Внеклассное мероприятие: Мы из города Полярного из города легендарного

Классный час на тему « Мы из Полярного, города легендарного»
Цель: воспитание интереса к историческому прошлому и заинтересованности в будущем города.
Задачи:
1)привлечение внимания детей к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
2) привитие чувства любви и уважения к своей малой родине.
3) Воспитывать чувство гордости за свой город.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация «фото города».

Ход классного часа.
План на доске:
1. Постановка цели
2. Прогнозирование результатов
3. Совместная деятельность
4. Защита проекта.

Уч.- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Дети, в процессе нашей работы вы будете пользоваться клеем, ножницами. Так что будьте аккуратны, внимательны, осторожны, придерживаясь правил техники безопасности (после этих слов сделать небольшую паузу)
Уч.- Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся друг другу, поприветствуем друг друга!

1.Вступительное слово
Учитель: Здравствуйте! Мы приветствуем всех, кто пришёл сегодня на наше мероприятие: « Мы из Полярного, города легендарного»
Родина Отечество Отчизна Отчий дом - это наша родная Россия. У каждого из нас есть маленький уголок, место на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизни, это «малая родина».
А, что для нас, дети, значит «малая родина»? (город Полярный)
Поля
·рный город в Мурманской области, расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря. (карта РФ, Кольского пол-ва)
Учитель: Раньше Полярный назывался Александровском. (с 1931г-Полярный). Торжественная церемония открытия нашего города состоялось 24 июня 1899года. В этом году Полярному исполнилось 117 лет. Это город с богатейшей историей. Он является хранителем традиций СФ и культурно-историческим достоянием Мурманской области. Это поистине легендарный город, потому что он не только с честью выстоял в годы Великой Отечественной войны, но и самоотверженно защищает северные рубежи России с первых дней своего рождения и по настоящее время.
Полярный – город мой родной!
Ты – город славы воинской и славы трудовой!
Ты – флота Северного колыбель,
Отчизны нашей цитадель!
Стоишь средь сопок мрачных и холодных
Непобедимый, гордый и свободный!

Учитель: История Полярного – особый миф. Постичь его – означает приобщиться к утекающему историческому времени, понять его – сохранить в памяти следующих поколений историю, культуру, красоту.
Наш город славен достопримечательностями, которыми гордятся жители.
На сегодняшнем мероприятии мы с вами составим проект экскурсионного маршрута памятных мест нашего города, на которую пригласим детей начальных классов. Будем рассказывать, что каждый уголок богат своей историей.
Уч. - Вам нравиться моя идея?
Уч. - Хорошо, что приступим?
Уч. - Работать мы будем в парах, как вы уже расположились.
Уч. - Итак, с чего начнем? Конечно, с план, ведь любая настоящая работа начинается именно с плана. Что же предстоит нам сделать? Какие этапы творчества пройти? Посмотрите-ка на доску!
Уч. - Пункт первый? ( дети читают: постановка цели)
Уч. - Наша цель - создание проекта- экскурсии.
Уч. - Цель поставлена. Какой следующий этап работы над проектом? (Читает ребенок: Прогнозирование результатов)
Уч.- Слово-то какое трудное. А вы знаете, что значит прогнозирование результатов? (Учитель: Прогнозировать - значит предсказывать, предугадывать, предвидеть.)
Уч.- Как вы думаете, какой мы должны получить результат?
- Да, настоящий альбом! Интересный и нужный!
Уч.- А еще, ребята, я хочу научить вас создавать проект, трудиться сообща, чтобы любое дело вам было по плечу.
Уч.- Итак, переходим к следующему этапу ( ученик- совместная деятельность)
Уч.- Что значит совместная? (Дети: - Вместе)
Уч.- А как вы понимаете слово деятельность? (труд, общение, игра) Молодцы! На первом месте - труд (работа)
Уч.- Поэтому вам сегодня вам надо собрать информацию об одном памятных мест города и оформить её с помощью иллюстраций на листах, которые лежат на ваших столах.
- Чтобы узнать о каком памятном месте будете собирать информацию каждая группа, выполните первое задание:
1.Возьмите конверт под номером один, там лежат слова из которых надо собрать выражение - название памятного места.
Приступайте к выполнению задания (дети собирают из букв слова)
Уч.- Готовы? Давайте озвучим результаты вашей работы
Молодцы вы все выполнили верно.
Учитель Ребята! Перед вами – картосхема, на которой все объекты обозначены своим знаком и цветом. Их мы и посетим сегодня (красный цвет - памятники истории, оранжевый - памятники боевой славы, синий- памятные места) и соберем информацию о них для проведения экскурсии ученикам начальной школы.
Уч.: Начинаем наше путешествие.
-А с какого места начнем его, вы узнаете, ответив на мой вопрос.
-Эта улица названа в честь Героя Советского Союза, летчика-космонавта? Значит с улицы Гагарина? А почему в нашем военном городе, моряков есть такая улица? Знаете? Тогда я вам расскажу.

