Что удивило бы и порадовало Антона Семеновича Макаренко в современной школе?

С.В. Буянова, заместитель директора по НМР,
МБОУ «СОШ №38», город Чита
Что удивило бы и порадовало Антона Семеновича Макаренко в современной школе?
Если бы автору данной статьи представилась возможность написать Антону Семеновичу Макаренко письме, оно начиналось бы так: «Уважаемый Учитель! Когда-то вы сказали хорошие слова: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив. В каждом поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».
Если бы это было не так, тогда не было бы нашей Победы в Великую Отечественную, не ликовал бы русский народ по поводу первого полета Юрия Гагарина в космос, наши олимпийские и паралимпийские сборные не стали бы лучшими. И пусть говорят всё, что угодно, я видела, как были счастливы окружающие меня люди в результате последних двух побед.
Ваши идеи, Учитель, не могу сказать быстро, но понемногу проникают в наши школы. Многие педагогические положения стали хрестоматийными. Правда, не все и не всегда понимают их так, как Вам хотелось бы».
А теперь давайте мысленно пройдем по нашим школам. Чему порадовался бы Антон Семенович Макаренко?
Важнейшую задачу воспитания Макаренко видел в формировании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны. В современной Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована похожая цель образования – подготовка высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Как видим, идеи Учителя действительно услышаны. Как и предполагал Макаренко, «ученые мужи», наконец-то, стали признавать воспитание первичным, помня о том, что ученый хам очень страшен.
По сути, речь идет о гражданском воспитании. По этому поводу у Антона Семеновича есть ценное замечание: «Готовясь стать гражданином государства, они (дети) должны, возможно, раньше почувствовать себя гражданином своей школы».
В нашей школе эффективным средством формирования гражданской позиции стало социальное проектирование. Оно относится к современным интенсивным методам социализации, помогающим включать детей в полезную деятельность. Именно работа над проектом позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности, она связана с развитием гражданского сознания, определяет ценностное самосознание подростков.
Всеобщее одобрение получила акция, проводимая волонтерским отрядом школы совместно с учителями: листовки в троллейбусах ко Дню Победы. Ребята с энтузиазмом развешивали фотографии ныне живущих ветеранов, поздравления в их адрес, открытки и плакаты военного времени.
Особую значимость приобрел проект «Давайте говорить по-русски правильно». Обозначив в качестве проблемы ценностное отношение к русскому языку как национальному достоянию русского народа, школьники решили привлечь внимание жителей города и гостей Забайкальского края к необходимости повышения культуры речевого общения через листовки, размещенные в общественном транспорте, содержащие орфоэпические и грамматические нормы русского языка. Участвуя в проекте, школьники утвердились в своем праве решать актуальные проблемы современного общества. Это в свою очередь повысило у них чувство гражданской активности, как одной из главных социальных ценностей.
Задача формирования у школьников гражданской ответственности, духовности, инициативности, сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России лежит в основе идеи создания в школе Клуба ветеранов войны (забота о ветеранах), осуществления проекта «Мемориал» (благоустройство территории мемориала). «Попробуйте серьезно, искренно, горячо задаться целью: воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае нельзя будет закрыть форточки и рассказать ему о подвиге Папанина. Вы воспитаете циничного наблюдателя». Так наставлял нас Педагог. Речь идет о том, что в процессе формирования характера, по Макаренко, детей надо ставить в такие условия, чтобы они применяли на практике присваиваемые ценности. Мы видим, что в наших школах таких социально ориентированных практик много. Проекты самые разные, но суть их находим в процитированных словах Макаренко. Деятельное участие школьников в социально значимых делах становится традицией.
Традицией стали в нашей и других школах всех объединяющие праздники, Дни героев Отечества, несение вахты Памяти на Посту №1, Слет Отличников, Ученик года и многое другое. Традиции – это макаренковское кредо (единство жизни и воспитания) – тот самый идеал, к которому должен стремиться педагогический коллектив любой школы. С точки зрения Макаренко, ничто так не объединяет людей и не способствует самореализации школьника, как традиции.
Что же еще в наших школах созвучно педагогике Макаренко? Всем давно известно, что Антон Семенович придавал большое значение созданию сплоченного педагогического коллектива: «единство педагогического коллектива совершенно определяющая вещь». В коллективе самый неопытный учитель сможет освоить педагогическое мастерство. Бывая в наших школах, видишь замечательные коллективы, где есть наставничество, где рядом с опытными педагогами вырастают настоящие профессионалы.
Особенно волновала Антона Семеновича Макаренко личность педагога-воспитателя. В чем заключается миссия современного педагога? Каким он должен быть? На эти вопросы дается четкий и неопровержимый ответ. Главной чертой воспитателя является умение видеть в школьнике личность, обладание культурой педагогического воздействия на школьника, особый такт. Не далее как на днях довелось услышать, что ученицу (кстати, она неплохо учится по всем предметам), которая часто уезжает на соревнования, педагог буквально завалил «двойками». Получается, что учитель не знает о таком воспитательном приеме, как педагогическая поддержка ребенка. Важно самому быть таким, каким ты хочешь видеть воспитанника.
Проблема педагогического мастерства связывалась у Антона Семеновича с проблемой рационализации труда воспитателя. «Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать». Нам, кажется, эту истину неплохо было бы услышать некоторым руководителям разного уровня.
Я знаю наших педагогов, видела их в других школах, людей, которые работают в русле идей Макаренко. Всем известно, как много он требовал от учителя: умение говорить, стоять, сидеть, пройти по лестнице. Не так давно в одной из школ была приятно удивлена: учитель английского языка настолько совершенно владеет техникой постановки голоса, что, казалось, никаких дополнительных приемов и не надо было на уроке. Интонация голоса призывала, убеждала, мотивировала и помогала. Таким учителям не надо перестраиваться, они так работали всегда. Им есть дело до каждого ученика, они знают его достоинства и недостатки, и на этом строят взаимодействие. Это очень радует.
