Доклад по теме: «А.С.Макаренко о свободе личности и путях её развития»


МКОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Районные педагогические чтения
«Наследия А.С.Макаренко в современном образовательном пространстве»

Доклад
по теме: «А.С.Макаренко о свободе личности и путях её развития»
Соискатель: Пащенко Любовь Васильевна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное образовательное
учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная
школа»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области

2013 г.
А.С. Макаренко – это не вчерашний,
Даже не сегодняшний день, а будущее нашей школы…..
В.А.Сухомлинский
Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века. Спектр научных интересов А.С. Макаренко достаточно обширен. Он оставил ощутимый след в методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, а также рассмотрел требования к личности учителя. А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой, которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – закон параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает субъектом, а не объектом педагогического воздействия. Сущностью методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко А.С. является основоположником антропоцентрической модели педагогики, гуманистической по сути, оптимистической по духу, проникнутой верой в творческие силы и возможности человека. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.
Рассмотрим теперь основы закона параллельного действия А.С. Макаренко. Основным положением этого закона является воспитание детей в коллективе. Под коллективом А.С. Макаренко понимал контактную совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.
По своей структуре коллектив А.С. Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. . Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Макаренко связывал эти четыре стадии с педагогическим требованием:1. Педагог сам предъявляет требования; 2. Создаётся актив, и педагог предъявляет требования к лидерам группы;
3. Создаётся общественное мнение, т.е. Создаётся сплочённый коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самому себе.
Педагогу уже нужно думать не просто о том, чтобы включить воспитанников в ту или иную педагогически целесообразную деятельность, но и заботиться о том, чтобы структура этой деятельности (в конкретной её форме) была оптимальной, чтобы она вела к самодеятельности, самоуправлению. Педагоги, считает А.С.Макаренко, отличаются друг от друга своими увлечениями, склонностями, дарованиями. Реализуя это в работе с детьми, взрослые, вносят в их жизнь, увлечённость, творческий поиск и вместе с тем обогащают свой жизненный опыт.
Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.А. С. Макаренко
Понятие «личность».
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.
. Коллектив понимался не только как основной инструмент воспитания, но и как его главная, первичная цель.
Утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать и личность. Соответствующая мысль в свое время была высказана А. С. Макаренко: «Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания».
Нередко высокоразвитая, самостоятельная, интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов.
1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность,ее развитие и формирование.Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Отдельные же авторы, иногда забывая об этом, пытаются особо подчеркнуть, что воспитание в современных условиях должно носить личностно - ориентированный характер. П Другое дело, что в этом отношении оно должно отличаться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, естественно, вопросы есть. Для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию .Проблемы развития личности активно разрабатываются из философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педагогике и, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспитанием. Вот почему педагогические аспекты формирования личности, так или иначе, находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.
Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек.
В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность.
При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что
Названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.
Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Это позволяет сделать вывод: понятие "личность" характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Можно задаться вопросом: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?
А.С.Макаренко писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.
Существенной характеристикой личности человека является также ее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.
Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. Иначе говоря, понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой.
Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственных научных категорий. Но поскольку, как показано выше, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование. Все эти - количественные и качественные - изменения и характеризуют процесс развития человека. Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.
Божович писал:"Это, во-первых, развитие познавательной сферы... Школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера, И, наконец, развитие общественной направленности... Школьника, т.е. Обращенности к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляю.
2. Преформистских теория развития личности.В истории науки широкое распространение получили так называемые префсрмистские (от лат. Praeforma - заранее образую) идеи о развитии личности. Общее, что объединяет различных представителей этого течения, которое ведет свое начало с древних времен, заключается в том, что они исходят из идеи о том, будто бы человек как личность формируется по какой-то изначально заложенной в нем "программе" и что заложенные в этой "программе" свойства и качества развертываются в нем спонтанно (самопроизвольно). Что же касается социальных условий и воспитания, то, хотя их влияние на развитие личности не отрицается, им все же отводится вспомогательная роль, главное же в этом процессе якобы зависитот"внутреннейпрограммы"
Биологизаторские взгляды по вопросам развития личности послужили основой для разработки за рубежом особой пауки о детях - педологии, представители которой исходили из идеи наследственной обреченности психического развития личности.
Хотя тестовые испытания приносят определенную пользу и позволяют судить об умственном кругозоре и развитии детей, однако это развитие определяется чаще всего не столько их биологической наследственностью, сколько условиями их жизни и воспитания. Вот почему многие ученые относятся к этой методике критически.
Эти и другие ученые считают, что биологизаторские концепции, сводя личностное развитие человека к его природной наследственности, искажают истинные источники и важнейшие факторы этого развития и, с другой стороны, снижают роль воспитания в его формировании.
В целом следует сказать, что преформистские идеи о развитии и формировании личности не давали и не дают научного освещения этой весьма важной для педагогики проблемы.
