Статья: Педагогическое наследие А.С. Макаренко в условиях развития современной воспитательной системы школы

Педагогическое наследие А.С. Макаренко в условиях развития современной воспитательной системы школы

Несомненно, Антон Семёнович Макаренко – один из выдающихся отечественных педагогов. Его наследие затрагивает различные области педагогики, тем самым обеспечивая интерес родителей, учителей, преподавателей. Но в современном образовательном пространстве многие считают, что советы Антона Семёновича относительно воспитания устарели. Так ли это на самом деле и чем обусловлено такое мнение?
Огромную роль в современном восприятии наследия Макаренко играет эпоха, в которой он жил. Одна из книг Антона Семёновича «Проблемы школьного советского воспитания» вызывает опасения относительно слова «советского». Действительно, что же общего между современным состоянием общества и советским? Ничего. Значительно изменился образ жизни, цели, средства, восприятие, отношение к учителю и учебно-воспитательному процессу. На первый взгляд всё переменилось к лучшему, но, если глубже проанализировать ситуацию, то станет ясно, что не совсем. Пропало трепетное отношение к учебным и воспитательным делам, к особому авторитету учителя, к коллективу и, следовательно, уважение к традициям и ценностям. В современном мире коллектива вовсе не существует – ни детского, ни учительского. Выделяются отдельные микрогруппы, но не коллектив.
В педагогической системе Антона Семёновича Макаренко центральное место занимают труд, коллектив, личность. В современном обществе слово «труд» приобретает негативный оттенок. Дети не хотят и не умеют трудиться, родители, жалея и слишком оберегая своих чад, считают, что это нормально, ведь вырастут и в жизни ещё успеют всё освоить. В итоге они не приобретают самого главного – любви к труду. Им постоянно нужны весомые мотивации, для того, чтобы чем-нибудь заниматься. Антон Семёнович в лекции четвёртой «Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе» говорил: «С начала нашей революции наша школа называлась трудовой, и все мы, педагоги, находились под впечатлением не столько трудового метода, сколько под обаянием самого слова «труд» и под обаянием трудового принципа». Прошло не так уж много времени, а как сильно изменилось отношение к труду. Именно поэтому в нашей стране не хватает людей, имеющих трудовые специальности. Современная школа должна растить, обучать и воспитывать новое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышается интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. Трудовое воспитание необходимо прививать современным детям в семье и школе. С самого раннего возраста необходимо доверять ребёнку посильную для него работу, не злиться и не ругать за то, что он что-то не может сделать, а суметь объяснить, заинтересовать и научить. Любовь к труду в воспитательной среде поможет лучше усваивать школьный материал, так как ребёнок будет стремиться познать что-то более детально, разовьёт творческие способности и даст возможность коллективного, группового занятия.
Прекрасные и актуальные задачи воспитания выделял Антон Семёнович: «Задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». Такая задача абсолютно непосильна для педагогики, если не решена проблема личности и коллектива. В наше время особо остро стоит эта проблема. Огромную помощь в её решении может оказать творческое использование опыта Макаренко, применение его советов в современной практике воспитательной системы школы. Чтобы сформировать настоящий коллектив, в первую очередь нужно сформировать дисциплину. Антон Семёнович писал: ««Если ваш мальчик что-то делает, а вы говорите на каждом шагу - не бегай туда, там травка, не иди туда, там мальчики тебя побьют, вы воспитываете только одни тормоза. В каждой детской шалости вы должны знать, до каких пор шалость нужна, выражает активность и здоровое проявление энергии и где начинается плохая работа тормозов и силы тратятся впустую». Воспитание ребенка будет намного эффективнее, если родители и педагоги сумеют найти равновесие между дисциплиной и формированием инициативы, если семья и школа будут осуществлять тесное сотрудничество, основанное на принципах гуманизма и доверия, деятельностного подхода.
Организация досуга – одна из важных составляющих формирования коллектива, дисциплины и воспитания. Антон Семёнович считал, что организаторами должны быть дети. Это поддерживает их интерес, способствует физическому развитию ребёнка, смене вида деятельности, формированию выдержки и контроля над эмоциями и чувствами, способность помогать другому. Этот принцип необходимо также реализовать в воспитательной системе современной школы, чтобы спасти эмоционально-психическое, духовное, нравственное и физическое здоровье детей, отвлечь их от компьютерной реальности, научить общаться друг с другом вне школьной обстановки, развивать организаторские и творческие способности. Дети не будут бояться препятствий, не станут уходить от трудностей и  искать легких путей.
Ещё одна важная проблема педагогики, решение которой искал Антон Семёнович, воспитательные традиции. Традиции – опыт, накопленный человечеством, вся материальная и духовная культура, нравственность и мораль. Поэтому традиции не могут существовать вне коллектива. Позднее они даже оказывают влияние на всю жизнедеятельность коллектива, ведь традиции формируют поведение и передают обобщенные принципы жизни. «Ничто так не скрепляет коллектив как традиция» – говорил Макаренко. Основные традиции Антона Семёновича, сформированные во время его работы в колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, это точность во времени, подтянутость воспитанников, чёткость выполнения заданий, непримиримость к нарушению порядка и дисциплины, разделение коллектива по производственному принципу, ежегодное празднование дня открытия колонии, общее собрание, смена дежурства. На первый взгляд в современном обществе это кажется лишним и не нужным. Но, если все это прививать в демократической форме ученического самоуправления, то можно максимально выработать в воспитательной среде образовательного учреждения различные школьные традиции.
Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод – наследие советского педагога Антона Семёновича Макаренко не потеряло свою актуальность в наши дни, а наоборот, помогает решать большинство острых педагогических проблем. Антон Семёнович не боялся брать на себя всю ответственность за результаты воспитания. И как сказал Симон Львович Соловейчик: «Он не просто «воспитывал» и даже не «перевоспитывал» он строил человеческие характеры заново, как выстроил заново свой собственный характер».

Литература:

1.Соловейчик С.Л. О Макаренко / Из книги «Час ученичества». – М.: Детская литература, 1986 г, с. 181-197.
2. А.С. Макаренко, Избранные педагогические сочинения. - М.: 1977 г.
3. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978 г.
4. М. П. Павлова. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. – М.:
Трудрезервиздат, 1956 г.
5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7-ми т. Т. 4. М., 1957.
6. Просвещение в странах мира. М., 1967.
15