие проступки. Ребёнок часто в семье испытывает чувство одиночества, либо в более- менее благополучных семьях, привязан к компьютеру или телевизору. Взрослые члены семьи не находят времени на доверительную беседу, ласку, лишая детей естественной чувственной потребности в достаточной для ребёнка мере. Об этом говорят и данные опроса родителей класса. Например, на вопрос: Сколько времени вы уделяете общению со своим ребёнком?
2 часа в день - ответили 10% родителей;
1 час- 40% родителей;
остальные 50% исчисляют время на общение с ребёнком в минутах:
40-60 минут- 30% родителей;
до 30 минут- 20%.
Последние 20% родителей объясняют и оправдывают себя профессиональной занятостью, увеличением количества рабочего времени.
В-четвёртых, безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении: непоследовательность воспитания, отсутствие единства требований к детям в одной семье, физические наказания (ежегодно 2 млн. детей попадают под тяжёлую руку своих родителей), беспринципность могут быть причинами возникновения конфликтов и неврозов ребёнка. Утомляемость, стеснительность, капризность, агрессивность ребёнка родители склонны объяснять его возрастными особенностями, не рассматривая их как следствие эмоционального обеднения атмосферы семьи.
В-пятых, бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию ведёт к искажению системы ценностей ребёнка.
В-шестых, авторитаризм или крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество приводит к нарушению поведения ребёнка.
Этот далеко не полный перечень тревожных факторов заставляет задуматься о проблемах семейного воспитания и взаимоотношениях школы и семьи. Именно поэтому темой своей программы я выбрала взаимодействие семьи и школы.
Воспитательная программа рассчитана на родителей, которые искренне заинтересованы в улучшении и совершенствовании своих отношений с детьми.
Цели, задачи и принципы Программы воспитания
Цель: создание условий для успешной адаптации ребёнка в семье, школе и в обществе через усиление сплочённости семьи и школы.
Задачи:
Эмоционально поддержать родителей.
Развить систему взаимодействия родителей и учителя.
Создать условия для участия семей в воспитательном процессе класса.
Создать условия для успешного общения старшего поколения с младшим.
Снизить фактор риска повседневного стресса.
Создать условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого самовыражения младших школьников и их родителей.
Работать над сплочением коллектива детей и их родителей.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств, свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и родителей является забота о счастье ребёнка.
Принципы:
Первый – принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие.
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.
Третий - принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности родителей и учителя.
Четвёртый – принцип сопричастности, когда учитель и родители договариваются о степени соучастия каждого в создании наилучших условий воспитания ребёнка.
Пятый – принцип сотрудничества, допускающий совместную деятельность учителя и семьи в едином деле с детьми. Здесь учитель, родители и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребёнка школа и семья вдруг сливаются в нечто единое.
Шестой – принцип созидания, позволяющий создавать что-то новое в совместной деятельности.
Седьмой- принцип сотворчества, реализация которого позволяет построить индивидуальную и коллективную жизнедеятельность на основе творческих устремлений детей и взрослых
Этапы реализации программы:
Подготовительный – 2010-2011 учебный год.
Аналитико-диагностическая деятельность: изучение опыта других педагогов, поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов, способов взаимодействия учителя с семьёй. Определение стратегии и тактики деятельности.
Практический- 2011-2015 учебный год.
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе.
Обобщающий.
Обработка данных за четыре года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив дальнейшего развития.
Критерии оценок:
В течение четырёх лет необходимо проводить диагностику, с целью получения целостного представления о различных сторонах развития личности, чтобы видеть динамику развития личности ребёнка, анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе.
Разнообразные анкеты можно предложить и родителям с целью выяснения их представлений о школе, чтобы проанализировать степень доверия родителей школе, учителю, чтобы оценить воспитательный потенциал семьи. Примерные диагностики, анкеты даны в приложении.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Направления Воспитательной программы
Программа содержит ряд направлений.
