Особенности и возможные пути эффективной организации деятельности ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: рефлексия опыта.


Бочкарникова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Кокуйская СОШ №1»
Забайкальский край, Сретенский район
Особенности и возможные пути эффективной организации деятельности ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: рефлексия опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - сегодня данный документ уже лежит в основе образовательного процесса в каждой российской школе. Введению нового стандарта предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, создавших инструментарий для введения стандартов, но и кропотливая работа учителей в школах.
Не стало исключением и наше МОУ «Кокуйская СОШ №1» Сретенского района. Основная работа по реализации идей ФГОС НОО легла на плечи ШМО учителей начальных классов.
В 2009 году, когда началось изучение и подготовка к работе по новому стандарту, в нашем ШМО состояло 8 педагогов. С высшим образованием 12%, средним специальным – 88-%. Стаж работы колебался от 1 года до 40 лет. Первая квалификационная категория была у одного учителя.
Первое, с чего всё начиналось – это совместное совещание с администрацией и учителями начальных классов. На совещании и был разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО. Одним из первых пунктов плана, что и было осуществлено в течение 4-х лет – повышение квалификации всех учителей начальных классов через обучение в ЗабКИПКРО, на районных семинарах, на заседаниях ШМО, педагогических советах.
Наиболее ценными темами, изучаемыми на заседаниях школьного методического объединения с 2009-2014 годы, педагоги отметили такие: «Сравнительный анализ ФКГОС 2004г. и ФГОС НОО 2009год», «ФГОС НОО: предшкольная подготовка и задачи начального школьного образования», «Моделирование и составление плана-конспекта урока по литературному чтению в условиях реализации ФГОС НОО» (составление планов-конспектов в разное время было и по математике, русскому языку и окружающему миру).
Хочется отметить, что каждое заседание нашего ШМО проходит именно в технологии деятельностного типа. Это и деловые игры, к примеру «Вертушка», когда педагоги работают в микрогруппах. Группам даётся определённое задание, необходимые опорные материалы. Выполнив часть задания, педагоги обмениваются ими по типу вертушки, в итоге каждой группе даётся слово для обмена опытом. Коллективные практические работы, например, по составлению планов-конспектов уроков; просмотры и анализы открытых уроков и видеоуроков своих коллег и коллег из других школ. Методические диалоги и оперативки так же приветствуются нашими педагогами. Все перечисленные формы организации методической работы активизируют учителей, раскрывая их творческий потенциал и придавая уверенность. Каждое заседание ШМО заканчивается рефлексией. Наиболее удачно этот вид деятельности проходит в технологии критического мышления. Например, в форме «Синквейн» или «Шесть мыслительных шляп».
Особое внимание уделяется в нашей школе и обеспечению материально-технических условий. Администрацией были созданы все возможные условия для работы учителей начальных классов.
Таким образом, после соответствующей подготовки, 1 сентября 2010 года педагоги уже встречали 44 первоклассника, которых предстояло учить по-новому. Определённые сложности у наших коллег, приступающих к реализации ФГОС НОО, вызывала новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся. Если в прежнем стандарте под образовательными имелись ввиду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные. Помимо привычных контрольных работ теперь было необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Были у педагогов и другие сомнения, волнения, но учителя никогда не оставались один на один с появлявшимися проблемами, всегда можно было обратиться к администрации школы и получить помощь и поддержку.
Кроме всего перечисленного выше, была создана рабочая группа по разработке Основной образовательной программы школы, в которую входили учителя начальных классов и администрация. Велась тщательная работа над созданием рабочих программ учителей 1 классов; разработка формы договора между ОУ и родителями учащихся 1-х классов о предоставлении начального общего образования. Был сформирован заказ на учебники с учётом перехода на ФГОС НОО по УМК «Гармония».
В период с 2009-2014 год ШМО учителей начальных классов организовало на базе нашей школы районные семинары с такой тематикой «Развитие инновационных процессов в системе ДОУ и начального образования в условиях перехода на ФГОС НОО», «Развитие УУД на уроках математики и русского языка в начальной школе», районный семинар заместителей директоров по УВР «Реализация идей ФГОС НОО». На каждом из перечисленных семинаров учителя принимали активное участие: делились успешным опытом и возникающими в ходе работы проблемами.
Кроме всех перечисленных особенностей работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО, путями эффективной организации деятельности ШМО, считаем и такие традиционные мероприятия как предметные методические недели, мониторинг проверки техники чтения у учащихся, коллективно-творческие дела, организуемые педагогами для детей во внеурочное время, работа над созданием методической копилки, активное участие детей в НПК «Шаг в науку», проводимой в районе на протяжении многих лет, участие в олимпиадах школьного, районного и Всероссийского уровня («Медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Старт», «Молодёжные предметные чемпионаты», «Совёнок», «Кит» и другие). Только желание самих педагогов, стремление к творческому труду даёт возможность самореализовываться и достигать результатов, получать удовлетворение от своего труда.
В настоящее время в нашем коллективе 9 педагогов. С высшим образованием 66%, первая квалификационная категория у 44%. Данными педагогами обучается 192 ребёнка по новым стандартам.
В 2014 году Управлением Образования Сретенского района был организован и проведён конкурс «Моё лучшее методическое объединение», в котором, за достигнутые результаты, наше МО заняло 1 почётное место.
Таким образом, считаем, что результаты профессиональной деятельности педагогов и реализация идей ФГОС НОО во многом зависит от системы организации и проведения методической работы в школьном методическом объединении.

Нормативно-правовые источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Электронные источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/11/osobennosti-metodicheskoy-raboty-v-usloviyakh-realizatsii