Выступление на педсовете Мониторинг как средство контроля реализации ФГОС НОО


Мониторинг как средство контроля реализации ФГОС НОО
Зых Евгения Владимировна,
учитель начальных классов
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» 
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но, тем не менее за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие. С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать,  «способом обращения» с этим знанием (УУД), в третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
 Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг развития метапредметных УУД в 1-4 классах разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся с диагностики стартовой готовности к школьному обучению.
В начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить 2 группы новых умений. К первой относится группа УУД составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Цель мониторинга, проводимого в начальной школе изучить и проанализировать у первоклассников предпосылки к формированию и развитию универсальных учебных действий с точки зрения ФГОС, уровнем сформированности УУД во 2-4 классах.
Для проведения текущей и итоговой оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы использую: стандартизированные письменные работы, творческие работы, практические работы, тесты, материалы для самооценки, технологические карты наблюдений.
Для организации занятий использую информационные технологии: электронный дидактический материал, использую информацию из сети интернета для подготовки к урокам.
Образовательное учреждение обязано обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.Для этого нужно обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, уровень здоровья и уровень развития обучающихся.
Мониторинг реализации ФГОС НОО призван отследить и проанализировать личностные, учебные и метаучебные достижения учащихся, а также возможности школы по реализации ФГОС.Мониторинг позволяет отследить важную особенность первой ступениобщего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: сизменением при поступлении в школу ведущей - игровой деятельности ребёнка, с переходом его к учебной деятельности (при сохранении значимостиигровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширениемсферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитиемпотребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной
роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы
личностного и познавательного развития; семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Под контролем в виде мониторинга понимается диагностический контроль, в результате которого изучается учебный процесс, результат образовательной деятельности, цель которого состоит в получении оперативной, точной и объективной информации о состоянии результативности учебного процесса в классе.
Для отслеживания уровней развития обучающихся я использую педагогический мониторинг.
Это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Педагогический мониторинг проводится по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения.
Считаю, что вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса.
Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность освоения предмета учащимися, а опора только на накопление оценок, при отсутствии четкого понимания, что такое оценка, не дает возможность эффективнооценивать деятельность ученика. Контрольные работы, которые провожу в классе, не дают полного представления об усвоении всего учебного материала, так как ни одна контрольная не позволяет включать задания по всем пройденным темам. К тому же, выполняя контрольную работу, учащиеся могут испытывать стресс, поэтому невсегда справляются с заданиями.
В своей педагогической практике для анализа учебной деятельности применяюпсихолого-педагогическую диагностику. Психолого-педагогическая диагностика направлена на анализ индивидуального уровня и этапов развития учащихся. Полученная психологическая информация может быть использована для управления качеством образовательного процесса.
Но диагностика - это разовое исследование какого-либо процесса или явления. Для меня важно не только сделать единичный срез, но и проследить динамику процесса или явления. Именно это и позволяет сделать мониторинг качества образования.
Для отслеживания уровня обученности использую технологические карты. По ним могу проследитькак каждый ученик в классе усвоил любую тему по предмету, выявить группу сильных и слабых учеников. По результатам мониторинга составляю план коррекции и индивидуальной работы.
Диагностику веду по двум направлениям:
русский язык,
математика.
Из раздела программы «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года» мною составлен перечень ЗУН, на основе которого и составлены технологические карты мониторинга. Для отслеживания качества обучения мониторинг проводится по тестам в конце прохождения каждой темы, по итогам четвертных контрольных работ.
Полученные результаты анализирую по четырем уровням:
4 уровень - все задание выполнено правильно,
3 уровень - правильно выполнена большая половина задания,
2 уровень - правильно выполнена меньшая половина задания,
1 уровень - задание не выполнено.
Есть учителя, которые, понимая необходимость ведения подобных исследований, всё-таки отказываются от их проведения, так как считают, что на работу над заданиями для мониторинга требуется дополнительно выделять время на уроке, которое отведено учителем для усвоения учебного материала, что приводит к сокращению объёма рабочего времени на уроке, или проводить исследования во внеурочное время. Однако на любом уроке мы отводим время для контроля за качеством ранее изученного материала. В рамках этого контроля можно предложить задания для самостоятельной работы, на основе которых можно будет проверить усвоение пройденного материала, поставить оценку (что тоже важно) и заполнить сразу несколько строк в таблице мониторинга
После заполнения технологических карт мониторинга необходимо провести анализ полученных результатов. Такой анализ может служить основанием для постановки ближних и дальних целей.
Результаты анализируются как по горизонтали, так и по вертикали.
Анализ результатов по горизонтали позволяет сделать вывод, какие темы в течение учебного года были плохо усвоены учащимися, а, значит, в следующем полугодии или новом учебном году требуется провести по данной теме дополнительную работу.
Анализ результатов по вертикали позволяет выявить слабоуспевающих учащихся, а так же сильных учащихся, работу с которыми – и первыми, и вторыми - необходимо проводить дополнительно. Для первых отрабатываются те темы, которые дети плохо усвоили, для вторых подбираются задания повышенной сложности.
Такой мониторинг помогает мне и при проведении родительских собраний, так как можно сразу дать рекомендации родителям, на какие вопросы следует обратить особое внимание при подготовке детьми домашних заданий, выполнении дополнительных упражнений.
Педагогический мониторинг позволяет учителю добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.