Выбор направления воспитательной работы осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов детей, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование Воспитательной программы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям:
-познавательная деятельность, направленная на расширение кругозора, развития познавательной активности, самостоятельности мышления, любознательности, формирования потребности в самообразовании, выявление индивидуальных способностей;
формы реализации:
олимпиады;
тематические КВН;
викторины, конкурсы;
уроки Успеха;
проектная и исследовательская деятельность;
предметные недели
-художественно-эстетическая деятельность, направленная на формирование потребности в прекрасном, развитие творческой активности
формы реализации:
посещение выставок, концертов, филармоний, театров;
участие в выставках, конкурсах рисунков;
уроки творчества;
творческие клубы;
конкурсы чтецов;
театральные постановки;
подготовка концертных номеров
-спортивная деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни;
формы реализации:
участие в различных школьных и городских спортивных мероприятиях;
обязательное выполнение утренней гимнастики, физкультминуток;
спортивные соревнования;
классные часы о здоровом образе жизни;
конкурсы плакатов и рисунков по здоровому образу жизни;
ролевые игры
-трудовая деятельность, направленная на воспитание положительного отношения к труду в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и, прежде всего, к самому себе;
Работа с родителями
Задачи:
Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Направления, выделяемые в работе с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Психологическая и педагогическая информация (беседы, краткие сообщения, экспресс - консультации, справки).
Педагогические мастерские, обмен опытом.
Практические занятия (тренинги, деловые игры, творческие задания).
Родительские собрания, собрания - встречи «Добрых друзей».
Очень важным моментом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Изюминкой в этой работе могут стать собрания - встречи «Добрых друзей», в которых принимают участие и родители, и дети, и учитель. Нелегко общаться с большой группой родителей на традиционных родительских собраниях, так как большинство из них видят спины других. На собраниях - встречах «Добрых друзей» родители чаще всего сидят по кругу, так как при такой посадке они хорошо видят друг друга, или за столиками как в кафе, такое расположение родителей эффективно, если необходимо обсудить какой- либо вопрос, то есть, когда используется групповая форма работы. Используя эту форму работы, я повышаю педагогическую культуру родителей и развиваю у детей умение держаться на сцене, выражать и отстаивать свою точку зрения, решать собственные проблемы, дискутировать.
Такие собрания ведут сами дети. Эти собрания строятся, например, в виде телевизионной передачи «Новости» или «Вести». Дети же разыгрывают педагогические сценки, родители анализируют увиденное, высказывают своё мнение.
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе
Информационные часы
Родительский урок
Дни творчества детей и родителей
Клубы
Театральные и музыкальные студии
Организация и проведение внеклассных мероприятий
Классные часы
Организация экскурсий
Творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям, профессиям
Родители участвуют во всех делах класса.
Только с помощью совместных дел родители становятся нам союзниками, так как перестают относиться к школе как наблюдатели.
Исходя из цели, задач, принципов и направлений работы составлено тематическое планирование воспитательной работы.

Тематическое планирование
Задачи первого года:
1. Создать благоприятную атмосферу для сплочения коллектива родителей и детей.
2. Создать условия для активного включения родителей в жизнь класса.
3. Поддержать родителей в наиболее актуальных проблемах первоклассников.
4. Воспитывать солидарность, взаимопомощь, взаимовыручку.
5. Развивать творческие способности, творческую активность первоклассников.
Месяц Тема Форма Цели
1 класс
Сентябрь Кто я? Кто мы?
Классный час Познакомиться с семьёй учащихся глазами детей. Моя семья- это …
Трудности адаптации первоклассников к школе Родительское собрание
(родительский психолого-педагогический консилиум) 1. Ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе в первый год обучения.
2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
3. Ознакомить с основными традициями школы.
День рождения класса КТД Создание благоприятной атмосферы и сплочение коллектива родителей и детей
Резервное мероприятие Октябрь Мир моих увлечений Классный час Знакомство с увлечениями детей и родителей, развитие семейных увлечений, интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи
Посвящение в первоклассники КТД Формирование учебной мотивации
Семейный отдых Выезд на природу Семейное оздоровление
Каков же он – ребёнок младшего школьного возраста? Родительское собрание Отличие младших школьников друг от друга
Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
Особенности психических процессов
Рекомендации
Ноябрь Кому нужна наша помощь Классный час Воспитание солидарности, взаимопомощи, взаимовыручки
Зачем беречь птиц? Операция кормушка Воспитание гуманного отношения к природе
«7Я» Собрание – встреча «Добрых друзей» Сплочение родителей и детей, развитие творческих способностей
Декабрь Письмо Деду Морозу
( в рисунках) Классный час Расширить знания детей о Деде Морозе. Предложить детям «нарисовать» письмо с просьбой о подарке каждому члену семьи.