Лётчик космонавт СССР полковник, Герой Советского Союза Ю.А.Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино, Гжатского района, Смоленской области.
Свою лётную биографию первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин начал на Кольском полуострове - в истребительном полку Северного флота в посёлке Луастари (теперь это п.Корзуново, Печенский раон), куда он был направлен сразу после окончания училища в конце декабря 1957 года.
На Кольском полуострове Ю.А.Гагарин побывал еще раз. Он приехал после того, как совершил исторический виток вокруг Земли и триумфальное путешествие по планете, объехав многие страны и континеты.
- Молодцы начало экскурсии определили. Школа №2 улица Гагарина Дальше, как вы думаете, куда отправимся? (обращаю внимание на картосхему) Подумайте, какое памятное место дальше покажем наши ребятам?
Уч.: - «Площадь двух капитанов».
- Согласна. Как вы думаете, про правила поведения нужно помнить во время экскурсии? Давайте их вспомним:1.Не толкать друг друга
2.Громко не разговаривать
3.Не спорить, не ссориться.
- Мы находимся на площади «Двух капитанов» - любимое место горожан и гостей Полярный. Здесь все вместе мы встречаем Новый год, отмечаем День города, а с 2011 года День объединенного ЗАТО Александровск, День последнего звонка.
- Почему она так названа? Кто знает? Что мы можем рассказать здесь нашим гостям?
На площади «Двух капитанов» встречаются две улицы, названные именами командиров ПЛ Федора Алексеевича Видяева и Николая Александровича Лунина. С начала войны они служили на одной ПЛ «Щ-421»: Лунин-командир, Видяев - старпом. К февралю 1942 года лодка совершила 5 боевых походов, произвела 7 торпедных атак. На ее счету числилось семь потопленных транспортов.
Николай Александрович Лунин 3 апреля 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза, а ПЛ «Щ-421» награждена орденом Боевого Красного Знамени. С марта 1942 года Николай Александрович Лунин- командир легендарной подводной лодки «К-21». 5 июля 1942 года произошла дерзкая атака лодкой «К-21» германского линкора «Тирпиц», которая стала символом бесстрашия и доблести советских подводников.
ПЛ «К-21» навечно застыла у одного из причалов г. Североморска: в июле 1983 года «лунинская» лодка стала кораблем-музеем, кораблем-мемориалом. В конце войны на ее рубке красовалось число «17» - это, значит, 17 вражеских боевых кораблей и транспортов было потоплено ее экипажем.
Командир ПЛ «Щ-421» и « Щ-422» Ф.А. Видяев за два года войны провел более 300 суток в море на выполнении боевых задач командования, был награжден тремя орденами Красного Знамени. В июле 1943 г. подводная лодка «Щ-422» стала Гвардейской. Но ни командир и ни экипаж не узнали о высокой награде Родины. Она не вернулась на базу.

