ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА (из опыта работы классного руководителя Тисаковой Г.И. «Русской национальной гимназии им.преподобного Сергия Радонежского») г. Элисты, Республики Калмыкия



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА КЛАССА
(из опыта работы классного руководителяТисаковой Г.И. «Русской национальной гимназии им.преподобного Сергия Радонежского») г. Элисты, Республики Калмыкия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самосознание, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания происходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребенка должны окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключатся в принятии ребенка как личность, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя создать условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважение отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности развития его индивидуальности.
Так как ценности в класс, я считаю, привносить именно учитель, то наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и учителя:
образованность;
целеустремленность;
демократичность;
интеллигентность;
воспитанность;
законопослушность;
Мой 7а класс – это моя гордость! Все эти годы мы вместе! Во всем и всегда я старюсь идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых мгновений пережито вместе с ними! Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.
Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям и способствует развитию воспитательной системы не только класса, но и системы гимназии, направленной на социализацию личности школьника.
Социальное становление школьника подразумевает овладение следующими социальными ролями:

Цель воспитательной системы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Цель конкретизируется в задачах:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
способствовать формированию основ культуры общения;
развивать творческую деятельность через КТД;
способствовать сплочению классного коллектива;
Реализация цели и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающейся и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностном самоопределением учеников. Полноценная реализация возможна только при условии, что на нее ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Структура воспитательной системы класса:

Субъекты воспитательной системы класса:

Классное самоуправление.
На становлении жизненных позиций особое влияние имеет такие компоненты воспитательной системы, как детское самоуправление. Вслед за В.А. Караковским мы понимаем самоуправление, как в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.
Создавая органы школьного самоуправления, я ставлю следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей: какие мероприятия в гимназии – мои дети в них должны участвовать. Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы – советы дела, которые решают все важнейшие вопросы в жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела, чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои реальные возможности. В режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способностях её реализации.
Каждый учащийся – это сложная своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желание, интересом, свободно сделанным выбором.
Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств.
Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса.
Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.
В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят.
В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.
При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и происходящему в стране, провожу политминутки «ЧТО ГДЕ КОГДА».
Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.
Основные направления воспитательной работы.
УЧЕБА
«Учение – свет, а не ученье – тьма»
………………………………………………………………………………….
СЕМЬЯ
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей»
……………………………………………………………………………………
Я-ГРАЖДАНИН«Ты тоже родился в России…»
……………………………………………………………………………………
ЗДОРОВЬЕ
«В здоровом теле – здоровый дух…»
…………………………………………………………………………………