Ёлочная игрушка Мастерская умелых ручек Способствовать формированию чувства коллективности, сотворчества
Новый год Праздник с приглашением родителей Сплочение коллектива, установление благоприятных межличностных отношений
Январь Семейные праздники. Какими им быть? Классный час Больше узнать о взаимоотношениях в семьях
Детская дружба Собрание – встреча «Добрых друзей» 1.Формировать понимание значения дружбы в жизни ребёнка.
2.Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.
Февраль Прощание с Букварём КТД Подвести итоги работы детей с первым учебником, продемонстрировать, что узнали, чему научились
А ну-ка, мальчики! Конкурсно - игровая программа Сплочение коллектива
Наши папы, дедушки Классный час Воспитывать уважительное отношение, гордость к старшим членам семьи: папам и дедушкам
Март А ну-ка, девочки! Конкурсно - игровая программа Установление благоприятных условий для межличностных отношений
Наши мамы, бабушки Классный час Воспитывать уважительное отношение, заботу к старшим членам семьи: мамам и бабушкам
О лени и лентяях. Классный час Обсудить проблему лени. Побудить сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.
Апрель Театральная весна Мастерская умелых ручек Совместное с родителями изготовление костюмов и декораций к постановке
Конкурсная программа литературных постановок Развитие творческих способностей, творческой активности, умения держаться на сцене
О жадности и жадных Классный час Воспитывать положительные качества характера, желание преодолевать в себе плохие качества характера.
Семейное чтение.
В гостях у сказки Собрание – встреча «Добрых друзей»
Путешествие в сказку. 1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учеников класса.
2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Май Никто не забыт, ничто не забыто Классный час Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества
Выезд в село Шушенское Совместная экскурсия Развивать коммуникативное общение.
Весёлый марафон Совместная интеллектуально-творческая игра ребят и родителей Развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом
Задачи второго года:
1. Способствовать развитию инициативы родителей и ребят, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
2. Способствовать выработке мотивации общественной деятельности.
3. Развивать интерес к труду, желание трудиться, потребность выполнения трудовых обязанностей в семье, школе.
4. Поддержать родителей в наиболее актуальных проблемах второклассников.
5. Формировать нравственную культуру детей и родителей. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях ребят.
Месяц Тема Форма Цели
2 класс
Сентябрь Законы класса Классный час
(игра) Определение системы ценностей второклассников, прав и обязанностей
День рождения класса КТД Способствовать развитию инициативы родителей и ребят, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
19 секретов родителям второклассников Родительское собрание Совместно с родителями найти ответы на вопросы: Как помочь детям быть успешным? Как научить ребят быть организованными и собранными? Как избежать тревожности и страха перед плохими отметками? И др. Дать родителям рекомендации, которые помогут им в организации работы с детьми дома
Как работать со школьным дневником Классный час Познакомить со школьным дневником и научить работать с ним. Показать детям значение дневника в их школьной жизни.
Октябрь День учителя Классный час и мастерская умелых ручек Заложить основу для формирования благоприятного климата между учителем и учениками, для воспитания благодарности и отзывчивости. Выполнить поздравительные открытки учителям- предметникам.
Один за всех и все за одного Классное собрание Выбор классного актива, выработка мотивации общественной деятельности
Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня КТД Формировать нравственную культуру детей и родителей. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях ребят.
Резервное мероприятие Ноябрь Как мы выполняем домашнее задание. Классный час Обсудить результативность выполнения письменных и устных домашних заданий. Определить причины некачественного выполнения домашней работы некоторых учеников. Оказать поддержку и помощь.
Первые уроки школьной отметки Родительское собрание 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Пусть всегда будет мама Огонёк, посвящённый Дню матери Воспитание уважения к нравственным понятиям: добро, бескорыстие, человеколюбие
Резервное мероприятие Декабрь Застенчивость и неуверенность Тренинговый практикум. 1. Обсудить проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные неуспехи.
2.Способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.
3. Провести практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности.
Наш класс на перемене Классный час Обсудить поведение класса на школьных переменах. Рассмотреть последствия бега на перемене.
Воспитания трудолюбия в семье Собрание – встреча «Добрых друзей» 1. Дать родителям анкету по теме, проанализировать и прокомментировать результаты.
2.Обсудить проблему формирования у ребёнка трудовых умений ребёнка в семье.
