Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным.


Урок
Тема Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Педагогические цели познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка; умение находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть речи.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные результаты формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – владеют основами смыслового чтения текста.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Основное содержание темы, понятия и термины Значения имен прилагательных и существительных.
Образовательные ресурсы Схема «Имя прилагательное» , карточки с опорными словами (имя существительное, имя прилагательное, глагол, обозначает, действие
предмета, предмет, признак предмета, отвечает на вопросы, Кто? Что?,
Какой?, Какая?, Какое?, Какие?, что делает?, что делал?, что сделать?
часть речи).
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальный. Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Пожелаем всем успеха. Будем работать в группах, и помогать друг другу.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо Федор – Федя
Фая – Фаина Списывают с образца Вырабатывают каллиграфический почерк Письмо
III. Проверка выполнения домашнего задания Фронтальная.
Словесный.
Чтение Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения Зачитывают словосочетания с именами прилагательными Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий Письмо, чтение
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Фронтальная.
Словесный.
Предлагает провести словарную работу. (приложение №1)
-Какие слова остались ? (имена прилагательные).
- Что такое имя прилагательное?
Возьмите конверт №2 , (приложение №2) из карточек составьте определение .
- Что получилось? (Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, обозначает признак предмета).
- Прочитайте слова, которые у вас остались.
- Что можете сказать про эти слова?
(имена прилагательные)
- Что обозначают имена прилагательные?
- А какие признаки они обозначают можете сказать? -Найдите лишнее слово. (ягода, месяц, тетрадь, стакан, заяц, ветер)
- По какому признаку? Запишите, поставьте ударение.
- Что общего у этих слов?(словарные, имена существительные).
- Назовите слово с парной согласной.
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.
Осмысленно читают слова. Извлекают необходимую информацию.
Определяют лексическое значение именприлагательных Выбор слов из предложенных.
V. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя Знакомит с темой и целями урока.
-Поставьте перед собой цель: что вы хотите узнать сегодня на уроке?
- Подумайте, на какой признак указывают ваши прилагательные? Слушают учителя Принимают учебную задачу, сформулированную учителем Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
1. Значение имен прилагатель-ных Работа в группах.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
- О каких словах я вам рассказала?( о прилагательных)
- Придумайте как можно больше признаков для существительного ДОМ, а на что могут указывать признаки, вы теперь знаете. Придумывают признаки для предложенного имени существительного. Анализируют признаки прилагательного и существительного. Беседа, письмо.
2. Признаки предметов Фронтальная.
Словесный, наглядный,творческий,
письмо. Предлагает прочитать и отгадать загадки, ответить на вопросы, выполнить задания.
Контролирует работу .Игра «Отгадай, что или кто это?»
- А теперь, наоборот , по признакам догадайтесь о ком или о чём идет речь.
Бурый, мохнатый, косолапый.(медведь).
Слабый, косой, трусливый
(заяц).
Хитрая, рыжая, хищная (лиса).Верная, добрая, домашняя (собака).
Резиновый, круглый, волейбольный. (мяч).
Красные, сочные, сладкие. (помидоры).
-Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные? (имена сущ.) Отгадывают загадки, выделяют признак предмета и сам предмет. Анализируют загадки, высказывают свое мнение. Находят имена прилагательные в тексте и определяют их значение.
Беседа по вопросам, письмо
Физкультминутка Коллективная. Практический Материал для физкультминутки содержится в приложении №3. Выполняют движения
по тексту под руко-
водством учителя Осуществляют профилактику утомления Правиль-ное выполне-ние движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Самостоятель-ная работа. Разноуровневые задания.
Инди-видуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо. «5» Вставить вместо точек имена прилагательные.
Вставляют пропущенные имена прилагательные, орфограммы, подчеркивают имена прилагательные. Вставляют имена прилагательные и пропущенные орфограммы. Письмо по заданию.
…. утром Кирилл пошёл в … рощу. На … травке сверкала … роса. Пели … птицы.
Слова для справок: берёзовая, раннее, серебряная, зелёная, лесные.
«4» Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть имена прилагательные.
Март – в..сенний мес..ц. Поб..жали говорливые ручьи.
Проверьте себя.
Приложение №4


1 2 3 4 5 6
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
- Какую цель урока мы ставили перед собой?
- На какой признак указывают имена прилагательные?
- Подберите прилагательные о нашем уроке.
Урок был… Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляцияVIII. Домашнее задание. ( )
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
й м ш э г я к
ц е щ ж о ч и
у с з ж р с с
к я х д ь м л
е ц ф л к и ы
е в ы о и т й
н а п р й ь ю
с л а д к а я
г б й ц у к е
ж ё л т ы й ж
к п р о л д к
з ц й к у е р
е н г ш щ з а
л с м и т ь с
ё б ю я ц ш н
н у к е н г ы
а л д ж э г й
я г о д а е к
б у м а ж н ы й с
в ф и т ь б ю э т
а ы ж й н г т д е
п в е ц е о е ж к
р а л у к й т б л
о п е й ц ц р ю я
л р з я а п а г н
д о н ч в р д к н
ж и ы с ы о ь э ы
з м й м и л д ж й
м й ц у к е н г
а с т а к а н ш
л щ з х э ж д л
е о р п а в ы в
н ф я ч с м и ы
ь ч в а п р о с
к ь б ю л д р о
и л о р п а в к
й б ш г н е к и
ю ш и р о к и й
й к р у г л ы й к
ц у к е н г ш щ в
ф ы з в а п р о а
я ч а с м и т ь д
й ц я у к е г г р
ш щ ц з х ф ы в а
а п р о л д ж э т
я ч с м и т ь б н
о в а л ь н ы й ы
ц у к е н г ш щ й
в е с ё л ы й т
е ф ы в а п р р
т а п р о л д у
е ж э я ч с м с
р ц у к е н г л
ф ы в а п р о и
ч с м и т ь б в
в а п н г о л ы
г р у с т н ы й

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Карточки с опорными словами:
имя существительное
обозначает
имя прилагательное
действие предмета
глагол
предмет
отвечает на вопросы,
признак предмета
Кто? Что?
Какой?, Какая?, Какое?, Какие?
что делает?, что делал?, что сделать?
часть речи
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову).
Раз - присядка,Два - прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза).Любят долго потянуться ( потянуться).Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой).Ну и хвостиком вильнуть ( движение бедрами в стороны).А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед).И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх).Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса).Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч).То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу).Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны). А кому зарядки мало - Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).

ПРИЛОЖЕНИЕ №4
«5» Вставить вместо точек имена прилагательные.
…. утром Кирилл пошёл в … рощу. На … травке сверкала … роса. Пели … птицы.
Слова для справок: берёзовая, раннее, серебряная, зелёная, лесные.
«4» Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть имена прилагательные.
Март – в..сенний мес..ц. Поб..жали говорливые ручьи.
Проверьте себя.