Образ лешего в русских пословицах и поговорках Исследовательская работа ученицы 5 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МИЛОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Исследовательская работа на тему:
«Образ лешего в русских пословицах и поговорках»
Выполнила: Ахметова Камила,
ученица 5 класса
Научный руководитель: Ергизова Гузель
Рифгатовна,
учитель русского языка
и литературы
2015
Тезисы работы
Малые жанры фольклора изучались уже на первых этапах развития фольклористики. Они изучались с разных сторон: строения, поэтики, исторической основы, с целью изучения народного менталитета. И все же в изучении малых форм остается много нерешенных вопросов. И один из них – мифологическая основа микротекстов.
Образ мифических существ изучен на основе сказок, быличек, бывальщин. Однако на примере малых жанров фольклора, таких как пословицы, поговорки эта работа мало велась.
Это и послужило поводом для написания нашей исследовательской работы.
Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки.
Предмет исследования образ лешего в русских пословицах и поговорках.
Целью работы является исследование образа лешего в пословицах и поговорках русского народа.
Цель определяет конкретные задачи:
Описание образа лешего в фольклоре народов России
Толкование значения слова леший
Изучение на материале пословиц и поговорок образа лешего
Содержание
1.Введение
2.Теоретическая часть
3.Практическая часть
4.Заключение
5.Библиография
6.Приложение
1.Введение.

Мифологические существа упоминаются в различных жанрах русского фольклора: в пословицах и поговорках, песнях, быличках, сказках и преданиях, в легендах и анекдотах.
На протяжении XIX-XX в.в. русские этнографы и фольклористы неоднократно останавливались на образе лешего, пересказывая поверья о нем, описывая его внешний вид и действия.Одни исследователи считают его духом леса, порождением культа растительности, другие хозяином леса, покровителем зверей и птиц.
Мы тоже заинтересовались этой темой и решили изучить образ лешего на материале пословиц и поговорок русского народа.
Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки.
Предмет исследования образ лешего в русских пословицах и поговорках.
Целью работы является исследование образа лешего в пословицах и поговорках русского народа.
Метод исследования сравнительно-исторический
1.Теоретическая часть.
1.1.Образ лешего в устном народном творчестве народов России.

Известно, что под «лешим» подразумевается какое-то мифическое
существо, живущее в лесу, имеющее вид человека, но мохнатое (т.е. покрытое шерстью), гораздо более рослое и сильное, с мощными руками, со сверкающими глазами... Большую часть времени лешие проводят на деревьях; качаться и «дурачится» для них - самое любимое занятие. При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши…
Из фольклорных источников следует, что лешие ходят, бродят, бегают и скачут по земле на двух ногах. Насчет лохматости говорится: чтобы жить в нашем климате, всякому животному нужна либо шуба, либо собственная лохматость. Звериный волосяной покров на теле - одно из основных отличий лешего и всей его родни от человека. Это свойство нечистой силы закреплено за ней в прозвище «волосатик» в применении к черту, лешему и водяному, русалке.
О русских леших сообщается, что «на людей они похожи, только почернее будут».
Кое-где на Севере лесовика зовут просто «лесом». «С виду лес похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут синеобразным».
«В лесу ночной порою и дикий зверь, и лютый человек, и леший бродит...». Фольклор настойчиво советует охотникам не ставить избушек и не ложиться спать на тропе, по которой ходит леший. Следы черта-лешего ни спутать, ни с какими другими, в том числе и медвежьими.
На русском Севере отмечено выражение „леший ступал" о том, что плохо сделано: «Ну и наработано у тебя, девка, леший ступал». Если случится кому заболеть, воротясь из лесу, то предполагается, что он, след лешего перешел».
Методы ловли леших разные, в основном они убегают. В русской сказке „Леший", из сборника А.Афанасьева, „смелый охотник", повстречав лешего, „нацелился ружьем - бац! и угодил ему в самое брюхо.
Леший застонал, повалился было через колоду, да тотчас же привстал и потащился в чащу.
