Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,


Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Цель: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит.
Задачи:
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение;
содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами;
развивать творческие способности, речь, память, мышление;
способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные УУД:
1. регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   
2. познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
3. коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
4. личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), смайлики.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок. Тихо сели девочки
Тихо сели мальчики.
Повернитесь друг другу. Прижмите друг к другу ладошки. Улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу уверенность в том, что у нас всё получится. Опустите руки. А теперь за работу! Проверили осанку.
II. Речевая разминка
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции
1.Чистоговорки (слайд 2)
Читаем медленно, теперь быстрее (хором)
Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу
Жа-жа-жа мы увидели ежа
За-за-за здесь привязана коза
Ха-ха-ха есть у нас два петуха
2. Игра «Доскажи словечко
1.Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он, Ты узнал, кто это?.. (слон) 
2.На ветке птичка – Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это? ... (белка) 
3.Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый... (гусь). 
4.Лесники ее котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это ... (рысь). 
ІII. Постановка темы и учебной задачи урока
-О ком чистоговорки и загадки? (о животных)
-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся? (с произведениями о животных)
- А на какие группы можно разделить животных?
- Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?
Познакомимся с новыми авторами и их произведениями. Будем учиться правильному ивыразительному чтению целыми словами; развивать речь, память, мышление.
- Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.
Кто это?
Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А ты догадался, кто?
-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (слайд3) Верно, это медведь.
- Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.
IV. Работа по теме урока
1.Знакомство с творчеством Г.В.Сапгира (слайд 4 ,5)
Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил»
«Как стать большим»
«Честное крокодильское»
«Я нарисую солнце» и другие.
-На с. 14 прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. (Про медведя)
2.Первичное чтение стихотворения. (слайд 6)
Слушание аудиозаписи
Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы.
3. Первичное восприятие стихотворения
Словарная работа
Приятель - друг
Восторг - радость
Нацарапай – напиши
-Почему стихотворение называется «Про медведя?»
-С кем пытался медведь общаться?
- А почему общение не состоялось?
4.Повторное чтение учащимися по цепочке (по строчке).
Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)
А) Работа по вопросам
-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)
-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)
-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)
Б) Работа над интонацией
- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)
О-О-О - с восторгом;
Э-Э-Э - растерянно;
У-У-У - с удивлением;
А-А-А - нежно.
Ы-Ы-Ы- грубо.
В) Работа с пословицами (слайд 7)
- Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.
«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА»  - Почему так говорят? (Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки)
- Давайте прочитаем пословицы в учебнике.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Знай больше, говори меньше.
- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?
5. Физминутка
Пчёлы
Пчелы в ульях сидят
И в окошко глядят
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели. 
Полетели, полетели
И за парту тихо сели.
- О ком физминутка?
5.Знакомство с творчеством М. Бородицкой
- А что вы знаете о пчеле?(слайд 8)
А) Рассказ учащегося о пчеле
В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора. (М. Бородицкая «Разговор с пчелой»)
Б) Рассказ учителя о М.Я. Бородицкой (слайд 9,10)
Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.
Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».
В) Первичное слушание. (читает учитель) (слайд 11)
-Кто участвует в разговоре?
- За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)
- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
- А как пчела жужжит?
- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)
- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям?
- Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину.
Г) Повторное жужжащее чтение в парах
Д) Выразительное чтение по ролям в парах (читают три пары с каждого ряда)
-Чья пара лучше всех прочитала?
Диалог пчёлки с человеком (слайд 12)
V.Итог урока - Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
Что объединяет эти произведения?
- Назовите их авторов.
- Какое стихотворение больше всего понравилось?
-Что понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов
(если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - (грустный).
- Поднимите смайлик те, у которых он весёлый, а теперь у кого грустный. А как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?
_О чём расскажете дома своим родителям?
VII. Итог урока (слайд 13)
Урок окончен. Спасибо всем за работу.