Конспект урока по теме «Петр I чудо или чудовище»


Тема урока:»Петр1 чудо или чудовище»
Цель урока: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.
Задачи урока:
 1.подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
 
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.
3. Защита вариантов ответов группами.
4.Подведение итогов работы.
 
Учитель: О ком эти пушкинские строки? Отвечают Петр1.
Учитель: На предыдущем занятии мы много говорили о Петре, его делах.
Целью нашего занятия будет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.
Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками.
Работа с эпиграфами, высказываниями историков, публицистов, политиков о Петре. Многие из них идеализируют царя-реформатора (А.С. Пушкин, А.Н,Толстой, М.В.Ломоносов, М.Н.Погодин), другие осторожно подходят к оценке его деятельности (Н.М.Карамзин, С,М.Соловьев, В.О.Ключевский), третьи видят в Петре только источник всех бед России (славянофилы, Милюков).
Учитель:
Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. Нет и однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. Почему?
Размышления учащихся по проблеме. Аргументируют.
Вывод: истина заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого. Думая о благе России, он достигает ее величия слишком дорогой ценой.
А чью позицию заняли бы? Почему?
Как бы вы отнеслись к полному отрицанию заслуг Петра?
На сегодняшнем уроке у вас появится такая возможность: защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем».
Какие задачи сегодняшнего занятия? Что мы должны сделать, чтобы у вас сформировалась своя точка зрения?
 (рассмотреть точки зрения историков, рассмотреть дела Петра и методы проведения реформ).
Учитель: Сейчас мы разделимся на две группы: обличители и сторонники. Каждая группа получает документ - характеристику Петра 1 разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документ, ответить на вопросы.
Выполнение проблемного задания:
Для выработки учащимися своей позиции по данному вопросу используется:
работа с историческими документами и др. источниками (создание образовательного продукта).
Работа в группах – подготовка выступлений:
Учащиеся получают задание: в группах подготовить выступления по двум противоположным позициям: «Петр1-чудо» и «Петр1 –чудовище» . Учитель обращает внимание, что даже если мнения членов группы не совпадают с доставшейся позицией, её необходимо защитить, используя как можно больше аргументов.
Учебная дискуссия.
По одному представителю от группы приглашаются к доске (т.е. по два человека с каждой стороны), при этом ставится задача корректно убедить соперников в собственной правоте.
Определить, является ли достоверным утверждение о причастности Петра1 к смерти царевича Алексея?
Обсуждение и формулирование промежуточного вывода, к которому приходят учащиеся, и возникающих у них вопросов: Оказывается, существуют версии, противоположные общепринятой. Какая же из них верна? Что необходимо, чтобы выработать свою собственную точку зрения по данному вопросу?

Заключительная часть урока.
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы). При этом особое внимание уделяется положению о многомерности и многофакторности исторического процесса. Учитель подчеркивает, что на уроке было приведено слишком мало или много аргументов, чтобы считать альтернативную версию единственно верной. Тем не менее оценочный подход к историческим событиям и явлениям принципиален сегодня и опыт такой деятельности полезен и важен.
Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:
Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?
.
Учащиеся получают домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также написать сочинение (от 15 до 30 предложений) по теме урока, в котором необходимо использовать следующие положения:
- считаю скорее достоверным…
- считаю скорее недостоверным…
- аргументы, доказательства
- изложение своего мнения по проблеме.