Уч.: - Молодцы! Познакомили ребят с площадью «Двух капитанов». Наша следующая достопримечательность, о которой мы расскажем детям- картосхема №3,4.
Уч.: «Площадь Победы» (памятник боевой славы) – слайд
Это место, где проходят митинги, вахты памяти. Посвящённые героям Великой Отечественной войны и славной истории – города воинской Славы. Каждый год 9 мая на площади Победы торжественным идут военнослужащие нашего гарнизона. Все жители города в этот день могут полюбоваться праздничным салютом в честь Победы.
Уч.:- Почему она так названа?
Это место, проходят вахты памяти, митинги, посвящённые героям ВО войны. Каждый год 9 мая на площади проходит парад военнослужащих нашего гарнизона. В торжественном строю проходят военнослужащие разнородных войск. Все жители города в этот день могут полюбоваться праздничным салютом в честь Победы.
-Мемориальный комплекс «Морская душа»
- Какие памятники входят в его состав, перечислите? (Стела, Морская душа, Аллея памяти, Рубка подводной лодки)
Уч.: В каком году городу Полярный было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Сколько барельефов установлено на стеле «Город воинской славы» (Ответ: 8)
Уч.: Назовите фамилию известного скульптора.
Ответ: (Л.Е. Кербель)
Уч.: Наш город не зря называют легендарным. Почти все его улицы носят фамилии героев, участников Великой Отечественной войны.
Назовите количество этих улиц. (Ответ: 10 улиц)
Обратите внимание на улицу, расположенную за мемориальным комплексом «Морская душа». Она называется Красный Горн.
Полярный – город-труженик, который славен специалистами-судоремонтниками, инженерами.
Вопрос: С каким городским предприятием, имеющим 80-летнюю историю, связана эта улица «Красный Горн» (Ответ: завод).

5 мая 2008 года городу Полярный было присвоено почетное звание «Город воинской славы». При въезде в город в честь этого события была установлена стела. На постаменте со стороны главного фасада расположен текст Указа Президента Российской Федерации о присвоении Полярному, звания «Город воинской славы», на противоположной стороне - бронзовый герб Полярного. По углам площадки на гранитных тумбах размещены бронзовые рельефы, на которых изображены наиболее важные страницы военной летописи Полярного.

Напротив стелы, установленной в честь города воинской славы, расположен мемориальный комплекс «Морская душа». В центре – скульптура моряка-североморца, собирательный образ защитника Родины. Символично, что автор комплекса – почетный гражданин г. Полярный, который свой первый памятник, посвященный героям-подводникам Северного флота, создал еще в годы Великой Отечественной войны (находится на территории бригады подводных лодок). И последняя его работа - «Морская душа», установлена также в Полярный.

Уч.: Молодцы. Идём дальше, следующее место нашего путешествия «Мост», («Чёртов мост»), который соединяет Старый Полярный с Новым .
Мы с вами проходим мимо детского сада №1, а рядом сквер. На месте этого сквера было озеро и называлось оно Ларино в честь командира клипера «Вестник», который в 1894 году обследовав Мурманское побережье, участвовал в составлении карт, выборе мест для установки навигационных знаков на побережье Баренцева моря.
Вернемся к нашему мосту.
Уч.:- Как вы откуда такое название? Объясните.
- Вы знаете интересный факт, сколько ступенек в нём? (141)
Данное архитектурное сооружение было построено в 1935 году – в период строительства базы Северной военной флотилии – для обеспечения сообщения между новыми районами и «старым» Полярным. Длина моста составляет более 200 метров, ширина 2,10 метра. Регулярно, по мере износа древесины, мост реставрировался: обновлялись перила, ступеньки и скамьи для отдыха.
18 октября 2001г был сдан в эксплуатацию мостовой переход
(длина 286м, ширина 5.5м, вес 220 тонн)

Уч.: - Следующее место нашего путешествия Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского, который находится на ул.Старикова. Мы проходим мимо ул. Советская.
Уч.: - Чем эта улица знаменита? Как местные жители называют эту часть города?
Именно здесь появились первые улицы нашего города, поэтому местные жители эту часть города называют «Старый Полярный».
Уч.: - Кто помнит какое первоначальное название имел наш город, основанный в 1899 году? (ответ: г. Александровск).

Уч.: - Идем на ул. Старикова, д.12

Церковь Николая Чудотворца. Она была восстановлена на месте старой деревянной церкви. Церковь видна из многих точек нашего города. Когда корабли возвращаются из боевого похода, первое, что они видят – это наша церковь
Именно здесь был к открытию города построен Храм Святого Николая Чудотворца Мирликийского. Меценат Савва Мамонтов подарил церкви икону Николая Чудотворца и звоны (7 колоколов). Под звон колоколов уходили из Екатерининской гавани к северным морским широтам экспедиции Эдуарда Толля, Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова.
Со временем все колокола были безвозвратно утеряны, кроме одного. В 1983 году группа рабочих во главе со старожилами города В.В. Суровцевым и В.Т. Иванишкиным нашли большой колокол Благовест и перевезли в Полярный. 23 июня 1999 года на звоннице восстановленного храма были размещены колокола во главе с колоколом-памятником, ровесником города Полярного.

