Национальная литература как средство формирования личности



Национальная литература как средство формирования личности
Главная задача дня сегодняшнего - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни, представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, гражданских и нравственных качеств личности человека, толерантности. Как же ее решать?
Решение в изучении национально-регионального компонента, который позволит формировать гражданина многонационального государства такого, как Российская Федерация. Духовная культура народов, населяющих Россию, прошла долгий путь формирования и развития. Этот путь аналогичен этапам культурного развития всех народов, в т.ч. и Крайнего Севера, он включает в себя стадии мифологического, религиозного, фольклорного и индивидуально-образного освоения мира.
В Ямало-Ненецком автономном округе живут люди разных наций и народностей. Коренные малочисленные народы Севера Ямала-ханты, ненцы, селькупы до сих пор ведут традиционный образ жизни. Уникальна культура северных народов: в эпоху глобализации они продолжают сохранять культурные национальные традиции прошлого.
В нашем регионе ведется активная пропаганда культуры и национальных традиций коренных народов: проводятся уроки краеведения, работают краеведческие музеи, ведется научно – исследовательская работа, воссоздаются архитектурные памятники, собирается фольклор, есть своя национальная литература, которую рассмотрим как средство формирования личности.
Делая комплексный анализ текстов произведений А.Неркаги, И.Истомина, Р.Ругина, приходишь к выводу, что авторы ямальской литературы помогают прийти каждому к главному в жизни: люди должны быть красивыми и умными, сильными и мужественными, стремящимися к благородным поступкам, имеющими прочную жизненную позицию. Они должны стать надежной опорой для тех, кто еще « по сей день…не осознает, до какой степени мы разоряем мир, в котором обитаем», должны избавиться от« близорукости, алчности и глупости». И в этом их ценность как произведений, позволяющих формировать нормы культурной жизни, представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, гражданских и нравственных качеств личности человека.
Оленеводы, рыбаки хотят изменить окружающих их людей, осваивающих недра Ямала, искоренить вечное зло – бездумное уничтожение природы, нетерпимое отношение к культурным традициям других народов, показывают на ярких жизненных ситуациях пример толерантного отношения.
Анализ текста произведений делаем ,опираясь на художественную деталь, потому что она способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с ее помощью одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
В национальной литературе Ямала главным в создании художественного образа является портрет (внешность или психология).Рассмотрим в качестве примера портретные характеристики в произведениях Р.П. Ругина и на их примере убедимся, что национальная литература есть средство формирования личности.
В своих сказках и легендах писатель создает такой портрет героя, который подчеркивает либо красоту и силу (положительный герой), либо уродство (отрицательный герой). В том и другом случае имеют место гиперболизация и идеализация, т.е. возводятся отдельные черты и качества в превосходную степень, что выражается нанизыванием эффектных эпитетов и сравнений, также подчеркивающих культурные и народные традиции, богатство и самобытность языка, родство человека с природой. Например, «Войны, все сильные и крепкие, как плечистые кедры». Мек (лесной людоед) «…был толстый, как раскидистый кедр, и рослый, как высокая лиственница», «…глаза, как две связки арканов», «…воздух выдыхаемый из широких ноздрей, вырывался порывами ветра» ( сказка «Младший сын царя»). «Девушка и в самом деле была удивительно хороша. Нежнее первого цветка была ее кожа, ярче алой зари полыхал на щеках румянец» (легенда «Порах Нел»).
Для описания внешности царя в сказке «Младший сын царя» автор намеренно использует сравнение и метафору, таким образом он подчеркивает значимость возраста, потому что хочет выделить самое главное – жизненный опыт, мудрость, тесную связь с природой, т.к. она источник жизни и опыта: «Состарился царь…Подобно голове лесного орла, поседел, подобно засохшим к осени стеблям соломы, ослабели его ноги», «высох, как почерневшая чага на стволе березы», «голова его стала ягелю подобной, а на лбу, словно связки арканов, лежали извилистые морщины», «…издалека повел разговор, словно спускался с вершины огромного сора, огибая один выдававшийся мыс за другим…». Постарел и одряхлел царь, настало время его сыновей, им предстояло изведать места, что лежат к северу от царства. Тревожась за будущее царства, за судьбу народа, покоя не знает царь. Сын Тавет должен начатое дело завершить: « как тынзян собрать в руки».
Герой легенды «Порах Нел» Натяма похож на былинного героя: «Быстрыми были его ноги, крепкими руки, самого сильного лося мог заторопить он в снежную пору, одной стрелой мог сбить летящего гуся, а капканы на зверя ставил так хитро и ловко, что ни осторожной лисе, ни разбойнице - росомахе не удавалось их обойти. Своим хулты – пуном – ловушкой для рыб – Натяма не раз вылавливал из Оби больших осетров, а о прочей рыбе и говорить нечего – она сама так и шла к нему в сети».
