Психологические секреты правильного выбора профессии


Управление образования администрации Дергачевского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»
Рассмотрено на педсовете
Протокол №___ от _________ 20__ г. Согласовано
Заместитель директора по ВР Т.М. ШабаеваУтверждаю
Директор школы Н.И. Маляр
Приказ №____
от ______________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Психологические секреты правильного выбора профессии »
Направление: профориентация
9 класс
Автор:

Педагог-психолог: Липатова Ирина Владимировна
р.п. Дергачи
2015 год
Пояснительная записка
В связи с обновлением общества возникает потребность в профессионалах высокой квалификации, способных трудиться в новых экономических условиях. Большой потенциал страны составляет молодежь, которой все сложнее ориентироваться в изменяющейся структуре хозяйства. Все большее место в обществе занимает сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Элективный курс «Психологические секреты правильного выбора профессии» рассчитан на учащихся 9-х классов. Для них, наряду со стремлением быть в стае «как все», характерно и подростковое одиночество, дающее повод для самопознания. Я – такой, как все, но я другой!
Через групповое взаимодействие (Я - такой как все) вывести на индивидуальные особенности личности (но - другой). « Чем я отличаюсь от других, и как это отличие поможет мне в выборе профессии?». Актуализировать профессиональное самоопределение, за счет специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях с целью соотнесения профессиональных проб; развития способностей профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
Целью предлагаемого курса является развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Мы выделяем следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору.
1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.
2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.
3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Задачи курса:
Повысить уровень психологической компитентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия; пробуждение потребности в совершенствовании.
Сформировать положительное отношение к самому себе, чувство своей изначальной ценности, как индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Обеспечить возможность соотнести исвои склонности с потребностями профессиональной деятельности.
Основная форма проведения занятий – урок. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения.
У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий. На занятиях применяются активные групповые методы работы - тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому начало курса направлено на формирование мотивации и создание необходимой психологической атмосферы в группе.
При первоначальном периоде работы с классом следует делать особый упор на развитие у школьников навыков взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, договориться с учащимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила. Каждый раздел курса предваряется короткой притчей, интерпретация которой учащимися позволяет ведущему сделать вывод об уровне понимания затронутой проблемы учащимися. Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно. Большинство описанных в программе упражнений - известные психологические техники, иногда модифицированные автором для решения поставленных задач.
Элективный курс рассчитан на 8 занятий.

Учебно - тематичекий план:
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
1 Знакомство с миром профессий 1 0,5 0,5
2 Представление о себе, методика «Кто я?» 1 0,5 0,5
3 Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней 1 0,5 0,5
4 Секреты выбора профессии «хочу – могу – надо». 1 0,5 0,5
5 Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса). 1 0,5 0,5
6 Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций. 1 0,5 0,5
7 Постановка правильной цели – залог успеха в профессиональной деятельности 1 0,5 0,5
8 Подведение итогов. Определение профессионального ориентира 1 0,5 0,5
Тематическое планирование
№ Тема занятия Форма
проведения Кол-во
часов Дата проведения
план факт
1 Знакомство с миром профессий. Диагностика профессиональных склонностей. Тестирование; защита мини-проекта; дискуссия. 1 2 Представление о себе, методика «Кто я?» Тестирование; дискуссия. 1 3 Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней Тестирование; упражнение; дискуссия. 1 4 Секреты выбора профессии «хочу – могу – надо». Беседа,
упраднения. 1 5 Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса). Тестирование; дискуссия. 1 6 Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций. Тестирование; дискуссия. 1 7 Постановка правильной цели – залог успеха в профессиональной деятельности Беседа,
Игра. 1 8 Подведение итогов. Определение профессионального ориентира. Беседа, подведение итогов работы. 1 Содержание программы:
1. Знакомство с миром профессий. Диагностика профессиональных склонностей.
Цель: создать представление у учащихся о разнообразии мира профессий, определиться с актуальными профессиональными склонностями учащихся.
В начале урока дети проходят тестирование по профессиональному определению с использованием методики : «ПРО-ТЕСТ, профориентация»; Тест Е.А. Климова «ДДО» самостоятельно подсчитывают результаты.
Делятся на группы по направлению и создают мини–проект по защите своего профиля.
2. Представление о себе, методика «Кто я?».\
Цель: осознать уникальность человеческой личности.
Методика «Кто я?»- в течении 15 минут учащиеся должны ответить на вопрос «кто я?», используя для этой цели слова и предложения, характеризующие их. Оставшееся время учащиеся совместно с педагогом интерпретируют и обсуждают результаты (рефлексия). Делают выводы.
3. Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.
Это занятие строиться на основе работы с тестом: «Как у тебя с самооценкой».
Цель: важно донести до учащихся, что работать над самооценкой очень важно. Адекватная самооценка позволяет сделать правильные выбор и шаги к своему профессиональному будущему.
Упражнение: «Декларация моей самоценности».
4. Секреты выбора профессии «хочу – могу – надо».
Цель данного занятия – познакомить учащихся с требованиями профессии, предъявляемыми к качествам личности, а также возможностями, предоставляемыми обществом в трудоустройстве.
Обсуждение трех основных догм : «хочу-могу-надо»
Упражнение: «хочу-могу-надо».
Упражнение: «учет требования профессий».
5. Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса).
Цель: дать понятие о типах темперамента. Определить тип темперамента. Выяснить какую роль играет темперамент в становлении личности. Ввести понятие экстраверсии и интроверсии.
При помощи теста Айзенка сопределить тип темперамента.
Беседа: экстроверсия, интроверсия, рациональность, иррациональность.
Определить профессиональную направленность для каждого учащегося в соответствии с результатами занятия, подведение итогов.
6. Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций.
Цель занятии: помочь определить учащимся на сколько они гототы связать свою жизнь с работой с людьми, а также обнаружить в себе такие способности.
Закнятие строится на работе с методикой КОС (определение коммуникативных и организатоских склонностей) и методикой «Оценка склонности к эмпатии». Свместно с педагогом учащиеся подсчитывают результаты. Рефлексия.
7. Постановка правильной цели – залог успеха в профессиональной деятельности
Цель: рассмотреть этапы волевого саморегулирования, установить взаимосвязь между понятиями «воля» и «цель». При помощи тренинга «10 шагов к успеху» и «Советы к достижению цели» выработать уверенность в достижении поставленной цели, умения достигать задуманного.
8 . Подведение итогов. Определение профессионального ориентира.
Рефлексия курса, создание таблицы с результатами каждого занятия, определение профессионального ориентира.
Литература.
1. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками».
2. Государев Н.А. Треугольный человек. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Данилова В. Как стать собой. Харьков, ИМП «Рубикон», РИП «Оригинал», 1994.
4. Дендеберя Ч.В. Как поднять самооценку. Р-н-Д.: Феникс,2003.
5. «Выиграть может каждый». М.: Стрингер, 1992.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под редакцией А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком,1992.
8. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1994.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос,1995.
10. Сталин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
11. Юсупова И.М. Психология взаимоотношения. Казань, 1991.