Этапы урока План проведения урока:
Временная
реализация
1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание. 3 мин.
2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).
2.1 Постановка проблемного задания 1 (определить причины, по которым многие люди считают, что Петр1это чудо)
2.2 Выполнение проблемного задания 1.
2.3 Промежуточная рефлексия.
2.4 Постановка проблемного задания 2 (определить, является ли достоверным утверждение о причастности Петра1к смерти царевича Алексея.2.5 Выполнение проблемного задания 2.
2.6 Промежуточная рефлексия.
2.7 Постановка проблемного задания 3 ( определить, является ли достоверным утверждение о причастности Петра1к смерти царевича Алексея по причине удушения)
2.8 Выполнение проблемного задания 3.
2.9 Промежуточная рефлексия. 36 мин.
1 мин.
7 мин.
2 мин.
3 мин.
14 мин.
2 мин.
1 мин.
4 мин.
2 мин.
3. Выполнение проблемных заданий в группах (работа по освоенному алгоритму 3.1 Выполнение заданий в группах.
3.2 Представление результатов работы групп.
3.3 Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов. 17 мин.
7 мин.
5 мин.
5 мин.
4. 3 мин.
5. Коллективное обсуждение мнений по данному вопросу историков и философов, формулирование выводов. 5 мин.
6. Работа в группах – подготовка выступлений по темам:
«Петр1-чудо» и «Петр1-чудовище». 5 мин.
7. Учебная дискуссия 5 мин.
8. Заключительная часть урока: общие выводы, рефлексия. 5 мин.
9. Задание на дом. 1 мин.
Карта урока.Название этапа Время
(мин.)
Развитие личностных качеств и психологических процессов
Репродуктивные формы
деятельности Продуктивные
формы
деятельности
Уроку предшествовала работа творческих групп, перед которыми были поставлены следующие задачи:
группа №1 – найти и подготовить информацию о лицах, названных учителем;
группа №2 – провести социологический опрос для выяснения отношения опрашиваемых к Петру1.
группа №3 – проанализировать учебники истории, найти информацию по определенным вопросам;
группа №4 – проанализировать текст (главу из книги), найти информацию по определенным вопросам.
Каждая группа должна была подготовить информационный продукт (мини-презентацию в POWER POINT) для сопровождения устного выступления. Мышление
Внимание
Память
Организованность
Самостоятельность
Любознательность
Аргументированность
Системность
АналитичностьРефлексивностьТочность, уместность, выразительность речи
Самостоятельность
Активность
Целеустремленность
Ответственность
Коммуникат. культура
Информационная культура
Приветствие, объявление темы урока, мотивация, в ходе обсуждения формулировки темы постановка проблемных вопросов и цели урока. 3 мин.
Внимание
Мышление
Активное слушание
Культура эмоций
Коммуникат. культура
АналитичностьТочность речи
Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности):
Работа над проблемными заданиями 1, 2 и 3 проводится по следующей схеме:
- проблематизация ситуации (используются мнения историков, государств. деятелей, служителей церкви, писателей) - выступления членов групп №1 и №4;
----------------------------------
- выработка учащимися собственного образовательного продукта (используется работа с историч. документами и др. источниками);
- сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией (используются выдержки из учебников истории) - выступления членов группы №3;
- формулирование выводов;
- промежуточная рефлексия. 36 мин.
Внимание
Мышление
Память
----------------
Внимание
Мышление
Память
Активное слушание
Культура эмоций
Коммуникат. культура
АналитичностьТочность речи
--------------------------
Активное слушание
Культура эмоций
Коммуникат. культура
Активность
Самостоятельность
Глубина рассуждений
Аргументированность
Системность
АналитичностьРефлексивностьТочность, уместность, выразительность речи
Любознательность
Глубина рассуждений
Способность определять причинно-следственные связи
Выполнение проблемных заданий в группах (работа по освоенному алгоритму) – задания 4, 5, 6.
- выполнение заданий в группах (3 группы);
- представление результатов работы групп;
- коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов;
- промежуточная рефлексия. 17 мин.
Внимание
Память
Мышление
Культура эмоций
Коммуникат. культура
Активность
Самостоятельность
Глубина рассуждений
Аргументированность
Системность
АналитичностьРефлексивностьТочность, уместность, выразительность речи
Любознательность
Глубина рассуждений
Способность определять причинно-следственные связи
Постановка нового проблемного вопроса через сравнение историч. ситуации в России и странах Западной Европы данного периода. 3 мин.
Внимание
Память
Мышление
АналитичностьАргументированность
Глубина рассуждений
Точность речи
Коммуник. культура
Коллективное обсуждение мнений по данному вопросу историков и философов.
Формулирование общих выводов. 5 мин.
Внимание
Мышление
Память АналитичностьАргументированность
Глубина рассуждений
Точность речи
РефлексивностьКоммуник. культура
Работа в группах – подготовка выступлений по темам:
«Петр1-чудо»
(1 группа) и «Петр1 – чудовище(почему?)» (2 группа). 5 мин. Внимание
Мышление
Память Культура эмоций
Коммуникат. культура
Активность
Самостоятельность
Глубина рассуждений
Аргументированность
Системность
АналитичностьРефлексивностьТочность, уместность, выразительность речи
Учебная дискуссия (по одному представителю от группы приглашаются к доске (т.е. по два человека с каждой стороны), стараясь корректно убедить соперников в собственной правоте). 5 мин. Внимание
Память АналитичностьАргументированность
Точность, уместность, выразительность речи
Системность
Коммуникативная культура
Целеустремленность
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы, положение о многофакторности исторического процесса), а также проводит рефлексию. 5 мин.
Внимание
Мышление
Память РефлексивностьАргументированность
Точность, уместность, выразительность речи
Коммуникативная культура
Домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также творческое задание – сочинение
(от 15 до 30 предложений) по теме урока, где использовать фразы:
- считаю скорее достоверным…
- считаю скорее недостоверным…
- аргументы, доказательства
- изложение своего мнения по проблеме 6 мин. Внимание
Мышление
Память АналитичностьРефлексивностьАргументированность
Точность, уместность, выразительность речи
Системность
Ответственность
.