Воспитательная среда как условие формирования личности школьника с ОВЗ,


«Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с ОВЗ»
Содержание.
Введение.
Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с ОВЗ.
Научно-теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения
1.3. Формирование воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья»
Заключение.
Список литературы.
Введение
«Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью, - на учителя», - писал В.А.Сухомлинский.
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество.
Актуальность проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации воспитательной работы специальной (коррекционной) школе - интернат повлёк за собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.
Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной (коррекционной) школе - интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы - интерната отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.
Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Поэтому приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат, которая позволит на высоком современном уровне развивать и социализировать наших воспитанников.
Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с ОВЗ.
1.1 Научно-теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Процесс социализации, как известно, включает в себя как относительно контролируемые, осознанные и направленные воздействия на человека через систему разнообразных социальных институтов, так и спонтанные, стихийные влияния социальной среды.
Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Ф.М.Новик, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию – факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки проводят большую часть времени, т.е. среды коррекционной школы.
Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также использовать для достижения какой-либо цели. Поиск новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности ребенка к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.
Качественное своеобразие процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливается организацией среды обучения и воспитания, обеспечивающей социокультурную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения обладает системными свойствами (целостность, динамичность, открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с педагогом по направлениям: социально-культурное, психолого-адаптационное, социально-адаптационное, физкультурно-оздоровительное, учебно-образовательное, профессионально-ориентационное, правовое. Модель воспитательной среды коррекционного образовательного учреждения позволяет целенаправленно, поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум осуществляется путем различных вариантов взаимодействия внутренней воспитательной среды образовательного учреждения с внешней социокультурной средой: открытого пространственно-предметного, коммуникативно открытого, деятельностно открытого, внутри-коммуникативного, внутридеятельностного, внутрипространственно-предметного.
Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических условий, необходимых для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
– формированием субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционного обучения;
– включением детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей;
– поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном развитии ребенка;
– восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка (игра, труд, познание, общение);
– созданием системы мониторинга уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленной на разработку и корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания, профессионально-трудовой подготовки воспитанников;
Эффективность воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения обусловлена переходом ребенка с ограниченными возможностями здоровья на более высокий уровень социализации. Уровень социализации ребенка выявляется соответствующей системой мониторинга основных показателей:
– качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;
– уровня самостоятельности при выполнении практических действий;
– социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);
– включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),
в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.
Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние общественные отношения.
Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества, т.е. способности жить в обществе и быть успешным.
Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» при традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. В соответствии с концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского своеобразие развития личности ребенка с отклонениями в развитии изменяет отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми.
Как свидетельствуют исследования ученых-дефектологов В.В.Воронковой, М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Г.М.Дульнева, В.Г.Петровой, Т.А.Власовой, А.Р.Лурия, Ю.Т.Матасова, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и др., психофизическое развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом образования детей данной категории должна являться максимальная социализация и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях. Для возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими определенной системы знаний и ценностей, сколько на создании определенных условий для их социального воспитания опыта.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, в социально-культурную среду представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.
Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. Среда является частью пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие. Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается как оптимальное соотношение возможностей и потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и возможностей и потребностей общества.
Одними из первых о значимости среды в воспитании детей в российской педагогике заявили Ю.С.Мануйлов, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой К.Д. Ушинский. В первой трети ХХ века идея воспитания средой нашла отражение в работах Н.И.Иорданского, А.Г.Калашникова, С.Моложавого, М.В.Крупениной, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др. А.С.Макаренко в контексте социального воспитания вообще отождествлял среду с воспитанием, утверждая, что воспитывает не сам воспитатель, а среда, а задача учителя – создать такую среду.Воспитательную среду можно не только использовать в воспитательном воздействии на школьников, но и преобразовывать, и даже создавать и использовать для достижения какой-либо цели, в данном исследовании – для социализации ребенка с ограниченными возможностями .Основным подходом, является помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества. В социализации такого ребенка приоритетным является его адаптация к окружающей среде и использование возможностей среды для его адаптации, т.е. очевидна приоритетность воспитания перед обучением.