3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности.Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться, или заглушаться и тупеть".
Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание. В одном из писем к родным он писал:Все это вплотную подводило к научному осмыслению проблемы развития и формирования личности.
4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности.В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность учащихся.
В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.
Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, которые и служат определяющим источником его личностного развития.
. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений.
Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали.
Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе. Именно эти задатки позволяют ученикам интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.
Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию. Свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.
Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе, с развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.
То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: "В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности"'. Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества.
5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания. Раскрывая важнейшие факторы развития личности и ,подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о "бездетности" педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует педагог.
Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Само собой понятно, каким Мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного Педагогического влияния на личности.
Получается - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. Persona - личность, facere - делать).Под персонификацией воспитания понимается "сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления". Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности - значит уяснить глубинную сущность процесса воспитания.
Большое значение имеет положение о том, что развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя влияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании личности.
Не менее важным является и третье положение. Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Выводы:
Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и "уравнительности" в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальностиНачалоформы
Тем не менее, на протяжении всей второй половины прошлого столетия и на рубеже веков научный интерес к теоретическому наследию A.C. Макаренко всё больше возрастал. Наследие A.C. Макаренко явилось объектом внимания не только отечественных ученых, но и зарубежных исследователей. Все действия педагогического коллектива, весь процесс воспитания, вся педагогическая система были подчинены главной цели: ребенок должен чувствовать себя, прежде всего гражданином, личностью, которую уважают, а потому и много требуют от него. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики воспитания личности гражданина, концепции гражданского воспитания A.C. Макаренко.
Основная цель развития личности тщательно конкретизировалась, делилась на близкие реальные (программа-минимум) и конечные цели (перспективные). Направление воспитания на первоначальном этапе создания колонии и трудового сообщества детей и взрослых руководствовалось следующей программой-минимумом: дисциплинированность, работоспособность, честность, политическая сознательность. С развитием коллектива воспитательная программа усложнялась. Проектируемые качества личности гражданина - типичного характера человека - делились на стандартные (общие) и индивидуальные (частные). К проектируемым общим (типовым, стандартным) качествам на этапе создания личности. Проектируемые индивидуальные (частные) качества личности (индивидуальные цели воспитания) заключаются в определении и развитии личных способностей, интеллекта, индивидуальных черт характера. Данным целям (точнее «проектировке личности» или программированием гражданских качеств личности) подчиняются все действия педагогов-воспитателей. «преобладания» и «обособления»), привить новые социальные привычки. Педагог отметил двойственное отношение к дисциплине, потому что дисциплинированная личность, по мнению многих, - это результат «какого-то вдохновения, коллективного пафоса и доброй воли». (По Канту, именно дисциплина (выдержка) выводит человека из животного состояния, то есть является средством, уничтожающим в человеке дикость, она подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов.) Проблему дисциплины и дисциплинирования личности A.C. Макаренко рассматривал в контексте всего воспитательного процесса. Формула свободы разрешается тогда, когда речь идет о воспитании или о более широких общественно-педагогических вопросах, о морали общества или же о поведении в новом обществе. Мировая педагогическая общественность признает, что современная школа должна отвечать всем требованиям непрерывного воспитания человека, потребностям модернизации педагогических процессов самовоспитания, самообразования. Педагогическое творчество A.C. Макаренко обогащает современную школу и другие воспитательные учреждения. А.С.Макаренко выразил словами, что, нет непосредственного перехода от целого коллектива к личности , есть только переход через посредство первичного коллектива, специально в педагогических целях организованного. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельным учеником - это и есть форма воздействия именно на личность, позволяя тем самым каждой отдельной личности не чувствовать себя объектом воспитания. В этих словах заключается главный смысл сформулированного A.C. Макаренского закона параллельного педагогического действия. Глубинные корни этого закона заключаются в том, что педагог учит ребенка знаниям, трудовым умениям; как старший, он руководит жизнью детей при их же помощи, при их участии. Для него ребенок не только воспитанник (явление педагогическое), а явление общественное и личное. Ребенок должен чувствовать себя не объектом воспитания, а полноправным гражданином, ответственным за себя и свою семью. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики гражданского воспитания личности A.C. Макаренко.
И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «…Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики».
Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача каждого воспитателя – родителя, педагога и взрослых людей вообще – заключается в том, чтобы разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее – значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича.
Личность является системным качеством индивида, которое возникает из отношений человека и общества. «Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно, технически невозможно, следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения»,— писал А.С. Макаренко [12, т. 3; 458]Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск. Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования кризиса компетентности (смогу ли я?). Воспитательная среда рассматривается как пространство взаимодействия. Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.

Таким образом:
Воспитательная деятельность в концепции ЛОРО рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий успешного развития ребенка, становление его как личности.