Уч.:- В честь Суровцева и Иванишкина колокол Благовест был наречен именем.
- Назовите имя колокола. (Ответ: Валентин).
На этом наш экскурсионный маршрут заканчивается. Теперь мы можем спокойно сесть в автобус и приехать обратно к школе. Скажите, пожалуйста наша школа имеет отношение к истории школы? В каком году построена наша школа? Сколько ей лет в этом 2017 году исполняется?
Физкультминутка (про символику)

Уч.- А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать.
-Любой город, как и любая страна, имеет свою символику. Давайте вспомним, что является символикой города или страны?
-Я буду называть слова, а вы должны хлопать, если это слово относится к символике города, а если не относится, то молча покажите отрицание - вот так- (показать самой)
(Гимн, конституция, флаг, кремль, дорожные знаки, герб)
Уч. - Итак, мы выяснили, что относится к символике города, как и страны относятся гимн, герб, флаг.
-Вашему вниманию предлагается гербы городов поселков и Мурманской области. Ваша задача – найти герб нашего города.
- Кто знает, что обозначает символика на гербе? (работа со справочником)
- С этим заданием мы тоже справились. Молодцы!

2.Уч.- Следующее задание. В конверте под №2 у вас лежит информация о памятном месте. Найдите и отложите её в лоток.
- Названий там нет.
- Прочитайте, выберите ту информацию, которая относится к вашему . Каждая группа выберет свою.

3.Уч.- Продолжаем собирать информацию.
В конверте под № 3 у вас лежат, стихи, высказывания для оформления своей страницы
4. В конверте под №4 у вас лежат фотографии для оформления своей страницы.
- Найдите те, которые вам нужны, отложите их в лоток.
Уч.- С этим заданием мы тоже справились. Молодцы!
Уч.- Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились и нашли самую важную информацию, которая необходима для нашего проекта. Теперь вам нужно разместить, весь собранный материал на листах, так чтобы получился альбом.
Уч.- Приступаем к оформлению страниц альбома. Сначала разложите материал на листе, обсудите как лучше, а затем приклеивайте.
(Дети оформляют каждый свой лист, а учитель помогает, подходя к каждой группе).
Уч.- Ребята, покажите, что получилось.
Уч.- Итак, следующий этап работы (снова обращается к плану, кто- то из детей зачитывает) – защита проекта.
- Определите, кто будет представлять работу. Обсудите, что вы можете сказать о своих результатах.
Уч.- Ребята, скажите, мы закончили проект по созданию экскурсионного маршрута?
- Как вы думаете, изображение картосхемы нам понадобится? (ДА)
Уч. - Наша цель достигнута?
- Вам нравится?
А, сейчас послушайте стихотворение: (читают дети)
Может всякое случиться:
Жить, работать и учиться
Ты уедешь далеко,
Но забыть не так легко
Город свой неповторимый-
Северный, морской, любимый.
Будут сниться чайки, скалы
И знакомые причалы,
Силуэты кораблей
И Чайковского ручей,
Снежный ветер, «Чёртов мост»,
Море, дом, в котором рос,
И Полярная звезда-
Это в сердце навсегда!
А сейчас, мы с вами вернемся в прошлое города. (Презентация:
«Улицы нашего города»: старые и современные - сравнение)
И в конце нашего занятия посмотрим небольшой фильм ( демонстрация кадров с достопримечательностями города с музыкальным сопровождением песни-гимна). Дети поют припев.
Нам понравилось работать в группе, составлять рассказы по материалам проведённой работы. Мы с радостью делились друг с другом новыми открытиями. Затем обобщали информацию и приходили к единому мнению, делали выводы.
Во время работы над проектом мы научились: быть внимательнее друг к другу и дружба наша стала крепче.
Все вместе создали проект-экскурсию «Мы из Полярного, города легендарного».







15