Под воспитательной средой специального (коррекционного) образовательного учреждения понимается совокупность влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном, пространственно-предметном и деятельностном окружении.
1.2 «Обеспечение воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения»
Воспитательная среда меняет свое качественное состояние в зависимости от вариантов взаимосвязи структурных компонентов (пространственно-предметного, деятельностного, коммуникативного), которые могут принадлежать как внутренней воспитательной среде образовательного учреждения, так и внешней социокультурной среде. В зависимости от доминирующего компонента, выделены варианты взаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой:
- открытый пространственно-предметный – это такой вид взаимодействия, когда в структуру воспитательной среды школы включается архитектурно-эстетическая и символическая организация жизненного пространства ребенка, настенная информация, различные предметы и символы;
- коммуникативно открытый вариант взаимодействия: сутью этого варианта взаимодействия является создание социальных ситуаций коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка, педагога и других субъектов воспитательной среды с субъектами социокультурной среды, т. е. в структуру воспитательной среды школы включается коммуникационная сфера (взаимоотношения, общение, настроения, распределение социальных ролей и статусов), ценности, установки, особенности субъектов социокультурной среды;
- деятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает, что в структуру воспитательной среды школы включается совокупность различных видов деятельности (концепции основного, коррекционного и дополнительного образования), формы и методы организации образования детей с нарушениями в развитии, ориентированные на их социализацию;
- внутрикоммуникативно открытый вариант взаимодействия предполагает взаимодополнение деятельностного и пространственно-предметного компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, которое обеспечивает разнородность пространственных условий, связность и управляемость их функциональных зон, обновление содержания образования с учетом изменений в сфере экономики, культуры, технологий и возможность применить полученные знания в различных видах практической деятельности;
- внутридеятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает взаимодополнение коммуникативного и пространственно-предметного компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в процессе которого происходит создание и функционирование новых общностей детей, детей и взрослых, использование вариативных форм, методов, средств, жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- внутрипространственно-предметный вариант взаимодействия предполагает взаимодополнение коммуникативного и деятельностного компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в результате которого появляются новые возможности для реализации различных задач возрастного развития ребенка, адаптации детей к социальным изменениям, возможности применения индивидуального субъектного опыта в практической деятельности.
Социализация как интегральная содержательная характеристика образа жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, включает: качество знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми; степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в общество (вхождение в ролевую структуру групп).
Разработанный мониторинг основных критериев социализации позволил осуществить качественный и количественный контроль динамики уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с выделенными уровневыми характеристиками: «низкий уровень» – знания фрагментарны, находятся на элементарном уровне, не соответствующем возрасту; запас знаний очень скуден, недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми; практические действия выполняются только совместно со значимыми взрослыми; ребенок социально не адаптирован, не может самостоятельно включиться в общество людей; «средний уровень» – знания не систематизированы, объем знаний о правилах социального поведения позволяет организовать общение и взаимодействие с другими людьми; практические действия выполняются самостоятельно нерегулярно; социальная адаптация недостаточная, включенность в общество вызывает некоторые затруднения; «высокий уровень» – показатели знаний, умений, навыков, личностных свойств и качеств сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола; большая часть практических действий регулярно выполняется самостоятельно; социально адаптирован, включение в социум не вызывает затруднений.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий, т.е. пространство школы должно быть особым образом организовано путем создания специальной воспитательной среды.
1.3 «Формирование воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья»
Руководствуясь структурой управленческих задач (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.), разработаны целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты модели воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обусловленные особенностями и возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (рис.). Содержание модели воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами взаимодействия взрослого и ребенка.
Разработка и внедрение модели воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения средствами социально-культурной деятельности позволяет качественно изменить воспитательный процесс в специальных учреждениях, способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в новых социальных и экономических условиях.