Известные слова Макаренко о проектировании личности особенно актуальны сейчас, когда много говорится об индивидуальных образовательных маршрутах. К сожалению, здесь нет определенности. Обычно такого рода маршруты составляются для ребят, которые работают над темой какого-либо исследования, или для школьников, имеющих по разным причинам пробелы в знаниях. А что делать с остальными, как одному учителю составить подобные программы для всех учеников?!
У Макаренко все было немного по-другому. Твердо стоя на принципе природосообразности, он понимал, что до вершин может докарабкаться лишь часть коммунаров, наиболее способных и одаренных. Многим суждено остаться у «подножья», а кому-то в лучшем случае «светит» остановка посередине. Что предпринять, чтобы дети не ломались от непосильной ноши и чтобы ни у кого не возникло ощущение неполноценности? Он создал для своих воспитанников развитую сеть клубов, где ребята осваивали различные практики. А с учителями договорился, чтобы они не мучили ребят, у которых не идет какой-либо предмет. И тогда коммуна давала стране отличных специалистов-производственников.
Есть еще один момент, который, несомненно, обрадовал бы великого педагога. Это желание педагогов учиться. В чем заключается эта учеба? По Макаренко, это организация специальных знаний, практики, обмен опытом. И поэтому мы учимся. Форумы, научно-практические конференции, круглые столы, семинары различного уровня, школьные, муниципальные, краевые, всероссийские – это возможность поделиться своим опытом и узнать, чем живут педагоги в других школах. «Ничто так не учит человека, как опыт!» Учимся, накапливаем опыт, помним о той большой роли, которую отводил учителю Антон Семенович Макаренко.
А что же насторожило бы Учителя в современной школе?
Прежде всего, он был бы шокирован тем фактом, что из школ законодательно исключен любой труд. Даже самообслуживание ограничивается вытиранием мела с доски. Макаренко говорил, что ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его ценность как гражданина будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько к этому труду он будет подготовлен. Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, и в особенности в молодости.
Остро стоит в наших школах проблема самоуправления. Оно вроде есть, и вроде его и нет. Самоуправление в школах обрело различные формы, но по сути ничего не меняется. Нет лидеров, или их очень мало. Школьники не привыкли брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, нет отлаженной системы подготовки лидеров из числа школьников.
Готовясь к Макаренковским чтениям, открыла для себя другого Макаренко, благодаря статье профессора В.В. Кумарина «Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу». Некоторыми зарисовкам на тему дня оттуда хочется поделиться.
Макаренко не был бы самим собой, если бы точно не знал, чем кончаются «творческие подходы» - сегодня их называют инновациями. Поэтому всем, кто решится сегодня повторить его опыт, (а это вполне реально считает профессор) следует вчитаться в каждую строчку его завещания, а скорее делового наказа.
«Только цельный опыт, проверенный в результатах, может предоставить нам данные для выбора и решения. При этом возможна одна чрезвычайно опасная ошибка. Принимая опыт в целом, участники отбора обязательно стараются внести в него коррективы, то есть выбрасывают отдельные приемы или добавляют новые, собственного изобретения без всяких на то оснований. Нарушенная в своей цельности система делается больной и пересадка оканчивается неудачей».
Это сегодня называется творческий подход. Когда читала об этом, поймала себя на мысли, что мы иногда тоже так делаем. Правда, чаще берем идею, приращивая ее в своих условиях.
Сейчас все озабочены внедрением стандартов нового поколения. Вроде бы есть понимание, что менять надо образовательную парадигму, так как время меняет приоритеты, но в душе где-то закрадывается сомнение: а все ли правильно. Два года назад профессор Новикова из Москвы на семинаре объяснила четко, ФГОС – это система условий. И если какое-то звено выпадает, то все может рассыпаться. Мы видим ясно, что не все условия создать в наших силах. Мы не можем предоставить ребенку возможность во второй половине дня заняться любимым делом: нет помещений, нет финансирования на оплату кружков и секций, УДО не могут всем школам предоставить свои услуги.
По этому поводу у того же Кумарина есть интересный пример. Как, допустим, «Лебединое озеро» станцевать не на сцене «Мариинки», а на сцене избы-читальни в деревне Гнилопёровка (термин придумал Ушинский). И тут выход один: поставить посреди избы корыто с водой, запустить в него пару гусей, а местным гармонистом заменить симфонический оркестр. Именно эту разновидность «творческого подхода» называют «русской смекалкой». Вот и мы, пытаясь реализовывать ФГОС, прибегаем иногда к этой смекалке.
И еще актуальными показались следующие мысли из статьи профессора Кумарина, когда мы сравниваем педагогику Макаренко и современность. «Директора, как главного зодчего коллектива, превратили в завхоза и администратора. Требования отделили от уважения. Из поощрения и наказания выпотрошили всю макаренковскую начинку. Общее собрание, бывшее в коммуне всесильным гласом народа, представили в обличье школьной линейки, перед которой раз в месяц кто-нибудь выступает с административной накачкой».
С нашей точки зрения, в этих словах есть момент истины. Нам бы почаще перечитывать макаренковские лекции о воспитании. Гениальность педагогики Антона Семеновича Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо является жизненно ориентированной. Приоритетом ее является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.
В связи с этим, думается, что педагоги должны быть самыми заинтересованными и активными людьми в изучении, распространении и использовании наследия Антона Семеновича Макаренко.

Литература:
В.В.Кумарин, д.п.н., проф. - Макаренко, какого мы никогда не знали
или куда реформировать школу.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515