Воспитательная система класса Формирование успешной личности (8-11кл.)


“Воспитание – это посев зерна,
чем лучше природная почва,
тем богаче урожай”.
«Формирование успешной личности»
Срок реализации 4 года (8-11 класс)
 Пояснительная записка.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Во всех сферах социальной жизни произошли серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Школа – это социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее индивидуальное в каждом ученике, его способности и таланты, здесь идет сближение детей и взрослых, и, в школе все должно быть ориентировано на раскрытие и становление личности ребенка. Задача школы не только дать образование, но и раскрыть личные индивидуальные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого ребенка.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Роль классного руководителя в современной школе неизменна: он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
В своей педагогической деятельности я, как классный руководитель исхожу из следующих определений воспитания:
* Воспитание – это развитие нравственного самосознания, нравственной позиции, реализующейся в нравственном поведении человека.
* Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
* Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
* Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Педагог-профессионал – посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной всем человечеством. Он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создает условия для индивидуального самовыражения и развития личности каждого ребенка, сохраняя неповторимость и раскрывая его потенциальные способности, защищает интересы детства.
Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Как классный руководитель я, используя слово, дело и наблюдение, должна создать условия, чтобы каждый ребенок проявил себя. Моя основная задача – стать помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Считаю, что одним из условий успешного воспитания должно быть следующее: ученик не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать поддержку, плечо старшего друга, готового в любой момент прийти на помощь. Я, как классный руководитель, должна обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка, отнестись с уважением к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности и самосознания.
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимания уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и т.д.)
Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела. Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.
Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила разработать модель воспитательной системы класса, которая помогает мне целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Все это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.
Организационный период моей работы по построению модели воспитательной системы класса состоял из следующих этапов:
Изучение научно методической литературы и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности.
Диагностическое исследование класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива.
Совместная работа педагогов, учащихся и их родителей по проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.
Система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и познавательное, и гражданско-патриотическое, и художественно-эстетическое, и спортивное, и трудовое, и нравственно-правовое воспитание.
Главная воспитательная задача – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
Предлагаемая модель воспитательной системы разработана для работы с учащимися 8-11 классов. Она состоит из двух ступеней:
- подготовительная (8-9 класс)
- основная (10-11 класс).
Комплекс воспитательных мероприятий каждой ступени разработан в девяти направлениях деятельности:
Досуг
Художественно-эстетическое
Гражданско-патриотическое
Учебно-познавательное
Трудовое
Информационное
Спортивное
Социально-правовое
ЗдоровьесбережениеПрограмма воспитательной работы состоит из следующих разделов, что вызвано психолого-физиологическими особенностями обучаемых:
ступень I - Подготовительная (8-9 классы) – формирование личности:
1раздел - «Узнай себя» (8 класс)
2раздел - «Сотвори себя» (9класс)
ступень II Основная (10-11 классы)- становление личности:
3 раздел- «Выбери свою судьбу» (10-11 классы)
Цель воспитательной системы работы класса: Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, адаптированной в современном обществе и нацеленной на его совершенствование.
Задачи:
¯ формировать потребности в здоровом образе жизни;
¯ формировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе;
¯ создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития личности ребенка;
¯ способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;
¯ поддерживать творческие устремления детей;
¯ создавать условия для самовыражения и самореализации всех учащихся класса.
Используемые методы:
метод исследования личности (диагностика);
метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах;
метод анализа конкретных ситуаций;
лекции, беседы, дискуссии, игры, экскурсии.
Основные этапы процесса самосовершенствования:
Самопознание (8 класс).
Самовоспитание и самообразование (9 класс).
Самоутверждение (10 класс).
Самоопределение. Саморегуляция. Самореализация (11 класс).
Содержание воспитательной работы
НРАВСТВЕННОСТЬ.
Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят из характера, помыслов, придерживаясь четырех основных правил нравственного воспитания:
Не делай другим того, чего не желаешь себе.
Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка
Твори для других добро, если для этого у вас есть возможность.
Будь патриотом своей нации и своей страны, защищай Отечество.
И, учитывая основные факторы, необходимо: расширять по возможности круг нравственных понятий, вести профилактику противоправного поведения, избавлять от отрицательных привычек.
А К Т И В Н О С Т Ь.
Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расширять кругозор, воспитывать любознательность, посещать музеи, театры, проводить экскурсии.
Д У Х О В Н О С Т Ь.
Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в духовно-художественной деятельности, развивающей эстетическое мироощущение, потребности к прекрасному, способности к художественному мышлению.Е Д И Н С Т В О.
Единство в воспитании товарищеских чувств, в трудовой деятельности общественно-полезного труда, во взаимопомощи в учебной деятельности.
Ж Е Л А Н И Е.
Желание творить – всегда залог успеха, развитие творческих способностей, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.
Д О Б Р О Т А.
Доброта воспитывается на любви к ближнему, к природе, культуре, к своему народу, к своему Отечеству, к своему селу.
А Д А П Т И В Н О С Т Ь.
Адаптивность – приспособление к тем реальным событиям, где идет воспитание ребенка.
Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность:
тестирование,
анкетирование,
микроисследования,
педагогически направленное наблюдение.
Работа с семьёй:
изучение воспитательного потенциала семьи,
психолого-педагогический всеобуч родителей,
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
индивидуальная работа с родителями.
Ценностно-ориентированная деятельность:

классное самоуправление,
правовое информирование,
анкетирование,
тематические классные часы,
посещение музеев, выставок, театров, библиотек.
Дополнительное образование:
вовлечение в факультативы, кружки;
организация кружков;
творческие отчёты.
Интеллектуально-познавательная деятельность:
познавательные классные часы;
экскурсии;
участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
тематические классные часы;
участие в спортивных мероприятиях;
экскурсионно-туристическая работа;
пропаганда физической культуры.
Свободные общения:
дискотеки;
вечера отдыха;
игры.
Принципы воспитательной системы:
Принцип «само» – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.). Принцип выборности – направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения.
Принцип творческой активности –направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом в проведении традиционных и новых дел школы.
Принцип общения – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. Принцип поощрения - создается ситуация успеха, когда учащегося необходимо обязательно поощрять, любое достижение ребенка - замечать и одобрять, подчеркивать его значимость и ценность.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Сотвори себя - это необходимо!
2. Познай себя - это интересно!
3. Утверди себя - это возможно!
4. Прояви себя - это реально!
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление уч-ся. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу, которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
1. Ответственный за учебу.
2. Старший дежурный.
3. Ответственный за проверку дневников, учебников.
4. «Диспетчер» по расписанию.
5. Казначей.
6. Мастер трудовых дел.
7. Ответственный за состояние растений.
8. Ответственный за проведение генеральных уборок.

Сектор здоровья и спорта.
1. Ответственный за формирование команд.
2. Ответственный за участие в общешкольных конкурсах
3. Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
4. Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
1. Организатор досуга.
2. Сценарист.
3. Ди-джеи.
Сектор заботы.
1. Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
2. Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
1. Летописец.
2. Журналист.
3. Редактор.
4. Фотограф.
5. Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления - сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Результативность
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники станут:
порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были;
мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть на склоне лет;
образованными и интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества;
гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что “красота спасет мир”,
добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту;
здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.