Несмотря на то, что особенностью данной модели является специфика содержания всех ее компонентов, обусловленная психофизическим развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, она может быть использована для формирования воспитательной среды любого специального (коррекционного) образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ
создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
ПРИНЦИПЫ
оптимизации среды обитания ребенка с нарушениями в развитии
реалистичностикомплексностиединства и взаимодополняемости в содержании и формах культурно-досуговой деятельности
деятельностного подходаЗАДАЧИ
сохранение и укрепление здоровья с учетом реальных проблем
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через интегрирование в сферу образования
обеспечение различных видов активности ребенка (умственной, физической, игровой)
развитие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей
определение места ребенка в современном обществе
подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики
защита и представление интересов ребенка в обществе
СОДЕРЖАНИЕ
(направления деятельности)
оздоровительноепсихолого-адаптационноесоциально-культурное (творческое)
социально-адаптационноеучебно-образовательноепрофессионально-ориентационноесоциально-правовоеТЕХНОЛОГИИ
коррекционно-образовательныевзаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой:
- открытое пространственно-предметное
-коммуникативно открытое-деятельностно открытое
-внутрикоммуникативно открытое
-внутридеятельностно открытое
- открытое внутрипространственно-предметноеПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
обеспечение субъектной позиции ребенка
поддержание и развитие всех форм и проявлений динамики в развитии ребенка
восстановление и развитие важнейших форм жизнедеятельности ребенка
включение детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей
мониторинг уровня социализации ребенка, направленный на разработку и корректировку индивидуальных программ
обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки
РЕЗУЛЬТАТ
качество знаний, умений, навыков позволяет общаться и взаимодействовать
другими людьми;
самостоятельное выполнение практических работ
навыковдействий; позиция
социально адаптированы
- включены в общество
Рис. Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей социализацию детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья

Заключение
Воспитание направляет и управляет процессом социализации человека, т.е. понимается как относительно контролируемая обществом и государством социализация человека в условиях образования. Воспитание является результатом взаимодействия ребенка с "жизненной средой». Среда понимается как упорядоченная совокупность закономерно связанных системных компонентов воспитательного процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, образующих целостность.
Качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от наличия в коррекционной школе целенаправленно созданной воспитательной среды.
Подходы к пониманию и моделированию воспитательной среды школы определяются тем, в каком функциональном качестве она рассматривается: как факт, фактор, условие или средство образования. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения»- совокупность влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также возможностей его социализации, содержащихся в социальном, пространственно-предметном и деятельностном окружении. Для улучшения качественных характеристик среды воспитательное пространство школы может быть расширено за счет включения в него компонентов социокультурной среды. Взаимодействие среды школы и социокультурной среды осуществляется открытым пространственно-предметным, коммуникативно открытым, деятельностно открытым, внутрикоммуникативно открытым, внутридеятельностно открытым, открытым внутрипространственно-предметным вариантами.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
– воспитательная среда специального (коррекционного) учреждения;
– обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике;
– специальные условия обучения и воспитания: специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка, оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в содержании и формах учебной и социально-культурной деятельности; создание условий для активной коммуникации; защита и представление интересов ребенка в обществе;
– организация взаимодействия среды специального (коррекционного) образовательного учреждения с социокультурной средой;
– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения включает целевой, содержательно-процессуальный, критериально-оценочный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание модели реализуется через совместную деятельность ребенка с педагогом по направлениям: социально-культурное, психолого-адаптационное, социально-адаптационное, физкультурно-оздоровительное, учебно-образовательное, профессионально-ориентационное, правовое. Модель воспитательной среды образовательного коррекционного учреждения позволяет целенаправленно, поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.
Список литературы
Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. -432с.
Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -151с.
Быков А. В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И. Шульга ; Ун- т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2001. - 98 с.
Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996. - 416с.
Овчинников А. Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната : автореф. дис. канд. пед. наук / Овчинников Анатолий Николаевич ; [Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого]. - Тула, 2002. - 23 с.
Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. - 271 с.
Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. - 312 с.
Юнина В.В. Содержание воспитательной среды детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы / В.В.Юнина // Рос. психол. журн. – М., 2007. – №4. – С. 83–86 (0.3 п.л.).