А вот как ловили татарского лешего „шурале": „Жители одной деревни намазали спину самого хорошего коня смолой и пустили в табун. К вечеру видят, что на этом самом коне, сломя голову, скачет женщина шурале. Конь, чуя на себе незнакомого и странного всадника, полным ходом прискакал прямо в село. Сбежалась вся деревня посмотреть на это чудище»
Также леший предстает в качестве властелина над всеми зверями и птицами, безотносительно к их виду и месту обитания. Он пасёт зверей, он заботится об их пропитании, охраняет от охотников. Неслучайно во многих мифологических рассказах повествуется о том, как «хозяин» различными способами изгоняет из леса человека, пугая его и даже обращая в паническое бегство. Леший мешает охотнику стрелять по дичи. По убеждению охотников, удача на промысле полностью во власти лешего. Бытовало поверье: чтобы дух-«хозяин» постоянно посылал зверя, нужно договориться с ним.
1.2.Толкование слова леший.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля
Леший - лесной дух, пугало, как домовой, полевой, водяной; леший поет голосом без слов, бьет в ладони, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать; избавляются от этого, надев все платье наизнанку; звери, особенно зайцы, в его ведении; их лешие проигрывают друг другу в карты и перегоняют из колка в колок.
В «Толковом словаре» Ожегова
ЛЕШИЙ, -его, м. В славянской мифологии: враждебный людям.
В этимологическом словаре Ивана Андреевича Крылова
Леший - Это слово в древнерусском языке первоначально означало "поросший лесом", а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Буквально – "обитатель леса".
В энциклопедии «Русская цивилизация»
Леший - (лешак, лесовик), злой дух, хозяин леса, воплощение враждебных сил леса. По языческим преданиям, его представляют одетым в звериную шкуру, он перегоняет стада зверей из дикого леса в другой, может менять свой рост — становиться выше деревьев или ниже травы.
2.Практическая часть.
2.1.Леший в пословицах и поговорках.
Мы нашли 13 пословиц и поговорок в словаре Владимира Даля
Был бы лес, будет и леший.
Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим.
Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Домовой лешему ворог; а полевой знается с домовым и с лешим.
Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.
С лешего (с черта) вырос, а ума-то не вынес!
Храбер, силен, а все с лешим не справишься.
Леший бы тебя задавил.
Его леший обошел.
Перегоняет с места на место, как леший зверя.
Коли леший зайцев нагонит, то мышей угонит, годами.
Кричит как леший.
Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской, подмосковное село Перово и Куликово поле.
Первого черемиса леший родил, оттого они в лесу сидят
Заключение.
Таким образом, мы пришли к выводу, что у разных народов живет поверье о разных мифических существах, водящихся в лесах, - «леших», как они называются в славянской мифологии.
Леший в пословицах поговорках, быличках, бывальщинах, поверьях русского народа изображается на сугубо бытовом фоне. С лесом была связана и от него зависела вся жизнь охотника, рыбака, земледельца.
Испокон веков лес для крестьянина – это охотничьи угодья. Одновременно лес с небольшими озерками и речками был и местом рыбного промысла. Неподалеку от воды строились и лесные избушки, которые служили пристанищем не только для рыбаков или охотников, но и для работающих на поле.
Лес привлекал человека и своими грибными, ягодными угодьями, на которые отправлялись в основном женщины и дети. Там же совершался и весь цикл земледельческих работ.
В лесу совершались многие языческие обряды. Или же отсюда брали магические атрибуты, чтобы исполнить определенные действа или обряды у себя дома, в избе, во дворе, в деревне. Причем персонажем, к которому обращались участники ритуала часто оказывался дух-«хозяин» лесных угодий, называемый по-разному: лес, лес праведный, лес честной, лесной, лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, лесовик, лесовик-боровичок, лешак, но чаще всего леший.
Использованная литература
1.Даль В.И. Словарь живого великорусского языка Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.
2.Даль В.И. О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа. СПб.,1994, 
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г