3. Подвести к пониманию родителей и детей, что дети должны иметь потребность выполнения трудовых обязанностей в семье
Ёлочная игрушка Мастерская умелых ручек Способствовать формированию чувства коллективности, сотворчества, развивать творческую активность
Новый год КТД Установление благоприятных межличностных отношений
Январь Как вести себя и как работать в библиотеке Классный час Познакомить с традициями школьной библиотеки. Воспитывать культуру и ответственность, умение работать в библиотеке школы и города.
Знаем ли мы библиотеки района. Экскурсия в библиотеку «Буратино» Привитие любви к чтению
Первые уроки школьной отметки Родительское собрание 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Февраль Папа в семье Классный час для мальчиков, пап и дедушек Воспитывать чувство гордости, уважение к старшим членам семьи.
Рыцарский турнир Конкурсно- игровая программа Воспитывать уважительное отношение к представителям мужской половины
Развитие речи и общения детей Круглый стол Дать понять, что очень важно развивать речь, следить за речью.
Март Коса- девичья краса Конкурсно- игровая программа Воспитывать уважительное отношение к представителям женской половины
Страхи ребёнка. Что за этим стоит?
Родительское собрание Разобраться в причинах возникновения страхов, пути преодоления
Ответственное отношение к порученному делу Классный час Проанализировать участие ребят класса в подготовке какого-либо классного мероприятия. Обсудить отношение учащихся к порученному делу.
Апрель 1 апреля - никому не веря. Юмористическая программа Развитие общительности, актёрских способностей, речи
12 апреля – День космонавтики.
Весёлый космический полёт Классный час.
Игровая программа Расширить представление детей о героях космоса. Воспитывать положительные качества характера
Что делать, чтобы телевизор и компьютер не навредили Родительское собрание
(круглый стол) 1. Обсудить с родителями причины зависимости детей от телевизора, компьютера, влияние на поведение ребёнка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления.
Что такое патриотизм Классный час Сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом. Формировать чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.
Май Поздравление ветеранам Мастерская умелых ручек Воспитание чуткого отношения к ветеранам ВОВ, их подвигам
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались Собрание – встреча «Добрых друзей» Организация классного, родительского коллектива в подготовке родительского собрания. Сбор материалов за год. Оформление выставки
Резервное мероприятие Задачи третьего года:
1. Продолжать создавать условия для активного включения родителей в жизнь класса.
2. Способствовать повышению физической активности детей и их родителей.
3. Поддержать родителей в наиболее актуальных проблемах третьеклассников.
4. Продолжить формировать нравственную культуру детей и родителей
Месяц Тема Форма Цели
3 класс
Сентябрь День рождения класса КТД Способствовать развитию инициативы родителей и ребят, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Загадки природы Экологическая игра Активизировать познавательную деятельность учащихся. Обогащать словарный запас. Развивать интеллектуальные, творческие способности в группах. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение с растениями, животными
Третьеклассник – кто он? Родительское собрание Познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями третьеклассников. Обозначить проблемы характера детей данного возраста.
Совместно с родителями найти ответы на вопросы: Как помочь детям быть успешным? Как научить ребят быть организованными и собранными? Как избежать тревожности и страха перед плохими отметками? И др. Дать родителям рекомендации, которые помогут им в организации работы с детьми дома
Резервное мероприятие Октябрь Общение. Значение общения. Классный час
(диалог с элементами игры) Помочь понять ценность общения, раскрыть содержание понятия «общение», показать значение общения в жизни человека, познакомить с правилами культурного общения.
Витаминное раздолье или вся правда о витаминах Формирование знаний о здоровом образе жизни
Смысл жизни. Нравственные ценности. Нравственное воспитание в семье Собрание – встреча «Добрых друзей» Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье. Создать условия для формирования у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов
Резервное мероприятие Ноябрь Наши любимые бабушки и дедушки! Праздник, посвящённый Дню пожилого человека Создать условия для успешного общения старшего поколения с младшим
Милосердие
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое милосердие, что нужно делать, чтобы развить в себе милосердие.
Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества Родительское собрание Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность. Показать важную роль родителей в воспитании ответственных, добрых и внимательных детей.
Декабрь Мечтательность
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое мечтательность, хорошее ли это качество,
12 декабря – День Конституции РФ Классный час Познакомить с историей праздника, воспитывать бережное отношение к символам России
Альтернативная ёлка Мастерская умелых ручек Способствовать формированию чувства коллективности, сотворчества
Новый год Новогодний праздник с приглашением родителей Установление благоприятных межличностных отношений
Январь Мудрость.