В произведениях встречается прямое сравнение героев со сказочным богатырем Ими – Хилы, которое делает их в глазах читателя сильнее и мужественнее.(Арсин «Сорок северных ветров», Тяра «Погоня»), а обычное хамство «покорителей» тундры Кулика и Василия превращается в легенду о людоеде Менге, родственнике семиклювой – семикрылой птицы, что принесла беду земле и воде, всем их живым обитателям, и в аллегорический образ изворотливого, скользкого налима.( Кулик «Гул далекой буровой», Василий «На нерестовой реке»).
Роман Ругин в своих произведениях показывает героев, которые в общество, живущее в тесной связи с миром техники, приходят из мира природы. Им, несмотря ни на что, удается сохранить тесную связь с ним. Человек и природа связаны созидательной деятельностью, их сосуществование определяется результатами этого взаимодействия.
Герои писателя – ханты настолько самодостаточны, что именно в этом качестве необходимы современному миру как напоминание об утраченном.
Автор нередко в портретной характеристике противопоставляет героев, что позволяет контрастно обозначить положительность одного и недостатки другого. Например, в рассказе «Погоня» противопоставлены Тяра – Лозару. Портрет Тяры передается через впечатления окружающих: «До войны он всегда кочевал со стадами. Был молод, крепок, как лось. Кряхтели и молодые и пожилые, когда боролись с ним. А мудрые старики говорили о Таре:
Если сядет в нарту-
ветер обгоняет,
не ногами ходит-
птицею летает.
С войны он вернулся без ноги. Трудно было прокормить семью, и Тяра стал пастухом: «заработки выше». Во время погони за отбившимися оленями он кажется спокойным и рассудительным, в самые критические моменты не чувствует себя беспомощным и растерянным, постоянно ведет монолог с самим собой : «Только не волноваться»; «Хватит киснуть, пастух. Все обойдется. Сейчас главное – найти оленей».
Внешний облик Лозара описывает Тяра. В нем писатель обращает внимание на отдельные детали внешности: «…его взгляд, бегающий, как у лисы.., глаза его, узкие щелочки, наливаются кровью, в недоброй ужимке кривится рот,.. долго и нудно говорит своим скрипучим, будто сухие весла в уключинах, голосом…» По этому портретному описанию, мы понимаем, что перед нами человек жадный и бездушный, желающий властвовать , подчинять.
Таким же образом показан другой отрицательный персонаж в рассказе «Тревожная ночь»: «Куля подумал, что Марат сейчас напоминает налима. Такой же скользкий, увертливый, всегда найдет какую – нибудь лазейку»; « Куля взглянул на надутое, как глухариный зоб, лицо Марата и понял: звеньевого не переубедить». Меткие сравнения, используемые для изображения деталей портрета, как нельзя лучше обнажают недостатки героя – холодную расчетливость, прочной коростой покрывшую душу, равнодушие, нежелание считаться с мнением других.
Портрет главного героя повести «В ожидании сына» выразителен: «Порака, в отличие от многих хантов, имел длинноватый, но правильной формы нос, широкий лоб и непомерно торчащие, как у лося, уши. Карие глаза, выглядывавшие из – под длинных ресниц, взирая на человека, казалось, пронизывали его насквозь», «…глубоко пролегшие борозды по щекам, напоминавшим следы брошенных на рыхлом снегу хонпав юхов», «лысина, похожая на заснеженную кочку с отвисшими мелкими клоками осоки», «тело, все еще мускулистое и жилистое, хотя оно, подобно засыхающему дереву, медленно , но неотвратимо теряло свой вес». Каждая деталь этого образа многозначительна, в нем кристаллизуется опыт целой жизни человека, выросшего из традиций своей национальной культуры.
Своим простым и мудрым взглядом на мир, удивительной душевной чистотой он невольно вызывает в памяти образ арсеньевского Дерсу Узала – человека, для которого жизнь людей и природа составляет одно нерасторжимое целое.
Он живет в ожидании сына из армии, борется из последних сил за свою жизнь, за желание еще раз увидеть своего Миката, продолжателя его дела. Беспокойство, тоска передаются несколькими психологическими зарисовками: «сердце, словно легкая утлая колданка, пляшущая на волнах Оби во время сильного шторма, шевелилось в груди…», «холодок, как свежая струя, прошелся по сердцу», «до самых волос ушел в свои мысли…».
