Конспект урока грамоты на тему: Звуки [й о] и буквы Ёё. «Про ёжика»


Грамота
Тема:    Звуки [й, о] и буквы Её, Ёё. «Про ёжика»
Цель урока: формирование знаний учащихся о двойной роли буквы ё - в начале слов и после гласных, после ъ и ьЗадачи: 
формировать умение вычленять в речи звуки [о], [й,о], обозначенные буквами Ё,ё в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей;
работать над развитием мелкой моторики кистей рук;
корригировать и развивать пространственную ориентировку;
развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение
учащихся, память, внимание, навык самоконтроля;
воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя, слушать ответы
учащихся по классу), положительную мотивацию к процессу обучения.
Тип урока: формирование знаний, умений и навыков
Ход урока:
Организационный момент
«Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели».
2. Актуализация знаний
- Давайте пропоём несколько гласных (а, у, о, ы, и, е): сначала слева направо, затем справа налево.
- Сделаем вывод: продолжите предложение «Каждая из названных гласных букв имеет свой собственный …»
- Назовите гласные буквы, обозначающие твёрдость предыдущих согласных, приведите примеры слов.
- Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предыдущих согласных, докажите примерами слов.
3. Самоопределение к деятельности
-24765156845Графический диктант «Ёж»
Просмотр ролика «Девочка и ёжик»
- Произнесите слово ЁЖ, где находится буква Ё?
- Сколько звуков обозначает? Какие?
- Проведите слого-звуковой разбор в парах.
- Вставьте пропущенную букву и прочитайте имя девочки (Ал…на)
- Проведите слого-звуковой разбор слова Алёна самостоятельно.
Вывод: В начале слова буква е обозначает 2 звука [й,о], а после мягкого согласного буква е обозначает 1 звук [о]
4. Целеполагание-Кто может назвать тему урока?  («Двойная роль буквы Ё»).
- Сегодня мы познакомимся с новой «хитрой» буквой , которая в начале слова может обозначать 2 звука [й,о], а после мягкого согласного буква е обозначает 1 звук [о], будем упражняться в чтении слов с этой буквой.
5. Работа по теме урока
Знакомство с буквой «Ё». Просмотр ролика «Буква Ё»
- На что похожа буква Ё
Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенке гвоздочки.
Буква «Е», над нею точки,
Появилась «Ё» на строчке.
Эту букву положу
К ёлке, ёлочке, ежу.
«Е» напишем рядом с «Ё»,
Что ж написано? – ЕЁ
Сказка «Почему Ё всегда ударная?»
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки – ой, нет – две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упало две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
Чтение слов с буквой «ё» (Букварь стр. 61)
ёж ёрш ёлка лён
ежи ерши иголка клён
Пальчиковая гимнастика
6. Письмо. Работа в прописи № 2. с. 6
Просмотр «Пропись буквы Ёё»
Вспоминаем правила письма.
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернем углом тетрадь...
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
Письмо букв: ё Ё Ёё
Письмо слогов: тё ёт сё ёсЗнакомство со словарным словом: берёза-белая (вспомогательное слово-подсказка)
4280535320040217741618415
Творческое задание: составить изограф к слову берёза
7. Физкультминутка
8. Работа по букварю
Чтение рассказа «Про ёжика» стр. 61 букваря
- Отнёс ли Лёша ёжика в лес?
9. Закрепление пройденного материала
Отгадайте загадки. Определите количество букв и звуков в словах-отгадках.
1674495108585Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт.
(ёжик)
18573753175
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью … (ёлка)
1956435156845
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(иголка с нитью) шитьё
1175385114935
Петушок без глаз,
а метко клюёт.
(ружьё)
10. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Продолжите моё предложение:
* Мы познакомились с буквой … .
* Буква Ё обозначает один звук … когда стоит после ….
* Буква Ё обозначает два звука … когда стоит ….
11. Рефлексия
-Что было трудно? Что легко? -Что больше всего понравилось?
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то похлопайте в ладоши.
Спасибо за урок!