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое мудрость, опыт.
Праздник вежливых ребят КТД Повторить закрепить формы вежливых обращений
Экология и здоровье человека Способствовать воспитанию экологической культуры, ответственного отношения к природе, своему здоровью
Февраль Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с родителями, окружающим миром.
От всей души.
Собрание – встреча «Добрых друзей» Праздник творчества 1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
2. Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.
3. Выявить нравственные и эстетические установки, интересы, эмоциональный мир детей и их родителей, отношение к жизни.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств Родительское собрание Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка
Весёлые старты Спортивное мероприятие Участие семей в спортивных праздниках, способствовать повышению физической активности
Смелость
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое смелость, подобрать синонимы и антонимы к этому понятию
Март Счастлив тот, кто счастлив дома Час общения мам и дочерей Создать условия для доверительного общения мам и дочерей
Сила духа
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое сила духа, подобрать синонимы и антонимы к этому понятию, определить в каких жизненных обстоятельствах проявляет себя
Резервное мероприятие Апрель Скромность и тщеславие
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, что такое скромность и как она проявляет себя в человеке, и что такое тщеславие, подобрать синонимы.
Поощрение и наказание детей в семье Родительское собрание
(круглый стол) 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
Резервное мероприятие Май Поклонимся великим тем годам! Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы Совместная подготовка детей и родителей к мероприятию: оформление, подбор литературного материала, песен.
Формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны, развивать коммуникативные навыки
Добрым быть совсем не просто.
(цикл классных часов) Классный час Выяснить, так ли важно быть добрым, и влияют ли грубость и злоба на здоровье человека
Недаром говорят про нас: это класс! Собрание – встреча «Добрых друзей» Подведение итогов учебного года, творческий отчёт
Резервное мероприятие Задачи четвёртого года:
1. Способствовать формированию чувства коллективности, сотворчества.
2. Формировать эстетическую культуру детей и родителей.
3. Формировать опыт интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.
4. Способствовать повышению физической активности детей и родителей.
5. Поддержать родителей в наиболее актуальных проблемах четвероклассников.
6. Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, старшим членам семьи.
Месяц Тема Форма Цели
4 класс
Сентябрь День рождения класса КТД Способствовать развитию инициативы родителей и ребят, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Учимся жизни Деловая игра Стимулирование самостоятельной деятельности лидера класса, составление плана работы класса, наблюдение за взаимодействием групп в коллективе, корректировка предложений
Роль семьи в интеллектуальном развитии детей. Родительское собрание Познакомить с программой интеллектуальных мероприятий, предлагаемой школой.
Резервное мероприятие Октябрь Мир вокруг меня Классный час Выяснить, что такое воображение. Выполнить практическую работу.
Необычное в обычном Мастерская умелых ручек Создать условия для реализации и защиты своих проектов, доказав полезность использования данного предмета в новых условиях
Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка Собрание – встреча «Добрых друзей» 1. Показать значение семьи в формировании интеллекта детей.
2. Предложить конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.
Резервное мероприятие Ноябрь
Красота спасёт мир Классный час Формирование понятий прекрасного в природе, искусстве
Эстетическое воспитание ребёнка в семье Собрание – встреча «Добрых друзей» 1.Обсудить проблему формирования эстетической культуры ребёнка.
2.Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры детей во внеклассной и учебной деятельности
Резервное мероприятие Декабрь Путешествие по литературным произведениям Литературная гостиная Любознайка Классный час, проводимый детьми Формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем
Поздравительная газета Мастерская умелых ручек Способствовать формированию чувства коллективности, сотворчества
Новый год КТД Воспитывать понимание и значение праздника, умение культурно его встречать
Январь Дверь в детство Путешествие в детство родителей Формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью.
Любознайка Классный час, проводимый детьми Формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем
Резервное мероприятие Февраль Любознайка Классный час, проводимый детьми Формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем
Мужской этикет.
Как завязать галстук. Классный час для мальчиков, пап и дедушек.
Практическая работа Поговорить о том, как должен выглядеть настоящий элегантный мужчина и как он должен вести в различных жизненных ситуациях.
Воспитание чувства гордости и любви за свою семью, уважение к родителям.