Автор обходится несколькими строками, изображающими внешность сыновей Пораки: «Их словно из одной ровной чурки, не имеющей сучков, сделали, расколов на части. Не сразу и отличишь друг от друга». Писатель подчеркивает, прежде всего, портретное сходство, но тут же констатирует, что «только вот характером и отношением к делу различались они». Видимо, потому что дети живут сегодняшним днем, но в них «продолжается» жизнь их отца.
Уникальны женские портреты, созданные Р.Ругиным. Они идеализированы и гиперболизированы : «Самая красивая девушка в округе…Встанет из – за парты – словно вспорхнет легкокрылая бабочка, в глаза тебе взглянет – теплым летним солнцем озарит. Стройной красавицей нельмой, только что выпрыгнувшей из воды, кажется Опуню Тутья» («Ранний ледостав»), «красота ее чуть в воздух не поднимает» ( невеста «В ожидании сына»), «девушка, похожая на березу без единого сучка» (Туньла «Сватовство»). Судьба каждой девушки зависит от воли родителей, такова многовековая традиция. Но они получили образование, желают выйти замуж по – любви, твердо знают, что они уже не «покорные хантыйки», «неразумные важенки».
В портрете Туньлы «брови говорили о ее характере… », который она «проявила», чтобы сохранить за собой право самостоятельно устроить свою жизнь.
В облике Таясь («Сорок Северных Ветров») автор, как и Л.Н. Толстой, постоянно стремится уловить малейшее движение лица, взора, улыбки: «…глаза, впитавшие, казалось, в себя всю синеву того неба, каким оно бывает в редкие здесь погожие летние дни», «…голубые, такие счастливые глаза…», «влажные горячие губы» - все свидетельствует о сильных и искренних чувствах Описание лица фиксирует, словно в зеркале, внутренние изменения в самые критические моменты жизни: «бледные щеки», «закрытые глаза, на которых проступили слезинки…», «…искаженное страданиями», «мукой» лицо, а после смерти ребенка «черты ее лица заострились, застыли – казалось, она и сама уже не жива». Не отличаясь внешней красотой, она наделена внутренним богатством, желанием быть рядом с любимым. Таясь решительно заявила отцу :« О чем ты, отец? Какой же позор, если я выхожу замуж за любимого человека?»
Портретная характеристика Этуш («В ожидании сына») направлена на снижение образа, потому что важным является хорошее знание нелегкого рыбацкого промысла. Ведь она главная помощница в семье, заменившая на время Миката, немощного отца: «дочь внешностью повторяла сына Миката…», а значит и отца, и предков.
Женщины старшего поколения показаны на бытовом фоне повествования. Они хорошие хозяйки, покорные жены, любящие матери. Писатель лишает их портретной характеристики, видимо, потому, что важной деталью их образа является проворность и выносливость, умение сохранить тепло и уют в доме.
В своих рассказах и повестях автор стремится запечатлеть повышенную эмоциональность, ощущение влюбленности, муки, тревоги, надежды. Например, «рядом с ней он дар речи теряет…», «один его шаг - …прощай любовь, прощай мечта – ни на каких оленях ее не догонишь!..» (Опунь «Ранний ледостав»); «он ко мне безразличен» (Туньла «Сватовство»); «встретил Таясь…- и весь мир слов словно бы перестал для него существовать», «кровь бурлила в нем, подобно соку весенней березы…» (Арсин «Сорок северных ветров»); «…задохнулся от волнения, сердце… собралось вылететь из груди на легких крыльях…» (Карыкур «Гул далекой буровой»).
Во время последней встречи с Айнэ Карыкур «не замечая руки, впился,… в ее черные блестящие глаза; впился, пытаясь понять…: любит ли его Айнэ до сих пор…». По мнению Л.Н. Толстого, «только глаза всегда говорят правду…». Айнэ полна решимости помочь мужу и отцу своей дочери: «…хочу одного, чтобы Яша остался со мной. И ради этого – на все готова…». Горячо и убедительно она оправдывает Кулика. А глаза в динамике отражают ее душевное состояние: она то «…вдруг взглянула на него так неприязненно…», то «вдруг снова пристально посмотрела на него, и не было теперь в ее взгляде неприязни, а было выражение растерянной робости, мольбы…», женщины, готовой пожертвовать собой ради любимого. А потом «он боялся встретиться с ней глазами, чтобы она не догадалась о его чувствах».
Внутренние монологи Карыкура восходят к раздумьям героя, переплетаются с нахлынувшими воспоминаниями. Перед читателем разворачиваются переживания за судьбу Айнэ, оценка поступков Кулика и ему подобных. Автор показывает нам «мучительную работу мысли». Карыкур является носителем авторской и общенациональной ценностей: « …В разумном согласии жить с природой, а не уподобляться жадному людоеду, думающему лишь о своем брюхе…».