Условиями успешной воспитательной деятельности являются: проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития; осознание факторов, способствующих развитию (эмоциональная стабильность жизни ребенка, позитивная оценка ребенка, успешность его деятельности, гарантии безопасности, вариантность воспитательной среды и выбор) и факторов, тормозящих этот процесс (чувство страха, вины, стыда, отчужденности, одиночества, тотальной неуспешности). Личностно-ориентированная воспитательная деятельность может быть реализована при принципиальном отказе от авторитарной парадигмы воспитания и от тоталитарных методов воздействия на детей при доминанте субъект-субъектных и диалоговых отношений в системе учитель-ученик; при условии целенаправленного развития диалоговых отношений между педагогами и детьми.
Приоритеты воспитательной деятельности: личность ребенка важнее любого воспитательного процесса; чувства и переживания важнее, чем мысли и знания, понимание важнее, чем объяснение, а принятие важнее исправления.
Направления гуманистической воспитательной деятельности: изучение ребенка, создание условий его саморазвития, организация активной жизнедеятельности детей, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка.
Ценности воспитательной деятельности: детство, ребёнок, его индивидуальность, его жизнь здесь и сейчас.
Воспитание - особый вид деятельности человека. В конце XIX века оно имело весьма точное и понятное для того времени определение (что едва ли можно сказать о конце XX века). Воспитанию отводилась роль силы, направляющей развитие человека. Считалось, что развитие ребенка делилось на два больших этапа: пассивный - когда ребенок не проявляет активности в процессе собственной социализации, и активный - когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и осознанно реагировать на воспитательные воздействия.
Сейчас под воспитанием понимают процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление воспитуемым необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Из этого определения следует, что помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует и компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси личность-общество. Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне. Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту или иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование цели воспитания, игнорирующей интересы личности.
В реальной воспитательной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.Для описания единой системы воспитательных целей существенным является понятие «позиция личности» - совокупность доминирующих ценностных отношений человека к жизни и себе. Позиция описывается через параметры: направленность личности - ее система ценностей, устойчивость, активность, область функционирования - частная позиция.Для практики воспитания особую важность имеют частные позиции: эстетическая, нравственная, деловая и др., так как это своего рода переход к видам воспитания - эстетическому, нравственному, трудовому и т.д.
И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.
Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и в научении ребенка производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. У данного выбора существуют границы, очерченные культурой, понятиями достойной жизни, основанной на Добре, Истине и Красоте.
Итак, цель состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.
Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, предлагал в качестве общих целей воспитания на рубеже XX-XXI веков положить:
Идею всестороннего развития личности, которая была провозглашена еще в 1948 году на генеральной ассамблее ООН во «Всеобщей декларации прав человека» всеми народами мира.
Цель - идеал воспитания для современной России:
Воспитание человека-патриота России, ориентированного, прежде всего, на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других стран и культур;
Воспитание человека, способного самостоятельно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма;
Воспитание человека, ориентированного на поступательное общественное и личное развитие в рамках тех идей, которое общество для себя избирает;
Воспитание человека, понимающего идею устойчивого развития общества в рамках различных форм собственности и отвергающего эксплуатацию в любых формах;
Воспитание человека, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха;
Актуальность макаренского наследия.
Формирование личности происходит в условиях включения ее в коллектив. Как подчеркивал А. С. Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, который представляет собой группу высокого уровня развития, обладающую наиболее благоприятными условиями для формирования ценных качеств личности. Именно в коллективе получает полноценное удовлетворение потребность индивида быть личностью, активным участником строительства нового общества, происходит всестороннее ее развитие.
Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. "Мы должны.., - писал он, - воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь,способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его" .
Заключение. Личность - есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат. В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность.Начальный этап развития ребенок проходит в школе и детских садах, где в него закладываются задатки личности. Сам же процесс формирования личности проходит именно в коллективе, который предоставляет нужные компоненты, необходимые для развития трудовых навыков и способностей. Затем, приобретенные навыки претворяются в жизнь уже не ребенком, а личностью.Влияние коллектива на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. И в настоящее время человечеству требуются гораздо большие способности и навыки личности, а для этого стоит подумать и решить, как можно улучшить эти качества. Наиболее лучшее решение заключается в том, чтобы обратить внимание на структуру, сплоченность, перспективы развития, трудовой настрой в коллективе. Ведь эти факторы также играют огромную роль в формировании чувств и вкусов личности, которые в свою очередь формируют навыки работы и особенности самой личности, что доказано проведенными исследованиями по оценке уровня интеллигентности человека. Следовательно, улучшив ресурсы коллектива, мы получим увеличение способностей, помогающих личности добиться более высоких целей в жизни и обществе, а, следовательно, улучшить свои гражданские, нравственные и интеллектуальные качества
СПИСОК литературы
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.
2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.
3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972 6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.
7. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
8. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.
9. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
10. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.