Мама, папа, я - спортивная семья! Соревнование Улучшение физического воспитания ребят. Участие семей в спортивных праздниках, способствовать повышению физической активности
Март Мартовская капель Концертная программа, посвящённая
8 Марта Воспитать желание развивать свои способности
Дочки-матери Классный час для девочек и мам, бабушек Выяснить, что нужно делать, чтобы всегда хорошо выглядеть, красота, что под ней понимать
Резервное мероприятие Апрель Театральная весна Мастерская умелых ручек Совместное с родителями изготовление костюмов и декораций к постановке
Конкурсная программа литературных постановок Развитие творческих способностей, изготовление костюмов и декораций
Все работы хороши
(цикл классных часов) Классный час Развивать кругозор ребят, воспитывать гордость к родителям и их профессии
Резервное мероприятие Май Победители Историко-литературный вечер Патриотическое воспитание в общении с ветеранами ВОВ, приобретение навыков организации и проведения коллективного мероприятия, распределение обязанностей
Все работы хороши
(цикл классных часов) Классный час Развивать кругозор ребят, воспитывать гордость к родителям и их профессии
Прощание с начальной школой КТД Подведение итогов в творческой форме

Кадровое обеспечение:
Учитель, школьный психолог, школьный терапевт, библиотекари.
Материальное обеспечение:
Магнитофон, мультимедийная установка, фотоаппарат.
Модель выпускника:
Направления Критерии
Интеллектуальные способности - сформированный запас ЗУН;
- использование ЗУН на практике;
- стремление к познанию;
- расширение своего кругозора;
- умение анализировать;
- понимание, что учеба – это труд.
Гражданские качества - знание своих прав и обязанностей;
- долг и ответственность перед семьей и школой;
- осознанность своих поступков;
- патриотизм;
- правдолюбие.
Нравственные качества - понятие чести, достоинства;
- выдержка;
- доброта;
- милосердие;
- честность;
- порядочность;
- уважительное отношение к чужому труду;
- здоровый образ жизни;
- понимание другого человека;
- уважение к старшим;
- умение жить в коллективе;
- взаимопонимание и взаимовыручка.
Общая культура - культура поведения;
- приобретение навыков этикета;
- знание норм морали;
- уважительное отношение к прошлому;
приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;
- любовь к прекрасному;
- внешний опрятный вид.
Предполагаемый результат программы:
значительно повысится психолого-педагогическая культура родителей;
заинтересованность, активное участие родителей в делах класса, школы;
сплочённый родительский и детский коллективы

Реализация программы зависит от отдачи учителя, заинтересованности в своей работе и отношения родителей к школе. В процессе совместной деятельности отношение родителей от настороженного и потребительского переходит к духу взаимопонимания и сотрудничества.
В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны:
«Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Пусть каждый мой ученик ходит с удовольствием в класс, с удовольствием учится, любит семью, стремится ко всему новому, интересному и уважает в себе и в других человека. А родители в лице учителя видят союзника.

Литература:
Архарова, Л.И., Гребенкова, Л.К., Демидова, С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игровых развлечений для начальной школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005
Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2007. - 224 с.
Варюхина, С. И. Истоки доброты: Беседы о нравств. Воспитании детей в семье / С.И. Варюхина. – Минск: Полымя, 2006. – 125,[3] с.: ил.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005
Карклина, С. Э. Проблемы семейного воспитания / С.Э. Карклина. – М.: Сов. Россия, 2009. – 207 с.
Классный руководитель. Научно- методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М. Центр «Педагогический поиск»
1999г. - № 1,7
2002г. - № 7
2004г. - №1,2,3,4,6,7
2005г. - № 4,№5
2006г. – № 2,3,3 ,7
2007г. - № 1,2,4,8
Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ. ред. Осиповой, М.П., Бутрим, Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2008
Решетников, П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. – М.:ГИЦ Владос, 2006
Соснин, В.А., Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг , В.А. Соснин, П.А. Лунев. – М.: Институт психологии РАН, 1993. – 156 с.

ИНТЕРНЕТ - ресурсы:
http://ethos.narod.ru/-Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.http://www.effecton.ru/758.html - Психология в школе.http://www.follow.ru/catalog/6 - Психология семейных отношений.http://www.familyplanet.ru/ - Психология семьи: наука, практика и искусство семейных отношений.http://orenstatus.narod.ru/konfer7a_tezis.htm - Сборник материалов конференции «Социально-психологические подходы в работе с молодой семьей». http://www.vkruge.com/ - Психологический центр «КРУГ».