Юхур («Сорок Северных Ветров») встречает Арсина «колючим бесцеремонным», «ревнивым» взглядом. Он теряет душевный покой: «…нахмуренный ,..лицо , как чага березовая, черная…». Лишь несколькими эпитетами автор показывает облик персонажа, которые впоследствии становятся постоянными в его портрете.
Сын своего народа, Семан («Особая командировка») никогда не нарушит заповеди предков. Для него медведь – прародитель, «зверь, имеющий силу ста лучников». «Мойпар – не игрушка!» Особо обозначены в облике героя глаза, передающие его внутреннее состояние: «злой», «сердито – неприступный», «затуманенный холодом» взгляд сменяется на «добрый и участливый», т. к. «умудренный жизнью человек проникается сочувствием к малоопытной молодости». Отец хочет помочь сыну и готов простить и понять все, сохраняя традиции отцов и дедов. Еще Марк Аврелий писал: «Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам».
Ему противопоставлен безликий портрет Заинди Жадиевича, в котором обозначается только то, что он «большой, могучий» с «широкой, мягкой» ладонью. Возможно, эти определения подчеркивают масштабность и силу зла «покорителей» тундры, вторгшихся в чистые отношения человека и природы. Эта деталь у Р. Ругина становится типичной, характерной в портретных характеристиках кума, Кулика, Хитрука…
Пиляпу («По следу») перевалило за шестьдесят, у него запутанные отношения с медвежьим племенем. Автор не дает статистического портрета героя, а передает чувства через меняющиеся в зависимости от ситуации детали мимики, жестикуляцию, позы.Суеверный страх овладел им: «…словно ничего не слушал, Он отпрянул от окна и рухнул на лавку, закрыв руками лицо». Новую беду пророчит плохая примета: «Вдруг воскликнул Пиляп, схватившись за левый висок». Разграбленное кладбище, дом, могила матери…Такую обиду он медведю не простит… И охотник пошел по следу: «…прибавлял и прибавлял шагу», «стараясь не дышать», «почти машинально, преодолевая в себе желание повернуть назад». А после того как «по горлу с белым ободком прошла волной предсмертная судорога…» Пиляп сначала «охваченный смятением» смотрел на тело медведя, потом «упал лицом в снег, и плечи его задрожали»,
Также писатель в описании внешности обращает внимание на одежду, т.к. подчеркнутая яркость затеняет индивидуальность, выдвигая на первый план внешнюю эффектность, в данном случае материальный достаток: «…широко, крепко расставив обутые в узорные кисы ноги, встал молодой незнакомый мужчина в новехонькой неблюевой малице», «этот, в неблюевой малице, молодец хоть куда»(жених «Сватовство»); возраст - « необычно ярко – голубой платок из шелка с коричневыми цветочками» (первая жена Миката «В ожидании сына»).
Анализируя произведения хантыйского писателя Романа Прокопьевича Ругина: легенды и сказки, «Сорок северных ветров», «Погоня», «Гул далекой буровой», «На нерестовой реке», «По следу», «Три шкуры», «Сватовство», «Ранний ледостав», «В ожидании сына», убеждаешься, что автор ставит актуальные проблемы современности: проблему взаимоотношений человека и общества в период глобализации, человека с человеком, проблему отношения человека к природе, к национальной культуре. Герои откровенны, их мысли чисты, черты характера, поступки понятны любому человеку: взрослому или подростку, студенту или ученому, чиновнику или политику. Ничего не надо придумывать и усложнять, их жизнь самобытна и имеет крепкую связь с прошлым, национальными традициями. Они пока настоящие в мире, где ценности все чаще становятся ложными! Они как уникальный жизненный пример по-настоящему помогают формировать ценностное отношение к нормам культурной жизни, представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, гражданских и нравственных качеств личности человека, толерантности.
Список литературы:
Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. – Том 1.- Екатеринбург. Сред.-Урал.кн.изд-во,1996
Ругин Р.П. Волшебная земля: Легенды, сказки, повести, рассказы. - Том 3.- Екатеринбург:Сред.-Урал.кн.изд-во.1997
Ругин Р.П. Ранний ледостав: Повести. - М.,Современник.1988
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала 20 века.-Салехард.2001.- С 21-35
Цымбалистенко Н.В. Специфика мироощущения народов Севера и ее художественное воплощение в творчестве Романа Ругина // Бард снежной державы: Страницы жизни и
творчества Романа Ругина.- Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн.изд-во,2000.- С 53-69
Цымбалистенко Н.В. Иллюзии человечества ( Мифы и реалии в творчестве
Р.Ругина)// Обская радуга: Альманах писателей Ямала. Выпуск 2. Салехард, 1999 .-С 83